Фотография армянской девочки стала победителем премии World Press Photo
Фотопортрет армянской девочки занял первое место в категории «Портрет / Одиночные снимки» Международного конкурса фотожурналистов World Press Photo 2020. В феврале жюри конкурса включило его в список номинантов.
Героиня снимка — 15-летняя армянка Ева, которая менее года назад вышла из кататонического ступора, вызванного синдромом отстранённости (апатии, смирения). Она сидит в инвалидном кресле, окружённая родными, в центре приёма беженцев в польском городе Подкова-Лесьна. Автор фотографии, сделанной в июне 2019 года для польского издания Duży Format, Gazeta Wyborcza, — Томек Качор. Свою работу он назвал «Пробуждение».
Томек занимается в основном пейзажной фотографией. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения Лилит Арутюнян он отметил, что этот жанр в какой-то момент стал приобретать важное социальное значение из-за климатической катастрофы. По собственному признанию, он не может спокойно следить за тем, как люди разрушают природу, поэтому в последние годы большую часть времени посвящает именно этому жанру.
Как Томек Качор узнал о синдроме отстранённости?
«О синдроме отстранённости я впервые услышал от своей жены — Дороты Бородай. Она журналист», — рассказывает Томек. Сама же Дорота узнала об этом благодаря работе шведского фотожурналиста Магнуса Веннмана. Кстати, его снимок победил в номинации «Портрет / Одиночные снимки» World Press Photo 2018. Автор запечатлел двух «спящих» девочек — цыган-беженцев из Косово. Фото называется Resignation syndrome («Синдром отстранённости») и было снято в Швеции. Именно в этой стране зарегистрировано подавляющее большинство случаев кататонии.
Синдром отстранённости. Что это?
Кататония распространена среди детей беженцев, которые стали свидетелями насилия (часто против их родителей). Синдром смирения делает пациентов пассивными, неспособными принимать пищу, разговаривать, а также невосприимчивыми к физическим стимулам. Подобное состояние может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Ремиссия и постепенное возвращение к нормальной жизни наступает после стабилизации жизненных обстоятельств.
«Этот синдром очень известен в Швеции. Случаи заболевания зарегистрированы там с 2000-х годов. Его пережили дети многих мигрантов… Кататонию можно назвать чем-то вроде попытки бегства из реальности в результате перенесённого тяжелейшего стресса», — говорит Томек. Он отмечает, что вовсе не обязательно, чтобы семьи этих детей бежали из воюющих стран — «у вынужденной миграции множество причин». Часто они становятся очевидцами драматичных и даже жестоких событий в собственных странах. Однако подобным образом они могут реагировать и на сами процедуры, связанные с вынужденным переселением и, тем более, на депортацию.
«Обычно этот синдром случается с детьми 9–18 лет, то есть в том возрасте, когда они уже прекрасно понимают, что происходит вокруг них. Дело в том, что дети очень быстро адаптируются в новой стране; учат язык, начинают чувствовать себя в безопасности и когда узнают, что всё это скоро закончится и им придётся вновь куда-то переехать, переживают огромный стресс», — поясняет фотожурналист.
По мнению шведских врачей, лучшей терапией в данном случае служит обеспечение ребёнка стабильной, обыденной и безопасной жизнью, чтобы он вновь обрёл чувство защищённости.
Ева впала в ступор, когда её семья пыталась получить убежище в Швеции, однако им угрожала депортация в Польшу. Из Польши же её семью могли отправить туда, откуда они попали в Европу. Издание Sputnik Армения отмечает, что более подробная информация о том, где проживала эта семья до переезда в Европу, а также о самих причинах переезда, на данный момент огласке не подлежит.
Встреча с Евой
После того как Дорота увидела «спящих» детей Магнуса Веннмана, она решила подготовить статью на эту тему для польской прессы. Как раз во время работы над статьей она узнала про Еву и то, что девочка живёт в Польше, недалеко от Варшавы. Она связалась с родителями, которые дали согласие на встречу и беседу тет-а-тет. «С Евой и её семьёй мы встретились в июне прошлого года. „Просыпаться“ девочка начала за несколько недель до этого, поэтому при встрече она уже была в сознании. Мне очень важно было знать, что сама она не против публикации», — рассказывает Томек.
На замечание о том, что на снимке девочка выглядит старше своих лет, фотограф соглашается и говорит: «Она прошла через то, что не многие дети в её возрасте переживают. В состоянии апатии Ева находилась восемь месяцев». Томек рассказывает, что тогда, при встрече, он сделал несколько снимков, но почувствовал, что это самый верный способ рассказать универсальную историю и тронуть зрителя, даже если он не в теме.
Фотограф никак не предполагал, что фотография получит такое признание и сможет «выйти» за пределы Польши. Интересно, что за 12 лет работы фотографом он никогда не принимал участия в каком-либо конкурсе. Не собирался делать этого и в нынешний раз… «Но после публикации многие знакомые и коллеги настоятельно советовали отправить снимок на World Press Photo. В конце концов, я это сделал: отправил работу за несколько часов до окончания приёма заявок. И это стало моим первым опытом участия в фотоконкурсе», — говорит Томек.
«Фотограф всегда несёт ответственность за людей или истории, которые рассказывает его работа»
Победа оказалась неожиданной. По словам Томека, сложно предугадать, что «зацепит» жюри World Press Photo, изучая снимки-лауреаты последних лет.
На вопрос о том, знает ли об этом сама Ева, фотограф отвечает: «Я и моя жена лично сообщали Еве и её семье все новости относительно снимка, начиная с публикации в польском журнале и заканчивая номинацией и первым местом, что, кстати, и для них было очень неожиданно». Он также добавляет, что в целом всё это семье девочки даётся нелегко, поскольку фотография напоминает им тёмные и сложные времена, когда Ева болела. «А для меня превыше всего их спокойствие и защищённость. Думаю, фотограф всегда несёт ответственность за людей или истории, которые рассказывает его работа», — говорит он.
Томек на связи с Евой и её семьёй. Он ещё раз отмечает, что девочка уже полностью поправилась. Она ходит в школу и чувствует себя защищённой в Польше. Работой «Пробуждение» он стремился донести до общества несколько волнующих его тем. Во-первых, это касается того, что больше половины вынужденных переселенцев — это дети. Ну и, конечно, Томек, по собственному признанию, хотел показать, что случается, когда эти дети теряют чувство защищённости. Тем не мене, снимок свидетельствует также о том, что потерянное доверие к миру можно вернуть совместными усилиями.
Источник: Лилит Арутюнян, Sputnik Армения