Бог письменности и осенней пашни: как в армянской мифологии появился Тир
Тир – один из наиболее известных богов дохристианского армянского пантеона, покровитель наук и искусств, а также проводник душ в загробный мир. Но была у него еще одна функция, менее известная в наши дни: Тир был покровителем осенней пашни. Как сочетались эти столь разные роли? Почему армянского бога письменности отождествляют с древнегреческим Аполлоном? И был ли армянский Тир заимствован из иранской мифологии, или это исключительно национальное божество? Разбираемся в нашем материале.
Сравнивая древневосточные мифологии, многие исследователи отмечали иранские, греко-римские и индийские параллели. Сведений об армянской дохристианской религии сохранилось не так много, однако известно, что в пантеоне есть и национальные, культивируемые издревле божества, и привнесенные вследствие завоеваний или культурных влияний персидские, ассирийские, индийские и много позже – греческие.
Наиболее характерологической чертой армянского пантеона является ярко выраженная солярность, то есть почитание Солнца. Верховный бог Арамазд, а также пользовавшиеся популярностью божества Арег, Мигр и Ваагн принадлежали солярному кругу. Солярный характер имел также и культ бога Тира.
Тир – армянский и иранский
Имя Тир имеет иранское происхождение, что, впрочем, не исключает архаичные черты этого божества, унаследованные из армянской мифологии в эпоху, предшествовавшей проникновению в нее иранских влияний. В иранской традиции Тир является божеством планеты Меркурий, покровителем писцов и, таким образом, находит параллели с египетским Тотом и вавилонским Набу. После демонизации божества планеты Меркурий в зороастрийской традиции Тир начал выступать как антагонист Тиштар, божества звезды Сириус.
В результате ошибочной этимологии имя Тир стало ассоциироваться со словом «стрела». Возможно с этим связано то, что Тир представлен в качестве покровителя лучников и воинов. Также ему был посвящен тринадцатый день каждого месяца зороастрийского календаря, когда полагалось учить ребенка стрелять из лука. В этой ипостаси иранский Тир скорее созвучен с армянским Айком-прародителем, непокорным лучником, которого Бэл уговаривает вернуться и обучать молодых юношей стрельбе из лука: «Подчинись мне и живи с миром в доме моем, управляя отроками-охотниками моего дома».
При сравнении иранского Тира с армянским единственным совпадением является планета, которая в греческой, римской и египетской мифологии соответствовала богам Гермесу, Меркурию и Тоту, отмечает филолог Бурастан Зулумян.
Место Тира в армянском пантеоне
Бог письменности и прорицатель судьбы
Итак, армянский Тир – третий сын Арамазда (после Ваагна и Мигра), ему принадлежала почетная функция секретаря верховного бога, поэтому в народе его называли Грох (с армянского – «писец»). Он записывал судьбы людей в небесной книге, был прорицателем и проводником душ в загробный мир, внушал людям сны, которые затем истолковывал, предсказывая будущее. Его титул писца во многом слился с такими понятиями, как смерть и преисподняя, о чем свидетельствуют сохранявшиеся в народе недоброжелательные высказывания: «чтоб Писец тебя забрал» или «Писец тебя возьми» в значении «чтоб ты околел», «черт тебя возьми».
В разных местах Армении в честь Тира возводили храмы, самым известным из которых считается Еразамуйн, располагавшийся недалеко от Арташата. Он был дворцом наук и искусств, где хранились рукописи, художественные изделия, костюмы для представлений. Во фрагменте «Истории Армении» Агатангелоса, посвященном разрушению этого храма, Тира называют «толкователем снов и сновидцем», «писцом жреческой науки», «секретарем Дивана Ормизда». И хотя письменное упоминание Тира сохранилось только у Агатангелоса, следы его культа остались в именах и географических названиях (Трдат, Тиран, Тирайр, гора Тирин-катар, город Тиранакатар, села Тре и Тиранич), в том числе иранского происхождения, что указывает на популярность бога письменности у древних армян.
В эллинистический период, когда привозились статуи богов, многих из них идентифицировали по сходству функций с соответствующими греческими богами, при этом Аполлон-Солнце уподоблялся Тиру. Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» называет покровителей Солнца и Луны – Аполлона и Артемиду. Как отмечает в комментарии к переводу «Истории Армении» Гагик Саркисян, эти боги почитались в Армении со времен царя Вагаршака (II в. до н.э.) и известны под армянскими именами Тир и Анаит. Таким образом, функции Аполлона – бога солнечного света, его лучей, покровителя искусств, муз, прорицателя снов – можно сопоставить с теми, которыми наделен Тир.
Покровитель осенней пашни
О том, что Тир не только культурный бог, который почитался жрецами и имущим слоем населения (как это часто случается именно с заимствованными богами, например, греческими в эллинистический период), но и бог, имеющий глубокие армянские народные корни, свидетельствует другая, гораздо более древняя функция Тира – покровителя осенней пашни. Его значимость в земледельческой культуре подтверждают сохранившиеся вплоть до начала XX века в Васпуракане названия пахотного орудия («соха Тира»), сорта пшеницы, тягловых животных («быки Тира»), земледельцев («сеятель Тира», «пахарь Тира»).
Существует предположение, что из зороастрийского календаря древние армяне заимствовали название четвертого месяца, посвященного богу Тиру, – Тре. При смещении нового года с марта на август четвертым месяцем стал ноябрь, то есть период, когда велись осенние земледельческие работы. Древнеармянский календарь дошел до нас благодаря трудам Анании Ширакаци, где он привел все известные ему календари: египетский, финикийский, еврейский, эфиопский, ассирийский, персидский, агванский, грузинский. Соответствия армянского с остальными есть, но их немного. У армян были собственные названия и дней месяца, и часов дня и ночи, что говорит о большой разработанности календаря и его длительном использовании народом, а не только жрецами.
Возможно, смещение нового года на август сыграло свою роль в переосмыслении функции Тира как бога письма и науки, проводника душ и его контаминации в народном сознании с культом бога пашни, что способствовало интерполяции заимствованного бога на местные традиции, предполагает Бурастан Зулумян.
Тир в качестве бога осенней пашни практически не комментировался в научной литературе и несоответствие двух его функций – бога письма и пашни – не объяснялось. Однако по мнению филолога, можно дать объяснение полярным по своему характеру функциям Тира, если обратить внимание на то, что он бог именно осенней пашни, а значит – покровитель умирающей природы. И здесь он выполняет свою роль проводника в иной мир, но на этот раз не людей, а природы.
Тир и Ара
Учитывая эти аспекты культа, можно провести параллель между Тиром, богом умирающей природы и осенней пашни, и Ара – божеством весны и пробуждающейся природы. К богу плодородия, возрождающейся и умирающей природы обращались пахари в своих песнях, призывах, припевах. В народе цикл песен пахаря – «Гутанергер» – получил название «Оровел». А образ армянского царя Ара Прекрасного в легенде об Ара и Шамирам – позднейшая эпическая версия бога возрождающейся и умирающей природы.
Таким образом, имена обоих богов – Ара и Тира – широко отражены в ритуальных заклинаниях, песнях землепашцев, именах, названиях. Благодаря этому сопоставлению и культурным особенностям можно сделать вывод, что эти божества являются одной из древнейших близнечных пар, отражающих наиболее архаические слои мифологических представлений древних армян.
Источник: Зулумян Б. Об армянском Боге тире и его мифологических параллелях / Индоевропейское языкознание и классическая филология, 2011
Обложка: Тир. Немрут-Даг (Турция). Фото: trekfy.com