Тариэл Бишарян: «Беру от итальянцев то, что мне нравится, но бизнес веду, как меня учил отец» 

Тариэл Бишарян: «Беру от итальянцев то, что мне нравится, но бизнес веду, как меня учил отец» 

Тариэл Бишарян — предприниматель из Милана, основатель fashion-проекта Emerging Talents и шоурума дизайнерской одежды Tariel Bisharian. Кроме проектов в сфере моды, он занимается благотворительностью и организует инициативы, направленные на популяризацию армянской культуры в других странах. В беседе с корреспондентом Армянского музея Москвы Татьяной Тростниковой Тариэл рассказал об особенностях ведения бизнеса в Италии и проблемах современной моды, а также поделился планами на будущее.

Тариэл Бишарян на показе в Палаццо Висконти в рамках Недели моды в сентябре 2020 / Фото: © Анна Минаева

Тариэл Бишарян на показе в Палаццо Висконти в рамках Недели моды в сентябре 2020 / Фото: © Анна Минаева

— Тариэл, расскажи о себе. Откуда ты и как оказался в Милане?

Я родился в Армении, в Эчмиадзине. Как любому советскому человеку, который вырос на фильмах с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен, мне всегда нравилась Италия. Моё знакомство с ней состоялось в 2006 году, когда я приехал в город Изео в университетскую летнюю школу. Тогда я учился на третьем курсе Ереванского государственного университета на факультете прикладной математики и информатики. Оставался ещё один год бакалавриата. После той поездки я понял, что магистратуру хотел бы окончить в Италии — мне интересно было там пожить. После ЕГУ я ушёл в армию, а вернувшись, поступил в римский университет Tor Vergata на курс MBA (Master of Business Administration — программа управленческой подготовки менеджеров среднего и высшего звена, а также предпринимателей. — Прим. авт.). Рим – очень красивый город, мне нравится его атмосфера, но Милан больше подходит для работы. Переехав, я пытался устроиться в разные компании, но через какое-то время понял, что должен открыть своё дело. Я зарегистрировал partita IVA (аналог российского ИП — прим. авт.) и начал предлагать бизнес-консультации компаниям, которые занимались дизайном интерьера — эта сфера была мне хорошо знакома, так как у моей семьи в Армении собственное производство дверей и мебели. В 2013 году итальянским производителям был особенно интересен российский рынок. Я знал его особенности и вкусы клиентов, пригодилось и знание русского.

Кстати, а итальянский ты учил в Италии или в Армении?

Первые два года на итальянском я не говорил вообще, так как в университете Tor Vergata обучение проходило на английском. Компания друзей у меня тоже была международная — мы говорили либо на английском, либо на русском. Некоторые итальянские слова я знал по операм, но язык никогда специально не учил, взял только пару уроков.

С Русланом Евсеевым / Фото: © Анна Минаева

С Русланом Евсеевым / Фото: © Анна Минаева

Как получилось, что от мебели ты перешёл к моде?

В жизни бы не подумал, что буду консультантом по моде. Я собирался открыть что-то связанное с дизайном интерьера и поставить туда наши двери, уже нашёл подходящее помещение. В то время в Милане проходила Неделя моды, и домофон разрывался от звонков. Это были байеры, которые по ошибке нажимали другую кнопку — по соседству со мной находился шоурум Дриса Ван Нотена (Дрис Ван Нотен — бельгийский кутюрье и основатель одноимённого бренда – прим. авт.). Я решил, что это знак. Идея открыть шоурум дизайнерской одежды уже крутилась у меня в голове. Не потому, что я увлекался модой — даже наоборот, модные мероприятия и вечеринки казались мне слишком пафосными. Но всё-таки две самые развитые индустрии в Милане — дизайн интерьера и мода. В них всегда есть место. К тому же, ко мне как к консультанту по продвижению на рынке уже обращались бренды украшений и аксессуаров. Я видел проблемы в модной индустрии и чувствовал, что мои знания могут помочь их решить.

Тебе не помешало то, что ты был далёк от этой сферы?

В этом как раз моё преимущество. Я никогда не учился моде, но разбираюсь в бизнес-процессах. Неважно, модная это индустрия, дизайн интерьера, продажа вин или что-то ещё — база везде одна и та же, нужно просто провести маркетинговое исследование определённого сегмента. Мне хотелось помогать начинающим дизайнерам, которые тогда практически не были представлены в Милане, и 2015 году я открыл шоурум. А год спустя начал организовывать модные мероприятия — мне нужна была реклама. Так появился проект Emerging Talents. После первых двух ивентов ко мне присоединился мой нынешний бизнес-партнёр Руслан Евсеев, и мы начали устраивать презентации каждый сезон. Нам обоим была интересна высокая мода, но кутюрные бренды трудно представить в рамках презентации, поэтому мы решили делать ещё и показы. Первый состоялся в здании Миланского филологического общества (Circolo Filologico Milanese). Уже тогда я мечтал проводить показы в Палаццо Висконти, но считал, что мы к этому пока не готовы. Палаццо Висконти — дом Лукино Висконти, одного из моих любимых режиссёров. Там бывала и Мария Каллас, с которой Висконти связывала многолетняя творческая дружба. В сентябре прошлого года наш показ прошёл уже в Палаццо Висконти, и с тех пор это наша постоянная площадка.

Показ бренда Uriel Saenz / Фото: ImaxTree

Показ бренда Uriel Saenz / Фото: ImaxTree

Ты только что упомянул проблемы в модной индустрии. Какие они?

Главная проблема сегодняшней моды в том, что, запуская свои бренды, начинающие дизайнеры совершенно не понимают, как устроена эта индустрия с точки зрения бизнеса. Креативная составляющая не работает без коммерческой — важно досконально всё просчитывать. Ещё одна проблема, с которой я часто сталкиваюсь — даже выпускники самых лучших итальянских вузов не умеют шить. Всем, кто ко мне обращается, я советую начать с этого. Если дизайнер сам не шьёт, он не имеет представления о технических характеристиках различных тканей. Делая скетч, он не понимает, как это будет выглядеть в жизни. Одежду должно быть удобно как шить, так и носить. Работая в семейной компании в Армении, я сталкивался с теми же проблемами у интерьерных дизайнеров — они просто не понимали, что из дерева нельзя сделать то, что они нарисовали.

Представляю, что ты очень серьёзно относишься к отбору дизайнеров.

У нас, действительно, жёсткая селекция, поэтому мы предусмотрели не больше десяти участников в каждом показе. До сих пор их было, максимум, семь. Каждого кандидата я обязательно спрашиваю, зачем он хочет приехать в Милан на Неделю моды. Если только потому, что это круто, лучше пусть не приезжает. Человек должен чётко понимать, зачем ему это нужно. Вообще, дизайнеров можно условно поделить на 2 типа — те, кто создаёт проблемы, и те, кто их не создаёт. (Смеётся). Многие вообще не знают, что из себя представляет Неделя моды в Милане. Например, в отличие от московской Недели моды, показы проходят не на одной и той же площадке, а во множестве локаций. Но начинающие дизайнеры думают, что всё проходит в одном помещении, где сначала на подиуме коллекция Gucci, потом Dolce&Gabbana, а потом Versace — с теми же моделями. Некоторые даже говорят: «Раз ваш показ не там, где Gucci, нам это не интересно». Таким дизайнерам я советую не тратить деньги на участие в показе, а для начала приехать в Милан качестве туриста, сходить на показы и увидеть всё своими глазами, чтобы потом уже думать, участвовать или нет. Если вы не знаете, куда едете, зачем платить?

А многие бы просто взяли деньги…

Ничего долгосрочного ради денег не получится. Возможно, Италия мне близка отчасти из-за того, что я вырос в семейном бизнесе. Семейное дело здесь передаётся из поколения в поколение, поэтому люди дорожат своим именем — всё должно быть качественно. Дизайнер не просто платит мне, чтобы я что-то за него сделал. Это всегда коллаборация. А раз мы работаем вместе, то должны друг другу доверять. Если человек мне не доверяет, его деньги мне не нужны. Я живу в Италии и знаю, что понравится местной аудитории. Всё должно быть чисто и красиво — чтобы когда шоу закончилось, зрителям захотелось ещё. Мы всегда стараемся придумать что-то новое. С каждым сезоном эта задача всё труднее из-за того, что наши показы проходят в одном и том же палаццо. Но всё это безумно интересно! С нами работает команда профессионалов с 30-летним стажем, на счету которых сотрудничество с множеством крупных брендов. Для наших дизайнеров это как мастер-класс — они должны смотреть и учиться.

Показ бренда Maquinn Couture / Фото: ImaxTree

Показ бренда Maquinn Couture / Фото: ImaxTree

Ты сказал, что дизайнеры должны понимать, зачем им это нужно. У большинства из них одна цель — показать себя на международной арене. Для тебя это звучит неубедительно?

Дизайнеры из постсоветских стран часто жалуются мне, что их не понимают на родине. Но почему им кажется, что их творения должны понравиться итальянцам, если их не оценили в родном городе? Раз их изделия не покупают даже соотечественники, может, они просто что-то делают неправильно? Думаю, рынок любого дизайнера начинается с его родной среды. Сначала это твои друзья, потом друзья друзей, город, страна. Потом похожие по менталитету соседние страны и уже после этого Милан. Человек должен быть готов к выходу на международный уровень. Но многие хотят перешагнуть через эти ступени и попасть сразу на Неделю моды. Может быть, это немного жестоко, но я говорю всем дизайнерам, что никто их в Милане с распростёртыми объятиями не ждёт. У них не должно быть нереалистичных ожиданий. Как-то одна девушка-дизайнер написала мне: «Я очень хочу участвовать и быть королевой вашего показа». Пришлось ответить ей, что мы не работаем с королевскими особами. (Смеётся). Мне не нравится пренебрежительное отношение к другим участникам. Многие наши дизайнеры сотрудничают, дополняя друг друга. Я очень рад тому, что между ними нет конкуренции, и иногда сам подаю идеи коллабораций.

Как распределены ваши обязанности в команде?

Я отвечаю за все бизнес-процессы, а Руслан как креативный директор выбирает дизайнеров, интересных с точки зрения стиля, концепции и креативности. Если мы оба одобряем кандидата, можно начинать работу. Руслан отвечает за выбор моделей для показа, утверждает мейкап, причёску и тому подобное. Я в свою очередь часто подбираю музыку для шоу.

Показ бренда Cosel Fashion / Фото: © Анна Минаева

Показ бренда Cosel Fashion / Фото: © Анна Минаева

Есть ли у вас в планах мероприятия в других странах?

Мы уже начали делать ивенты вне Италии. Были в Цюрихе, два раза — в Армении. Мне хочется, чтобы модная индустрия в Армении развивалась, поэтому помимо наших постоянных участников мы приглашаем и местных дизайнеров. Мы дали возможность талантливым армянским фотографам поработать с хорошими стилистами, которые делают эдиториал (вид fashion-съёмки, где вещи показаны в определённом контексте; подобные снимки часто украшают развороты глянцевых журналов – прим. авт.) для Vogue, Elle и других популярных fashion-изданий. Так наш итальянский стилист провёл съёмку с Лусинэ Григорян. А Кристина Арутюнова снимала бекстейдж и показ во время миланской Недели моды в феврале. Мы хотим делать подобные вещи в разных странах. Наш проект один из самых интернациональных. За эти 5 лет в нём приняли участие около 80 дизайнеров из более 30 стран. Каждый вложил в него частичку своей культуры. Для нас это тоже вызов, мы тоже учимся. Если я не знаю особенностей той или иной страны, то начинаю их изучать.

Как прошла Неделя моды в сентябре? Как на ней отразилась пандемия?

Я рад, что Неделя моды всё-таки состоялась. Многие показы прошли онлайн, но мы с Русланом не планировали отказываться от привычного формата, хотя из-за необходимости соблюдения мер предосторожности организовывать «физические» показы сейчас довольно сложно. Было меньше гостей, все сидели на дистанции и в масках. Некоторые дизайнеры тоже не смогли приехать. Мы дали каждому выбор: либо отправить коллекцию, либо перенести участие на февраль. Показ 26 сентября прошёл отлично. В нём участвовало 5 дизайнеров, как и в феврале. Тем же вечером вышло много статей: в Marie Claire, Harper's Bazaar, Amica, Madame Figaro, Woman, Fashion Magazine. Fashion TV опубликовало видео. Настроение у всех было очень хорошее. И вот 27 сентября я просыпаюсь, открываю фейсбук и всё… Это был очень трудный день. Мысленно я находился совершенно в другом месте, а нужно было общаться с гостями — их было 200-250 человек. На следующий день было ещё хуже. Война уже ощущалась физически. Друзья звонили и говорили, что связь скоро пропадёт, потому что они переходят границу — мужчины отправлялись добровольцами на фронт. Мне удалось сдержать свои эмоции и провести мероприятие, но без моей команды, которая сделала всё, чтобы я поменьше нервничал, этого бы не получилось. На презентации, которая проходила 27 и 28 сентября также на площадке Палаццо Висконти, было 8 дизайнеров. Мы представили капсульные коллекции одежды, аксессуары, а также бренды косметики и парфюмерии.

Платок Artuyt, сумка Olesya Sakhro / Фото: Imad Skhairi

Платок Artuyt, сумка Olesya Sakhro / Фото: Imad Skhairi

В этом сезоне у вас были армянские дизайнеры?

В показе армянские дизайнеры не участвовали, а на презентации был армянский бренд платков Artuyt, с которым мы постоянно сотрудничаем вот уже 4 года. Они используют авторские принты, в основном это современное искусство. Бренд сделал несколько коллабораций, в том числе с музеем Параджанова и музеем Эчмиадзина. В первый раз в Милане мы презентовали платки, вдохновлённые Параджановым. Многие итальянские журналисты и стилисты были знакомы с его творчеством — может быть, благодаря дизайнеру Антонио Маррасу, который однажды выпустил коллекцию, посвящённую Параджанову. Европейцам очень нравятся традиционные армянские сочетания цветов и формы. Пока мы работали с немногими армянскими брендами. Но я никогда не выберу дизайнера только потому, что он из Армении. Я представляю бренды на международном уровне, и для меня важен вау-эффект. Платки Artuyt не хуже изделий крупных известных брендов. Они производятся в Комо из высококачественного шёлка, край обрабатывается вручную.

Ты сказал, что итальянцам нравится армянская эстетика, так как для них это что-то непривычное. А есть ли, по-твоему, что-то общее между итальянцами и армянами?

Да, безусловно. В первую очередь, это отношение к друзьям и семье. У нашего семейного бизнеса много партнёров из Италии. Они звонят, чтобы узнать, как дела. Когда я ещё жил в Армении, отправляли нам посылки с прошутто — это очень по-армянски. И итальянцы и армяне любят красоту, хотя, может быть, понятия о ней у нас разные. Итальянец никогда не потратит время на то, чтобы создать что-то, что никто не увидит. Поэтому у них замечательные краски, лаки и фурнитура, но клей они делать не умеют. (Смеётся). И в Италии и в Армении ценят комфорт и релакс, душевное общение. В больших городах итальянцы немного «холодные», но живя в Риме, я понял, почему. Если римлянин начнёт отвечать каждому встречному, как дойти до Колизея, он просто сам никуда не попадёт. Плюс, думаю, у итальянцев другое понимание личных границ — дистанция между людьми больше. Один из моих самых близких друзей — итальянец, с которым мы вместе учились. Он всегда и во всём готов помочь, даже просить не нужно. Мы зовём друг друга bestia — «зверь». Так называют друзей в регионе Абруццо. И это тоже очень в армянском духе. Ты можешь спросить друга, как у него дела: «Вонцэс, ез джан?» Ез — это бык или вол по-армянски.

А разницу в менталитетах ты чувствуешь, живя в Италии?

Мне повезло в том, что моё армянство адаптировалось под итальянский менталитет. Я беру от итальянцев то, что мне нравится, но бизнес веду так, как меня учил отец. Разницу замечаю, наверное, по большей части, в отношении к возрасту. Когда я начал давать консультации, мне пришлось отрастить бороду. Я молодо выгляжу, и меня не воспринимали всерьёз. В 27-28 лет я был для них ещё ребёнком. По итальянским меркам, если тебе 30, ничего серьёзного тебе пока позволительно не делать. У нас же, если к 30 годам ты ничего не добился, то всё пропало.

Концерт в Асти / На фото: Тариэл Бишарян, Ася Анисимова, Анаит Дилбарян и Мариам Тарвердян / Фото из архива Тариэла Бишаряна

Концерт в Асти / На фото: Тариэл Бишарян, Ася Анисимова, Анаит Дилбарян и Мариам Тарвердян / Фото из архива Тариэла Бишаряна

Ты советник Союза армян Италии. Как ты пришёл к общественной деятельности?

Чем дольше я живу в Италии, тем сильнее меня тянет ко всему армянскому. Уже в первые недели в Риме я познакомился с членами местной армянской общины и обменялся с ними контактами, но очень скоро меня полностью поглотила студенческая жизнь. А приехав в Милан и начав работать, я стал ходить на мероприятия в Армянский дом и активно участвовать в общественной жизни армян в Италии. С прошлого года я занимаю должность советника Союза армян Италии. Это очень солидная организация, существующая больше 100 лет. В 1988 году она получила Золотую медаль Президента Итальянской Республики. Я считаю, что мой опыт может быть полезным. Кроме того, мне хотелось бы привлечь в организацию больше молодёжи — молодое поколение обладает свежим взглядом, который способен найти новые решения значимых проблем.

Как по твоим наблюдениям итальянцы реагировали на происходящее в Карабахе? Насколько они вообще в курсе существующих проблем между Арменией и Азербайджаном?

В целом, у итальянцев было мало информации. Свою роль сыграла и азербайджанская пропаганда. В первые дни войны выходило много лживых статей. Но постепенно ситуация начала меняться, и армянской стороне удалось переломить эту информационную войну. 6 октября напротив здания муниципалитета Милана собрались около 200 армян, которые поставили перед собой цель донести правдивую информацию о конфликте. Затем мирные акции протеста состоялись в Больцано, Турине, Риме, Триесте, Палермо — практически во всех крупных итальянских городах. На митинге в Риме присутствовали парламентарии и депутаты от всех партий. Тогда СМИ начали уделять этой теме больше внимания. Таким образом был достигнут информационный баланс. Это заслуга не только армянских организаций, но и каждого армянина, живущего в Италии. Разговаривая с друзьями и знакомыми, которые задавали мне вопросы о конфликте, я понял, что итальянцы просто не понимают значения слова «война». Для многих это слишком далеко и непонятно. Они представляют себе нечто политическое в то время, как это больше похоже на попытку геноцида. Но стоило показать кому-нибудь видео бомбёжки Степанакерта, фото разрушенного собора Казанчецоц в Шуши или ролики о том, как противник расправляется с гражданскими лицами, и все, как один, говорили, что это война против человечества и мы имеем дело с военными преступниками.

Какие организации были задействованы и что было предпринято в связи с ситуацией?

Союз армян Италии консолидировал всю диаспору. Огромную работу проделала Армянская апостольская церковь, посольство РА в Италии и Ватикане. Многие итальянские города признали независимость Арцаха, в том числе Милан и регион Ломбардия. В первый же день войны муниципалитет Милана подписал резолюцию, осуждающую турецко-азербайджанскую агрессию. Ещё во время войны группа людей, сформированная из представителей различных организаций, начала инициативу Italia per Artsakh. Каждую неделю мы встречались и обсуждали, что было сделано и что нужно сделать, распределяли поступившие на помощь средства. Сейчас, по окончании войны, мы помогаем пострадавшим семьям. Вот-вот запустится проект помощи талантливым детям из Арцаха — мы оплатим их обучение в школе искусств в Армении. Так как я работаю в индустрии моды, без неё тоже не обошлось. Группе Italia per Artsahk очень понравилась моя идея, и мы договорились о коллаборации с ереванской школой моды Fashion Campus. Вместе с основательницей и директором школы Ириной Харатян мы отберём 6-10 талантливых студентов из пострадавших семей и организуем для них бесплатный курс обучения. Созданные ими коллекции будут показаны на Неделе моды в Милане в рамках проекта Emerging Talents. К этой инициативе уже присоединились многие мои друзья и знакомые. Например, кутюрье и дизайнер Арминэ Оганян из Парижа и владелица онлайн-магазина армянских брендов Hay-Hay Лусинэ Аянян из Цюриха. Мы продадим в её магазине созданные ребятами коллекции, а вырученные средства вложим в их карьерный рост.

Я знаю, что ты также инициатор проекта по поддержке юных армянских музыкантов HighArt Cultural Foundation. Расскажи о нём.

Мой партнёр по этому проекту — пианистка Анаит Дилбарян. Мы дружим больше 15 лет. Анаит преподаёт детям и часто рассказывала, как сложно талантливым ребятам пробиться, чтобы сделать карьеру в музыке. Так у меня появилась идея создать фонд. Когда в августе прошлого года мы с Emerging Talents приехали в Армению, я позвал скрипачку Асю Анисимову и канонистку Мариам Тарвердян сыграть для гостей на нашем мероприятии. С нами была Валерия Орландо, очень известный мейкап-стилист. Когда Мариам начала играть на каноне, Валерия заплакала. На следующий день в программе стояло её мейкап-шоу, на котором она должна была делать арт-макияж под музыку. Услышав игру Мариам, она попросила её исполнить выбранное для шоу произведение Монтеверди. Тогда я ещё раз убедился в том, что иностранцам очень интересна наша культура, и решил организовать концерт в Италии. Мне очень помогла оперная певица Ани Балян, которая договорилась о помещении в Circolo Filologico Milanese.

Мы утвердили даты поездки, и уже в январе Ася и Мариам прилетели в Италию на 10 дней. После концерта в Circolo Filologico они выступили в Армянском доме в Милане. Там девушек услышала профессор фортепиано из города Асти и предложила организовать ещё одно выступление через два дня. А на концерте в Асти мы познакомились с профессором по композиции из туринской консерватории. Он был поражён уровнем мастерства наших музыкантов и сказал, что в Италии почти не найти молодых инструменталистов, которые бы так играли. И действительно, когда я отправляю кому-то информацию о проекте, от 13-летних девушек обычно не ждут ничего особенного. Все представляют себе нечто самодеятельное. Они же не знают, что Ася уже ездила на гастроли в Испанию, а у Мариам был сольный концерт в Ереване. Это сложившиеся профессиональные музыканты.

Вам кто-нибудь помогает? Есть ли у вас партнёры и спонсоры?

Спонсоров пока нет, мы с Анаит планировали привлечь других заинтересованных людей после первого концерта. Не хотелось объяснять на пальцах, что это за проект — люди должны увидеть его своими глазами. Теперь у нас есть видеоматериалы, о нас написали в диаспорских журналах. На сайте Армянского музея Москвы тоже вышла небольшая заметка обо мне, в которой упоминался фонд. После этого со мной связались 5 человек, которые предлагали свою помощь. Очень приятно, что людям интересно помогать распространению культуры. Она состоит из множества элементов, которые друг друга дополняют. Мода, культура, архитектура, дизайн, искусство — они все связаны друг с другом. Я очень люблю классическую музыку, и одна из моих целей — популяризация армянского музыкального наследия. Мне самому нравится петь, поэтому я организовал хор. Мы собираемся каждую пятницу и поём армянские произведения. Хотим добавить и что-то итальянское. Кстати, наша самая лучшая певица — итальянка. Она начала брать уроки армянского и поёт почти без акцента. Хочу, чтобы иностранцы изучали армянскую музыку, а армянские музыканты имели возможность учиться в Италии. В моих планах на длительный срок — привозить сюда с мастер-классами и концертами талантливых армянских музыкантов, а итальянских отправлять в Армению. И, конечно, организовывать их совместные концерты.

Какие у тебя планы на ближайшее время?

Мы ждём, когда откроются границы. Профессор композиции из туринской консерватории пригласил нашу скрипачку Асю на свой мастер-класс. С Emerging Talents хотим активно приступить к проектам вне Милана, в том числе в Армении. Планируем начать работать в Санкт-Петербурге и Катаре. Есть и совершенно новый проект, над которым я работаю вместе с Анной Аствацатурян, лектором и активистом по вопросу Арцаха. Она беженка из Баку, в 1992 году эмигрировала в США. Анна рассказала свою историю в книге, которая переведена в том числе и на русский. Цель нашего совместного проекта — открыть в Армении небольшие производства, связанные с модной индустрией. Мы хотим, чтобы там начали производить капсульные коллекции, ткани, нитки, пряжу. Для этого женщины, которые умеют шить и вышивать, должны будут пройти обучение по европейским стандартам у итальянских экспертов. Я уверен, что у нас всё получится — Армении есть что предложить Европе.

Есть ли у тебя мечта? Если да, то о чём ты мечтаешь?

Когда-то у меня была мечта иметь свой оперный театр. А сейчас я перестал мечтать и стал мыслить более реалистично. Любую мечту можно воплотить в жизнь. Я ищу людей, которые думают так же, как я, и мы вместе осуществляем задуманное.

Специально для Армянского музея Москвы Татьяна Тростникова, журналист, медиа-менеджер, блогер

Обложка: © Анна Минаева














Тариэл Бишарян: «Беру от итальянцев то, что мне нравится, но бизнес веду, как меня учил отец»