Трдат III — креститель Армении или жертва обмана?
Имя царя Трдата III в армянской исторической и культурной традициях неразрывно связано с принятием Арменией в 301 году христианства и личностью ее первокрестителя Григория Просветителя. Причем, крещение царства и личность его первого католикоса оттеняют образ самого Трдата, ставят его в некое подчиненное, «вспомогательное» положение. По мнению автора этой статьи историка Антона Евстратова, эта позиция легко объяснима, ведь все исторические источники, описывающие события тех времен, создавались христианскими монахами — единственной интеллигенцией Средних веков. Насельники монастырей не могли не акцентировать внимание на деятельности духовенства и духовной власти, которая в их глазах, вне сомнения, превалировала над светской.
Какова связь между Трдатом, Григорием Просветителем и летописцем Агатангелосом?
Наиболее ценным сочинением и едва ли не единственным настоящим источником о времени царя Трдата в армянской историографии является принадлежашая перу Агатангелоса «История обращения армян в христианскую веру». Остальные средневековые авторы, по сути, компилировали работу Агатангелоса.
Последний изначально считался (и сам себя называл) секретарем Трдата III, однако современной наукой было установлено, что он проживал в конце V столетия — на 100 лет позже описанных в его труде событий. К этому времени вокруг имени царя Трдата уже сложилась своеобразная агиография, а события его правления успели обрасти религиозными, неразрывно связанными с новой, христианской религией, мифами.
Так, у Агатангелоса и его последователей выходит, что именно Григорию Просветителю принадлежит эксклюзивная и приоритетная роль в крещении Великой Армении, а царь Трдат III в этом деле выполнял некую подчиненную функцию, возможно, вынужденно, будучи напуган божественными знамениями и перспективой божьих кар. Однако власть-то была у Трдата. Очевидно, что на самом деле волевое решение крестить Армению, создать местную церковь и даже «вспомнить» о находившемся на тот момент уже 13 лет в яме Хор Вирап Григории Просветителе принадлежит именно ему.
Оценки этого события встречаются разные — как среди ученых, так и в просто образованном обществе. Одни считают крещение Армении и деяния Трдата — выдающимися и единственно верными, едва ли не лучшим, что произошло со страной и армянской цивилизацией за всю их историю. Другие видят произошедшее заговором нахараров (армянской знати, в некоторой части христианизированной) и Григория Просветителя, обманувших храброго и эрудированного, но доверчивого и простодушного царя, что привело в итоге в стратегическом плане к утере Арменией независимости и разделению ее территории между Персией и Римом. Так или иначе, ответственность за исторический выбор Армении, за ее путь и в каком-то смысле — и за нынешнее положение армянского государства и армянского народа — на её царе Трдате III.
Трдат, сын царя Хосрова, убитого парфянином Анаком и Григорий, сын пафянина Анака, убившего царя Хосрова
Царь происходил из армянской ветви парфянской династии Аршакидов (Аршакуни). Другие ветви этой династии правили в Персии, Индии и Маскуте (прикаспийская часть современного Дагестана). Его отцом был великий правитель и полководец Хосров II, военно-политическая активность которого заставила трепетать соседнюю Персию. В последней, как раз в то время, произошла смена династии — местные, родственные армянским царям, Аршакиды оказались свергнуты, и на престол вошел Арташир — первый правитель из Сасанидов. Это испортило отношения страны с Арменией, царь которой Хосров, стремился отомстить за унижение своей персидской родни.
В течение 11 лет армянское войско ежегодно атаковало Персию, обращая в бегство, в том числе, и самого царя Арташира. Последний в отчаянии созвал совет военных руководителей, губернаторов провинций и вождей подвластных племен, на котором объявил награду тому, кто сумеет «отомстить» армянскому государю. На зов откликнулся парфянин Анак, который пообещал устранить Хосрова и которого за это Арташир пообещал короновать и сделать «вторым после себя», а также оставить за ним парфянские земли. В Армению Анак с родственниками, которые одновременно были его подельниками, прибыл под видом остатков истребленного Сасанидами парфянского рода. Путники были радостно встречены Хосровом, а сам Анак в Армении вознесен на высочайший пьедестал — по иронии судьбы, «второго после царя». А, спустя несколько месяцев он вместе с родным братом убил армянского государя в столице Армении Вагаршапате. Убийц, впрочем, сразу же настигли приближенные Хосрова и сбросили в реку с моста. Позже был уничтожен весь род Анака. Это произошло в 252 году.
У Хосрова из наследников был только малолетний сын Трдат III, которому сразу же стала угрожать смертельная опасность. Почувствовав благоприятный момент, персидский царь перешел в наступление, занимая одну за другой армянские территории, разоряя их и уводя в плен население. Была разбита и вытеснена из Армении и союзная ей римская армия. Царевича спасли его кормилицы, через знакомых переправив младенца в Грецию, которая тогда была территорией Римской империи. Спасся и малолетний сын цареубийцы Анака Григорий, которого уже его кормилицы смогли вывезти в Малую Азию.
Всю свою молодость и юность Трдат провел в изгнании — служил и воспитывался при дворе аристократа Лициния — всё в той же Греции. Он получил блестящее, по тем временам, образование, был очень силен в философии, а также достиг серьезных успехов в спорте — будучи выдающимся борцом, выиграл Олимпиаду. Трдата целенаправленно готовили к возвращению в Армению — на царский престол, а для этого требовался поистине великий воин, одинаково виртуозно владевший мечом и пером. В то же время, прямо в Греции, Трдат начал формирование своеобразного «правительства в изгнании» — круга ближайших сподвижников, на которых должен был опираться юный царевич в своем будущем походе в Армению, и члены которого, по-видимому, рассчитывали получить при дворе своего повелителя ключевые должности. К этому кружку присоединился и храбрый, умный и волевой Григорий — тот самый спасшийся сын цареубийцы Анака, прибывший в Грецию, ко двору Трдата из города Кесарии Каппадокийской. О его происхождении, ни царевич, ни другие его сподвижники не знали, зато очень вскоре вскрылась правда о вероисповедании молодого человека — он оказался приверженцем модной и стремительно набиравшей обороты секты христиан, учению которых был обучен в Каппадокии. Последнее не понравилось Трдату, считавшему христианство крайне опасной угрозой государственности, привычному образу жизни и традиционным в античном мире порядкам. Царевич угрозами, а иногда и вполне реальными притеснениями стремился убедить Григория отказаться от религии. Так между ними впервые возникла патовая по своей сути ситуация — Григорий не мог отказаться от христианства, а Трдат — от услуг Григория, уже успевшего себя проявить как талантливый и перспективный военачальник.
Как Трдат обманул вождя готов
«Звездный час» Трдата наступил во время готского вторжения в пределы Римской империи. Основной их удар был направлен на греческие земли, и именно там римская императорская армия вышла навстречу полчищам соперников. Впрочем, вождь готов, известный и умелый воин, предложил римскому императору решить вопрос без всеобщего кровопролития — поединком. Ситуация для римлян сложилась крайне опасная — с одной стороны их физически слабый лидер явно не мог противостоять готу, с другой — их армия не была готова к сражению с варварами, ни численно, ни организационно. Тогда же к основной римской армии спешил и отряд Лициния — покровителя Трдата, в составе которого был и армянский царевич. Подойдя к одному из городов, они обнаружили, что у них до утра не хватает фуража для лошадей — весь корм был на противоположной стороны городской стены. Тогда Трдат взобрался по укреплениям, попал в город, и через стену перекинул несколько снопов сена. Лициний удивился силе армянского принца и, когда его отряд соединился с основной армией, представил Трдата императору. Сразу же у трех собеседников в головах родился спасительный план. На следующее утро Трдата одели в императорские одежды, и он, представившись римским владыкой, вступил в бой с предводителем готов. Армянин быстро и легко одолел своего противника, и, униженного и побежденного, доставил в римский лагерь. Готы отступили. Успех был настолько ошеломляющим, что на голову Трдата возложили императорскую тиару и багряные одежды и провозгласили царем. Он получил полную политическую поддержку Рима и даже вспомогательную армию, с которой мог немедленно двигаться в Армению — возвращать трон своих предков. Момент настал.
Богословский диспут Трдата и Григория
Вскоре армия Трдата во главе с самим теперь уже царем появилась в пределах армянского государства и нанесла поражение персидским оккупационным войскам. Успех решено было отпраздновать в селении Ериза грандиозным пиршеством и принесением жертв богине Анаит, святилище которой там располагалось. Сопровождавшему царя Григорию было приказано поднести статуе богини венок и ветви деревьев. Христианин Григорий от участия в языческом обряде отказался, что стало причиной второго конфликта между ним и Трдатом.
Царь не мог понять, почему этот во всех отношениях достойный его соратник, веруя в своего бога, не может верить также и в других. Понятие монотеизма и приверженности одному божеству воспитанному в духе эллинизма и античной философии Трдату на тот момент вряд ли могло быть близко.
«Почитание и служение Богу никому нельзя уступать. Ибо лишь Он творец неба и ангелов, прославляющих Его величие, и земли и людей, созданных им, которые обязаны поклоняться Ему и исполнять его волю; Он же создатель всего, что в море и на суше», — настаивал Григорий.
Раздосадованный и разозленный царь объявил, что все заслуги его сподвижника перед ним — более не действительны, и вместо почестей и славы он получит унижения, тюрьму, мучения и смерть.
«Я уповал на вознаграждение не от тебя, а от Творца, созданиями которого являются все видимые и невидимые творения», — отвечал Григорий.
Сказать подобное абсолютному монарху требовало, несомненно, громадного мужества, и не могло не вызвать ответа в виде всего выше обещанного Трдатом. Но царь сдержался. Он до конца не расставался с надеждой переубедить своего соратника, дать ему возможность избежать мучений.
«Когда ты говоришь: „я от тебя ничего не жду и не буду ждать“, я понимаю, что ты желаешь смерти, и, немедленно, в могиле, где лежат те первые умершие, где и ты найдешь воздаяние. Что ж, я поскорее отправлю тебя туда, где ты желаешь оказаться. Но покажи мне, кто тот Христос, которого ты называешь творцом, дабы мне знать, кто воздаст за твои труды. Неужели он надзиратель могил, к которому ты желаешь отправиться, или он тот, кто освободит тебя от твоих тюремных уз?» — спрашивал государь.
Григорий рассказал ему о том, что Христос — Сын Божий, воскресший Сам и способный воскресить других, Тот от Которого зависит воздаяние каждому по делам его, и добавил, что язычники, в том числе и сам царь, «глупее вола и осла, ибо не признали Создателя», а боги их — безмолвные предметы.
Терпение царя лопнуло, и это стало сигналом для начала мучений Григория. Ему связали за спиной руки, на спину повесили огромную соляную плиту, стянули грудь цепью и, зацепив за нее веревку, подвесили сподвижника Трдата к кровле царского дворца. Его вешали за одну ногу и разводили снизу костер, чтобы мученик дышал дымом. Ему надевали на голову кожаные мешки с золой, и оставляли в таком состоянии на несколько дней, и даже насильно делали клизмы с водой через специальную воронку, соскребали кожу с боков железными лезвиями и обливали плавленым свинцом. Григорий не переставал читать молитвы своему Богу и призывать царя и его приближенных уверовать в него. Такая стойкость, да и сам факт выживания мученика, после всего вышеперечисленного удивила Трдата. Григорий неизменно объяснял это силой, которую дает ему его Бог. В итоге Трдат, поняв, что его пленник сам жаждет скорой смерти, решил лишить его этого «удовольствия», посадив в яму недалеко от цитадели города Арташат, обрекая, таким образом, на смерть медленную и мучительную. Усугубило участь мученика и то, что царь, с подачи одного из своих вельмож, наконец-то узнал, что Григорий — сын убийцы его отца.
Почему Трдат оказался столь жесток?
Отвечая на этот вопрос, сначала необходимо отметить, что сложно доподлинно сказать, какие мучения, действительно, претерпел Григорий, а какие приписал ему христианский церковный хронист Агатангелос. В любом случае, очевидно, что наказание он понес, а яма, в которой будущий креститель Армении находился 13 лет, известна до сих пор — там сейчас располагается монастырь Хор Вирап, один из основных армянских сакральных и историко-культурных центров. Причинами жестокости Трдата были опасения царя, касаемо распространения христианской, как тогда считалось, секты, адепты которой учили, как полагали их современники, не подчиняться не только языческим богам, но и поддерживавшим их культы властям, выступали против обрядов и обычаев, имевших не только религиозные, но и социально-политические функции, сплачивавших население и дававших ему осознание некоей общности и идентификацию. Вполне логично, что царь воспринимал христианство как антисистемную, антигосударственную, а потому — крайне опасную парадигму развития, и стремился всячески ему воспрепятствовать. Ни Трдат, ни другие правители того времени не видели в новой религии той идеологии, на основе которой можно строить государство, развивать его и защищать от врагов, которых у Армении было всегда в изобилии. Кроме того, молодой царь находился под сильным ментальным влиянием античной культуры и Римской империи, в которой, как известно, гонения христиан носили систематический характер. Да и в целом понятия о гуманизме в античные времена были иными, нежели сейчас. Немаловажным моментом здесь предстает и факт сокрытия Григорием своего происхождения, который, конечно, не мог не возмутить царя, лишившегося отца и вынужденного бежать.
Посадив Григория в яму, Трдат забыл о нем, вновь переключившись на государственные дела — тем более, что Армения, поддержанная Римской империей, перманентно воевала с Персией. Царской армии удалось одержать множество великих побед над персами, а самому Трдату — прославить свое имя, и как воину, и как полководцу. В страну потекла богатая добыча. Впрочем, Персия оказалась в то время не единственным врагом армянского царства — воевать пришлось также с кочевниками-гуннами, впрочем, вполне успешно.
Параллельно в Армении, равно как и по всему античному миру, протекали очень примечательные политико-идеологические и социальные процессы. Дело в том, что традиционная для этих пространств языческая религия уже долгие десятилетия пребывала в состоянии кризиса. Ее идеологический потенциал был исчерпан, а сакральность утрачена. Религия в позднем античном обществе все более превращалась в плохо связанный между собой сборник отдельных традиций, праздников и ритуалов — больше социокультурных, нежели непосредственно религиозных. У общества в целом и отдельного его члена в частности создавался ментальный вакуум, который необходимо было заполнять. Заполнение происходило, по-разному — древними восточными культами (к примеру, древнеегипетскими, одно время весьма популярными в Риме), новыми или обновленными восточными системами (самым известным из которых является культу Митры, митраизм) и, конечно, христианством, для которого сложившаяся ситуация стало благодатной почвой. Из маргинальной секты учение Иисуса Христа стремительно превращалось в мировую религию — невзирая на противодействие властей и жестокие расправы над своими адептами. Росло число христиан и в Армении — причем, не только среди простого населения, на которое изначально была обращена проповедь Христа, но и в кругу аристократов — нахараров. Армянское общество стремительно менялось, и за 13 лет нахождения Григория в яме ситуация стала качественно иной.
Кто помог выжить в яме святому Григорию и почему дева Рипсимэ отказала императору и властителю?
Впрочем, не так все плохо было и у самого Григория, которого предполагалось заморить голодом, но этого не случилось. Его регулярно кормили (согласно данным Агатангелоса, это делала проживавшая неподалеку вдова, сбрасывавшая в яму лепешки) и, судя по всему, знакомили с новостями армянского царства. А новостей было предостаточно.
В Армении появилась христианская община бежавших из Римской империи дев, одну из которых, по имени Рипсимэ, римский император Диоклетиан, известный, и надо признать, яростный гонитель христиан, выбрал себе в жены. Не желая связывать себя узами брака с императором, инокиня Рипсимэ, вместе с сестрами по религии, скрылась за пределы римских владений. Община, руководимая настоятельницей Гаяне, поселилась в столице Армении Вагаршапате и зарабатывала на хлеб продажей имевшихся у дев пожитков. Кроме того, одна из девушек умела создавать поделки из стекла, чем также приносила доход в общую копилку. Впрочем, бежать из языческого Рима в языческую Армению, надо сказать, было не лучшей идеей — тем более, учитывая союзнические отношения между двумя странами и их правителями. Диоклетиан разослал по соседним государствам письма с призывом найти бежавших христианок. Получил такое письмо и Трдат. Причем, Диоклетиан писал ему, что остальных членов общины он может оставить у себя, а Рипсимэ просил отправить в Рим. Впрочем, император отметил, что, если Трдату самому понравится дева, он может и оставить ее себе. Вскоре общину разыскали. Красота Рипсимэ поразила и армянских солдат, и горожан Вагаршапата, а затем и самого царя Армении, который решил жениться на ней — оговорка Диоклетиана оказалась кстати.
Требовалась «сущая малость» — согласие самой девушки, которая, посвятив себя Богу, пойти на брак не могла. Поддержали ее в этом и другие члены общины и ее настоятельница Гаяне.
«Помни, дитя мое, что ты оставила, ты отвергла знаменитый и великолепный трон твоей родины, царскую порфиру, и возжаждала непреходящего сияющего света царствия Христова, Который есть Творец, Хранитель и Обновитель и бережет обещанные неисчислимые блага для уповающих на Него. И ты, дитя мое, пренебрегшая порфирой своей преходящей жизни, как теперь ты сможешь чистоту твоего целомудрия отдать на съедение этим псам в варварской стране?» — увещевала она свою подопечную.
Царь, однако, был настойчив — девушку доставили во дворец, поселили в специальной комнате, куда к ней вошел Трдат. Попытавшись взять ее силой, он столкнулся с неожиданным сопротивлением — эта хрупкая отшельница… поборола его, богатыря и победителя Олимпийских игр! Тогда к двери комнаты привели ее настоятельницу, которую заставили уговорить Рипсимэ, но та, наоборот, призывала подопечную быть верной своим христианским обязательствам. Тогда ей разбили лицо камнями, выбили зубы и раздробили челюсть. Впрочем, это не помешало Рипсимэ сбежать из царского дворца. Ее настигли недалеко от Арташата и, подвергнув жестоким мукам, разорвали на куски. Затем не менее жестоко убили других дев из общины.
А через несколько дней царя Трдата поразил странный недуг — он сбежал в лес и, уподобившись кабану, стал поедать траву и коренья. Царедворцы и приближенные не знали, что делать, и тогда сестра царя Хосровидухт, заявила, что видела сон, призывающий освободить находящегося в яме Григория, который только и может исцелить ее брата. Мало, кто во дворце помнил об узнике, но его разыскали, подняли из ямы и попросили помочь. Григорий согласился, заявив, что он и его Бог прощают мучителей и гонителей, но им необходимо обратиться в христианство. Не обошлось, впрочем, и без угроз со стороны будущего святого.
«Но если вы не пожелаете слушать проповедь Слова жизни, Он поразит вас жестокими ударами мести и уничтожит, и будет судить вас руками чужих и врагов и, сполна отомстив вам, предаст вас смерти», — заявил бывший узник.
Оказалось, что он знал, и о ситуации в стране, и о произошедшем с христианскими девами из Рима, и о многом другом. Приближенным царя не оставалось ничего иного, кроме как согласиться на условия Григория, который сразу же развернул активную христианскую пропаганду, знакомя армян с новым учением, а на месте казни святой Гаяне с ее подопечными была возведена первая часовня. Царь был исцелен, и активно начал крещение Великой Армении.
Мы позволим себе усомниться в рассказе о превращении царя Армении в кабана, зато выскажем робкое подозрение в активном общении Григория с сестрой Трдата Хосровидухт, которая, возможно, и обеспечила сравнительно «мягкие» условия содержания узника в яме, а также снабжала его необходимой информации о происходящем в стране. Во многом, скорее всего, именно благодаря своей сестре и уже принявшим (возможно тайно) христианство князьям-нахарарам, царь, в условиях кризиса язычества, обратился к христианству. Тогда же ему, якобы «случайно» напомнили о том, что помочь ему в крещении может именно Григорий. А после того, как последний получил титул католикоса Армении и необходимые полномочия от митрополита в Кесарии, именно он стал главным сподвижником Трдата в деле «перевоспитания» язычников-армян.
В пользу этой точки зрения свидетельствует то рвение, которое демонстрировал Трдат III распространении христианства, а также его блестящее овладение новой доктриной. Он, знаток античной философии, наконец, смог найти нити, сближающие античное общество с новой религией, а значит — наиболее релевантные пути его ментальной и социополитической интеграции. По всей стране началось строительство церквей и массовые крещения.
Однако связь со старыми религиозными традициями требовалось разорвать радикально и навсегда. Царь и Григорий с войском, путешествовали по Армении, разрушая на своем пути языческие храмы. Мы достаточно плохо знаем о том, какое сопротивление им встречалось, однако факт того, что демонтаж культовых сооружений приходилось проводить с помощью армии, наталкивает нас на некоторые неутешительные мысли. Для привлечения к христианству, впрочем, использовался не только кнут, но и «пряник» — новых верующих освобождали от долговых обязательств, выпускали из тюрем, всячески одаривали.
Для новой религии необходимо было создать прочный институт священнослужителей, фактически, новое сословие, качественно отличное от прежнего жречества и противостоящее ему. Священники рекрутировались первоначально из двух социальных групп — из маргиналов с окраин, не имевших связей с прежними жрецами и культами (зато во всем зависимых от царя и Григория), и… из детей тех самых жрецов. Таким образом, с одной стороны, обеспечивалось подчинение нового института центральной власти, а с другой уничтожались перспективы воспроизводства язычества в следующих поколениях.
Успехи Армении в деле распространения христианства не могли не оказаться в сфере внимания Рима, новый император которого, Константин, решился на схожие реформы. Он пригласил Трдата к себе в столицу. Вместе с царем приехал и Григорий, которого представили императору. Константин испросил благословения у армянского первосвященника и, получив его, с великими почестями отпустил царя и католикоса обратно в Армению. После этого Григорий удалился от дел церковных, избрав отшельническую жизнь, однако продолжал влиять на ситуацию в стране через своего сына Аристакеса, который и стал новым католикосом. Последний принял участие в знаменитом Никейском соборе 325 года — первом Вселенском соборе в истории христианства, принявшем Символ Веры, 20 канонов и осудившем начавшие подниматься ереси.
Только вот сильный, своенравный и популярный в народе Трдат был все менее и менее нужен, как новым христианским иерархам, так и нахарарской знати. Его стремление держать под контролем, и церковь, и территориальных правителей, явно раздражало тех и других. Против Трдата III созрел заговор, и в 330 году царь был отравлен его участниками. Усмирять непокорную знать пришлось уже его сыну Хосрову III, который, надо сказать, справился со своей задачей. Однако это — события и деяния следующих царствований, времен и эпох. История Трдата III закончилась. Он, вне сомнения, был выдающимся человеком, оставившим после себя мощное государство, новую идеологию и славную память. Будучи и ментально, и хронологически человеком своего времени, царь Великой Армении, однако, перевел её из античности на новый этап развития. Фактически, после крещения это государство вступило в свое средневековье. Впрочем, избрав для себя, стараниями Трдата — великого воина, философа и спортсмена-олимпийца, христианский путь развития Армения идет по нему и до сих пор.
Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы
Обложка: wikimedia.org