Какие традиционные средства передвижения использовали в Армении до начала XX века
Армянское нагорье, входившее в ареал переднеазиатской цивилизации, еще с древнейших времен стало одним из центров вьючно-верхового и колесного транспорта, использовавшегося в быту армян до начала XX века. С древнейших времен через Армянское нагорье проходили связывавшие Европу с Азией такие важные дороги, как Царская, Шелковая, Солевая, магистраль Тавриз – Джуга (Джульфа) – Ереван – Тифлис. Это обстоятельство не могло не оказать своего положительного влияния на развитие хозяйственно-культурной жизни Армении, на появление широкой сети путей сообщения, дальнейшее их развитие и совершенствование.
Прохождение через Армению важных транзитных путей было бы, однако, невозможным без наличия внутри страны более или менее благоустроенных дорог, особенно если иметь в виду сильно изрезанный многочисленными горными хребтами рельеф Армянского нагорья: все важнейшие дороги, связывавшие различные части страны, пересекал целый ряд перевалов и горных ущелий. Основные пути сообщения, пересекавшие Армянское нагорье вдоль и поперек, по своему назначению, роли в социально-экономической жизни страны, масштабности можно разделить на следующие типы: магистральные, проселочные и внутрисельские. На многочисленных дорогах для отдыха путников и караванов в их длительном путешествии большое внимание уделялось постройке караван-сараев и постоялых дворов, принадлежавших государству, монастырям и частным лицам.
Сухопутные пути сообщения на многих участках прерывались многочисленными водными преградами, для преодоления которых использовались речные переправы, большие и малые мосты, разнообразные способы транспортировки. В неглубоких местах переправа осуществлялась без каких-либо вспомогательных средств, в глубоких же — на местных плотах из бурдюков — tkalast, tkanav.
С древнейших времен армяне использовали различные водные средства передвижения. В средневековых источниках (Товма Арцруни, Ованнес Драсханакертци, Григор Нарекаци и др.) содержатся ценные сведения о судоходстве по озерам Ван, Севан, Урмия, верхним течениям Тигра и Евфрата, рекам Арацани и Чорох. Известны портовые города Аяс (в бухте Армянского залива, ныне залив Искендерун), Тарсон, Мерсин, Корикос, Адана в Киликийской Армении, имевшей почти 500-километровую береговую линию на Средиземном море.
Наиболее древним и распространенным средством транспортировки являются пешее передвижение и различные способы переноски грузов, которые осуществляются непосредственно человеком при помощи созданных им разнообразных приспособлений.
На сравнительно близкие расстояния тяжести переносили на спине — kŕnak, šalak, на плече, в обхват, волоком и другими способами.
Для переноски грузов людьми или перевозки на вьючном скоте использовались многочисленные приспособления: коромысла, различные типы деревянных, глиняных и медных кувшинов, специальные подушки, надевавшиеся на спину носильщика, бурдюки, плетеные корзины, разные мешки и увязочные веревки, которые служили для поддержания и закрепления груза.
Одним из самых необходимых и распространенных приспособлений для перевозок грузов были кожаные бурдюки и мешки. В бурдюках, изготовленных из шкуры различных животных, перевозили воду, молоко, мацун, масло, сыр, вино и другие продукты. Их необходимость особенно ощущалась в сильно изрезанных горных районах как наиболее надежное средство доставки грузов.
В садоводческих и богатыми лесами районах для перевозки большей частью использовались плетеные корзины разных форм и размеров, в других местах — в основном кожаные мешки и шерстяные переметные сумы — хурджины различных типов. Многие из этих приспособлений широко использовались также при перевозке грузов на вьючных животных. Характерно, что многие из них (бурдюк — tik, хурджин) служили в качестве определенных и общепринятых в народе мер, которые были также официально признаны. Средняя грузоподъемность одной лошади достигала 10–12 пудов, мула — 10 пудов, осла — 6 пудов, верблюда — 24 пуда.
Природно-климатические условия Армянского нагорья и своеобразие существовавших путей сообщения способствовали появлению у армян особых средств передвижения.
Для свободного передвижения по снегу и льду у армян существовала специальная обувь — hetik, lakan, о которой упоминает еще древнегреческий историк и географ Страбон.
Это были деревянные приспособления круглой или овальной формы с колесиками или без, которые привязывали к ногам веревкой или кожаными шнурками.
Как свидетельствуют археологические и историографические данные, для перевозки людей и грузов на Армянском нагорье с древнейших времен использовали домашний скот — ослов, мулов, лошадей, в южных областях — верблюдов, в случае необходимости также волов, буйволов. В армянской историографии вьючно-верховой скот известен под общим названием grast. Основными видами домашнего скота, служившими для вьючных перевозок, были осел, лошадь и мул. В конце ХIХ и начале XX века лучшими породами лошадей в Армении являлись карабах, араб или тачик. В Армении, как и вообще в Закавказье, были распространены лошади сравнительно невысокого роста (высота холки около 140–150 см), которые, однако, выделялись стройностью экстерьера, маленькой головой, прямой шеей, тонкими ногами, были выносливы и быстры. В качестве вьючного скота предпочиталась кобыла, которая ценилась также как дающая приплод. Самцов, предназначенных для использования в качестве вьючного скота, уже в 2–3-летнем возрасте кастрировали. Почти каждое хозяйство имело одного-двух ослов, а в поселениях, расположенных вблизи городов, некоторые держали по 10 и более ослов, занимаясь извозом или сдавая их в наем на тот или иной срок.
Для удобного навьючивания и езды верхом, а также предохранения скота от всевозможных травм применяли войлочные или набитые соломой седла, укреплявшиеся на спине животного ремнями. Грузы перевозили в мешках, корзинах или в переметных сумах — хурджинах, сделанных из плотной безворсовой ковровой ткани и представлявших собой два одинаковых, скрепленных между собой мешка, которые перекидывали через спину осла.
Для перевозки грузов на животных использовались различные типы вьючных деревянных седел, известные под общим названием кех. Особо широко использовались специальные вьючные седла для перевозки дров, камней, доставки воды в кувшинах, распространенные и у многих других народов.
Для доставки жидкостей пользовались деревянными, глиняными, медными кувшинами, а позже и ведрами.
В низменной части Армении для перевозки грузов на небольшие расстояния ослов использовали также и в качестве тягловых животных, впрягая в небольшие двух- или четырехколесные повозки, а иногда и в сани.
Перевозки грузов на лошадях имели преимущественно местное хозяйственное значение, и они производились на сравнительно короткие расстояния. Использование лошади в качестве вьючно-верхового средства передвижения было более распространено в хозяйственном быту армянского крестьянства горных и лесных районов, чем в равнинных, где преобладающая часть перевозок осуществлялась колесным транспортом. В качестве вьючного животного у армян широко использовали и лошадь, но все же чаще на ней ездили верхом.
Мул, помимо перевозки грузов, в некоторых местностях служил и верховым, а иногда и тягловым животным. Использование мула в качестве вьючного животного не ограничивалось рамками потребительского крестьянского хозяйства. Во многих горных поселениях были специальные муловоды, которые имели по 5–10 и более мулов и занимались платными перевозками.
Волов и буйволов как вьючных использовали, как правило, только если не хватало ослов, мулов и лошадей при перекочевке на летние пастбища и обратно; они были основной тягловой силой. Значительно реже в этом качестве использовали лошадей, мулов и ослов.
Снаряжение для вьючно-верхового скота отличалось большим разнообразием, причем наиболее древние образцы относятся еще к эпохе бронзы. Оно делалось из кожаных, войлочных, деревянных и даже металлических деталей. Существовал целый ряд ремесел, связанных с изготовлением снаряжения для различных видов скота. Описания с названиями отдельных частей этого снаряжения, упомянутые средневековыми армянскими авторами, в основном соответствовали той упряжи, которая применялась в крестьянском быту в XIX – начале XX века.
Армянские народные упряжные средства передвижения были бесколесные (волокуши, летние и зимние сани) и колесные (арба и ее разновидности). Волокуши, k‘ašan, широко распространенные в лесных районах Армении, изготовляли обычно из одного толстого или нескольких тонких стволов дерева либо из длинных веток. В Сюнике и Арцахе пользовались усовершенствованным типом волокуши — кырыкашан. Это была толстая ветка дерева, два ствола которой, несколько загнутые сзади, служили как бы полозьями, и все сооружение напоминало сани. Нижнюю часть «полозьев» для лучшего скольжения обтесывали, а на верхней в небольших углублениях вертикально укрепляли колья высотой примерно в полметра, на некоторые параллельно полозьям насаживали жерди. Кырыкашан использовали в основном в незимнее время для перевозки камней и других строительных материалов.
В горных районах, преимущественно в Западной Армении, зимой использовали dahuk — сани ручной тяги, отличающиеся от обычных саней тем, что их полозья в передней части постепенно поднимались и принимали настолько изогнутую форму, что человек, ухватившись за них, мог сам тянуть сани.
В некоторых крестьянских хозяйствах, преимущественно зажиточных, имелись сани, в которые зимой впрягали пару волов и ездили на них в гости, на свадьбу, в соседние села, в город, чтобы продать сельскохозяйственные продукты или дрова.
В Армении с древности были широко распространены различные типы арбы — sayl, sel. Известны обнаруженные археологами на обнажившемся после обмеления дне озера Севан близ селения Лчашен двухколесные и четырехколесные повозки и боевые колесницы позднебронзового периода (XIV век до н. э.). Многочисленные упоминания о колесных средствах передвижения имеются и у средневековых армянских авторов, начиная с V века. Правда, сообщаемые ими сведения относятся почти исключительно к высшим слоям общества, которые использовали для парадных разъездов изящные, нередко позолоченные двух- и четырехколесные повозки. В крестьянском быту, преимущественно в равнинных и предгорных районах, пользовались двухколесной арбой со сплошными массивными колесами — maŕan sel. Эти колеса, изготовленные обычно из трех кусков дерева, были наглухо насажены на квадратные концы оси, которая крутилась вместе с ними.
Кузов делался из двух длинных (5–6 м) квадратной формы балок, скрепленных в передней части колышком, продетым через отверстия на концах балок, которые, в свою очередь, скреплялись поперечными досками. В сквозные отверстия, сделанные на балках и поперечных досках, вставляли колья, а на них параллельно нижним боковым балкам насаживали жерди. Сконструированный таким образом кузов приобретал необходимую прочность, а форма его была удобна для перевозки различных грузов в горной местности. В некоторых гористых и лишенных удобных дорог районах Западной Армении (Мокс, Шатах) колесный транспорт отсутствовал; у местных жителей представление о колесе ассоциировалось с вращающимся круглым мельничным жерновом.
Начиная со второй половины XIX века широкое распространение получила также двухколесная арба со спицами, ось которой была неподвижно прикреплена к кузову, а колеса свободно вращались на округлых концах оси.
Примерно в этот же период жители преимущественно равнинных местностей — в Араратской долине, Шираке, в районе озера Севан, Лори и Сюника — стали использовать и четырехколесную повозку со спицами. Это было в значительной мере связано с появлением в этих местах русских и украинцев, в основном духоборов и молокан, которые привезли с собой четырехколесную телегу получившую у армян название ŕsi sel (букв. «русская арба»).
С появлением и распространением современного транспорта не только постепенно выходили из широкого обихода традиционные средства передвижения, но и приходили в упадок связанные с ними ремесла и занятия.
Однако востребованность в современном сельском быту хорошо приспособленных к местным условиям народных средств передвижения полностью не исчезла: традиционная двухколесная арба, вьючные животные (мул, осел) еще частично используются в армянских селениях и в наши дни.
Источник: Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).