Редакция

Какие традиционные средства передвижения использовали в Армении до начала XX века

Редакция
Какие традиционные средства передвижения использовали в Армении до начала XX века

Армянское нагорье, входившее в ареал переднеазиатской цивилизации, еще с древнейших времен стало одним из центров вьючно-верхового и колесного транспорта, использовавшегося в быту армян до начала XX века. С древнейших времен через Армянское нагорье проходили связывавшие Европу с Азией такие важные дороги, как Царская, Шелковая, Солевая, магистраль Тавриз – Джуга (Джульфа) – Ереван – Тифлис. Это обстоятельство не могло не оказать своего положительного влияния на развитие хозяйственно-культурной жизни Армении, на появление широкой сети путей сообщения, дальнейшее их развитие и совершенствование.

Григор Шарбабчян. «Нор-Баязет. Мост», 1911. Национальная галерея Армении

Григор Шарбабчян. «Нор-Баязет. Мост», 1911. Национальная галерея Армении

Прохождение через Армению важных транзитных путей было бы, однако, невозможным без наличия внутри страны более или менее благоустроенных дорог, особенно если иметь в виду сильно изрезанный многочисленными горными хребтами рельеф Армянского нагорья: все важнейшие дороги, связывавшие различные части страны, пересекал целый ряд перевалов и горных ущелий. Основные пути сообщения, пересекавшие Армянское нагорье вдоль и поперек, по своему назначению, роли в социально-экономической жизни страны, масштабности можно разделить на следующие типы: магистральные, проселочные и внутрисельские. На многочисленных дорогах для отдыха путников и караванов в их длительном путешествии большое внимание уделялось постройке караван-сараев и постоялых дворов, принадлежавших государству, монастырям и частным лицам.

Сухопутные пути сообщения на многих участках прерывались многочисленными водными преградами, для преодоления которых использовались речные переправы, большие и малые мосты, разнообразные способы транспортировки. В неглубоких местах переправа осуществлялась без каких-либо вспомогательных средств, в глубоких же — на местных плотах из бурдюков — tkalast, tkanav.

С древнейших времен армяне использовали различные водные средства передвижения. В средневековых источниках (Товма Арцруни, Ованнес Драсханакертци, Григор Нарекаци и др.) содержатся ценные сведения о судоходстве по озерам Ван, Севан, Урмия, верхним течениям Тигра и Евфрата, рекам Арацани и Чорох. Известны портовые города Аяс (в бухте Армянского залива, ныне залив Искендерун), Тарсон, Мерсин, Корикос, Адана в Киликийской Армении, имевшей почти 500-километровую береговую линию на Средиземном море.

Наиболее древним и распространенным средством транспортировки являются пешее передвижение и различные способы переноски грузов, которые осуществляются непосредственно человеком при помощи созданных им разнообразных приспособлений.

На сравнительно близкие расстояния тяжести переносили на спине — kŕnak, šalak, на плече, в обхват, волоком и другими способами.

Переноска грузов на спине. Село Шванидзор (Сюник), 1961 год. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Переноска грузов на спине. Село Шванидзор (Сюник), 1961 год. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Для переноски грузов людьми или перевозки на вьючном скоте использовались многочисленные приспособления: коромысла, различные типы деревянных, глиняных и медных кувшинов, специальные подушки, надевавшиеся на спину носильщика, бурдюки, плетеные корзины, разные мешки и увязочные веревки, которые служили для поддержания и закрепления груза.

Одним из самых необходимых и распространенных приспособлений для перевозок грузов были кожаные бурдюки и мешки. В бурдюках, изготовленных из шкуры различных животных, перевозили воду, молоко, мацун, масло, сыр, вино и другие продукты. Их необходимость особенно ощущалась в сильно изрезанных горных районах как наиболее надежное средство доставки грузов.

В садоводческих и богатыми лесами районах для перевозки большей частью использовались плетеные корзины разных форм и размеров, в других местах — в основном кожаные мешки и шерстяные переметные сумы — хурджины различных типов. Многие из этих приспособлений широко использовались также при перевозке грузов на вьючных животных. Характерно, что многие из них (бурдюк — tik, хурджин) служили в качестве определенных и общепринятых в народе мер, которые были также официально признаны. Средняя грузоподъемность одной лошади достигала 10–12 пудов, мула — 10 пудов, осла — 6 пудов, верблюда — 24 пуда.

Природно-климатические условия Армянского нагорья и своеобразие существовавших путей сообщения способствовали появлению у армян особых средств передвижения.

Для свободного передвижения по снегу и льду у армян существовала специальная обувь — hetik, lakan, о которой упоминает еще древнегреческий историк и географ Страбон.

Приспособления для передвижения по снегу. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Приспособления для передвижения по снегу. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Это были деревянные приспособления круглой или овальной формы с колесиками или без, которые привязывали к ногам веревкой или кожаными шнурками.

Как свидетельствуют археологические и историографические данные, для перевозки людей и грузов на Армянском нагорье с древнейших времен использовали домашний скот — ослов, мулов, лошадей, в южных областях — верблюдов, в случае необходимости также волов, буйволов. В армянской историографии вьючно-верховой скот известен под общим названием grast. Основными видами домашнего скота, служившими для вьючных перевозок, были осел, лошадь и мул. В конце ХIХ и начале XX века лучшими породами лошадей в Армении являлись карабах, араб или тачик. В Армении, как и вообще в Закавказье, были распространены лошади сравнительно невысокого роста (высота холки около 140–150 см), которые, однако, выделялись стройностью экстерьера, маленькой головой, прямой шеей, тонкими ногами, были выносливы и быстры. В качестве вьючного скота предпочиталась кобыла, которая ценилась также как дающая приплод. Самцов, предназначенных для использования в качестве вьючного скота, уже в 2–3-летнем возрасте кастрировали. Почти каждое хозяйство имело одного-двух ослов, а в поселениях, расположенных вблизи городов, некоторые держали по 10 и более ослов, занимаясь извозом или сдавая их в наем на тот или иной срок.

Для удобного навьючивания и езды верхом, а также предохранения скота от всевозможных травм применяли войлочные или набитые соломой седла, укреплявшиеся на спине животного ремнями. Грузы перевозили в мешках, корзинах или в переметных сумах — хурджинах, сделанных из плотной безворсовой ковровой ткани и представлявших собой два одинаковых, скрепленных между собой мешка, которые перекидывали через спину осла.

Двухколесная арба, запряженная ослом. Село Ноемберян (Тавуш), 1961 год. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Двухколесная арба, запряженная ослом. Село Ноемберян (Тавуш), 1961 год. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Для перевозки грузов на животных использовались различные типы вьючных деревянных седел, известные под общим названием кех. Особо широко использовались специальные вьючные седла для перевозки дров, камней, доставки воды в кувшинах, распространенные и у многих других народов.

Для доставки жидкостей пользовались деревянными, глиняными, медными кувшинами, а позже и ведрами.

В низменной части Армении для перевозки грузов на небольшие расстояния ослов использовали также и в качестве тягловых животных, впрягая в небольшие двух- или четырехколесные повозки, а иногда и в сани.

Перевозки грузов на лошадях имели преимущественно местное хозяйственное значение, и они производились на сравнительно короткие расстояния. Использование лошади в качестве вьючно-верхового средства передвижения было более распространено в хозяйственном быту армянского крестьянства горных и лесных районов, чем в равнинных, где преобладающая часть перевозок осуществлялась колесным транспортом. В качестве вьючного животного у армян широко использовали и лошадь, но все же чаще на ней ездили верхом.

Мул, помимо перевозки грузов, в некоторых местностях служил и верховым, а иногда и тягловым животным. Использование мула в качестве вьючного животного не ограничивалось рамками потребительского крестьянского хозяйства. Во многих горных поселениях были специальные муловоды, которые имели по 5–10 и более мулов и занимались платными перевозками.

Летние сани — кырыкашан. Арцах, Сюник. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Летние сани — кырыкашан. Арцах, Сюник. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Волов и буйволов как вьючных использовали, как правило, только если не хватало ослов, мулов и лошадей при перекочевке на летние пастбища и обратно; они были основной тягловой силой. Значительно реже в этом качестве использовали лошадей, мулов и ослов.

Снаряжение для вьючно-верхового скота отличалось большим разнообразием, причем наиболее древние образцы относятся еще к эпохе бронзы. Оно делалось из кожаных, войлочных, деревянных и даже металлических деталей. Существовал целый ряд ремесел, связанных с изготовлением снаряжения для различных видов скота. Описания с названиями отдельных частей этого снаряжения, упомянутые средневековыми армянскими авторами, в основном соответствовали той упряжи, которая применялась в крестьянском быту в XIX – начале XX века.

Армянские народные упряжные средства передвижения были бесколесные (волокуши, летние и зимние сани) и колесные (арба и ее разновидности). Волокуши, k‘ašan, широко распространенные в лесных районах Армении, изготовляли обычно из одного толстого или нескольких тонких стволов дерева либо из длинных веток. В Сюнике и Арцахе пользовались усовершенствованным типом волокуши — кырыкашан. Это была толстая ветка дерева, два ствола которой, несколько загнутые сзади, служили как бы полозьями, и все сооружение напоминало сани. Нижнюю часть «полозьев» для лучшего скольжения обтесывали, а на верхней в небольших углублениях вертикально укрепляли колья высотой примерно в полметра, на некоторые параллельно полозьям насаживали жерди. Кырыкашан использовали в основном в незимнее время для перевозки камней и других строительных материалов.

В горных районах, преимущественно в Западной Армении, зимой использовали dahuk — сани ручной тяги, отличающиеся от обычных саней тем, что их полозья в передней части постепенно поднимались и принимали настолько изогнутую форму, что человек, ухватившись за них, мог сам тянуть сани.

В некоторых крестьянских хозяйствах, преимущественно зажиточных, имелись сани, в которые зимой впрягали пару волов и ездили на них в гости, на свадьбу, в соседние села, в город, чтобы продать сельскохозяйственные продукты или дрова.

В Армении с древности были широко распространены различные типы арбы — sayl, sel. Известны обнаруженные археологами на обнажившемся после обмеления дне озера Севан близ селения Лчашен двухколесные и четырехколесные повозки и боевые колесницы позднебронзового периода (XIV век до н. э.). Многочисленные упоминания о колесных средствах передвижения имеются и у средневековых армянских авторов, начиная с V века. Правда, сообщаемые ими сведения относятся почти исключительно к высшим слоям общества, которые использовали для парадных разъездов изящные, нередко позолоченные двух- и четырехколесные повозки. В крестьянском быту, преимущественно в равнинных и предгорных районах, пользовались двухколесной арбой со сплошными массивными колесами — maŕan sel. Эти колеса, изготовленные обычно из трех кусков дерева, были наглухо насажены на квадратные концы оси, которая крутилась вместе с ними.

Арба для перевозки сена, соломы. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Арба для перевозки сена, соломы. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Кузов делался из двух длинных (5–6 м) квадратной формы балок, скрепленных в передней части колышком, продетым через отверстия на концах балок, которые, в свою очередь, скреплялись поперечными досками. В сквозные отверстия, сделанные на балках и поперечных досках, вставляли колья, а на них параллельно нижним боковым балкам насаживали жерди. Сконструированный таким образом кузов приобретал необходимую прочность, а форма его была удобна для перевозки различных грузов в горной местности. В некоторых гористых и лишенных удобных дорог районах Западной Армении (Мокс, Шатах) колесный транспорт отсутствовал; у местных жителей представление о колесе ассоциировалось с вращающимся круглым мельничным жерновом.

Начиная со второй половины XIX века широкое распространение получила также двухколесная арба со спицами, ось которой была неподвижно прикреплена к кузову, а колеса свободно вращались на округлых концах оси.

Примерно в этот же период жители преимущественно равнинных местностей — в Араратской долине, Шираке, в районе озера Севан, Лори и Сюника — стали использовать и четырехколесную повозку со спицами. Это было в значительной мере связано с появлением в этих местах русских и украинцев, в основном духоборов и молокан, которые привезли с собой четырехколесную телегу получившую у армян название ŕsi sel (букв. «русская арба»).

С появлением и распространением современного транспорта не только постепенно выходили из широкого обихода традиционные средства передвижения, но и приходили в упадок связанные с ними ремесла и занятия.

Однако востребованность в современном сельском быту хорошо приспособленных к местным условиям народных средств передвижения полностью не исчезла: традиционная двухколесная арба, вьючные животные (мул, осел) еще частично используются в армянских селениях и в наши дни.

Источник: Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

Какие традиционные средства передвижения использовали в Армении до начала XX века