По ком звонит колокол раненой церкви Арцаха?
Армянский музей Москвы публикует открытое письмо Тиграна Мариносяна — кандидата философских наук, исполняющего обязанности директора Института стратегии развития образования Российской академии образования. В своем письме, адресованном мировому педагогическому сообществу по поводу происходящих в Арцахе и Армении событий, он просит не оставаться равнодушными тех, кто во многом формирует в умах и сердцах подрастающих поколений духовные ценности. «Уважаемые Учителя и Преподаватели, докажите, что проповедуемый вами гуманизм — не пустое слово, а реальный поступок!»
По ком звонит колокол раненой церкви Арцаха?
Очевидно, что все происходящее в мире есть дело рук выпускников тех или иных учебных заведений (официальных и не только), следовательно, является результатом образования, воспитания и просвещения.
Школа, университет, всевозможные академии, которые призваны формировать духовные ценности подрастающего поколения, безусловно, ответственны за отношение своих воспитанников и выпускников к окружающему миру, к родным и близким, к незнакомым и далеким, к мирному населению, подвергшемуся насилию со стороны террористов и военных преступников.
А может быть, более справедливо будет сформулировать вопрос так: не причастны ли школьное воспитание и вообще вся система образования и просвещения к этим преступлениям и к безнаказанности преступников?
Как это получается, что образованный, воспитанный и просвещенный человек, т.е. человек, получивший образование в соответствующих (а нередко — элитных) учебных заведениях, может стать участником и даже организатором гуманитарной катастрофы, бесконтрольного истощения недр, истребления флоры и фауны, отравления почвы, водных ресурсов, воздуха — всей окружающей среды вплоть до космического пространства. Стать инициатором хладнокровного планирования и организации разрушительных войн, вдохновителем геноцида в отношении мирного населения как в историческом прошлом, так и в настоящее время.
Если в начале прошлого столетия главы так называемых цивилизованных государств прикрывались своей неинформированностью или ссылались на недостаточность доказательств очевидных зверств, организованных лидерами младотурецкого движения, пытались оправдываться за свое бездействие и молчание, то сегодня не может быть оправдания пассивности (что равноценно содействию) глав и общественности многих развитых стран Европы, Америки, Азии.
Возможно, школьники и студенты, как их учителя и преподаватели в период своего детства и своей юности, перестали верить в правильность укоренившейся системы образования с ее сомнительными целями и идеалами, в искренность провозглашаемых официальных лозунгов. Перестали верить, потому что их предки, да и они сами, стали свидетелями многочисленных несчастий, рожденных фарисейскими идеологиями. Стали очевидцами кровопролитных войн народов, исповедующих и проповедующих гуманные религии. Ведь десятки миллионов людей жили и творили с иллюзорной надеждой на светлое будущее, братство, равенство и справедливость, а в результате получили колониализм, войны, концлагеря, террор — бесчисленные страдания!
Именно потрясенное сознание людей, переживших нечеловеческие ужасы мировых и бесконечных локальных войн, глобальных последствий перманентных техногенных катастроф и вызванных ими стихийных бедствий, привело к разрушению их веры в ренессансные идеалы гуманизма и человечность человека вообще.
И если представители мировой педагогической общественности будут продолжать безмолвствовать, это может означать только одно, что школьные уроки и университетские занятия по нравственности, пропаганда гуманизма и сострадания, возвышенные речи учителей и преподавателей о духовных ценностях, человеколюбии — всего лишь лицемерие и притворство! Пена на устах демагогов!
Уважаемые Учителя и Преподаватели, докажите, что проповедуемый вами гуманизм — не пустое слово, а реальный поступок!
Воистину, равнодушие — это оружие самого массового, всечеловеческого поражения! Страшнее озверевших полчищ с ятаганами, нейтронной бомбы и всех известных видов оружия вместе взятых!
На территории мирного населения на глазах у мировой (образованной и благовоспитанной, просвещенной и добропорядочной, демократичной и интеллектуальной, толерантной и мультикультурной!) общественности в результате целенаправленного точечного обстрела разрушен (к счастью, частично) Собор Святого Христа Всеспасителя. На протяжении веков Синагоги, Церкви, Мечети — храмы Всевышнего — спасали раненые души прихожан. Наши с Вами души. Души наших родных и близких. Теперь их обстреливают и безжалостно разрушают. Так помогите же им теперь Вы! Спасите их!
Ведь чем дольше будет длиться ваше молчание по поводу событий, происходящих в Арцахе и Армении, тем звонче и громче будут звонить, кричать колокола раненых церквей мира по вам и вашим близким!
Тигран Мариносян
17 октября 2020 года
Исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Кандидат философских наук (аспирантура Института философии АН СССР по специальности «Философская антропология и философия культуры»), доцент кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию. Член редколлегии журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», член Научного совета по проблемам сравнительной педагогики при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.
Автор более 40 научных публикаций в ведущих педагогических, просветительских и философских журналах в России и за рубежом.
Область научных интересов
Специализируется в проведении сопоставительных аналитических исследований в области мировых практик и современных тенденций развития образования.
Тема научного исследования: «Образование эпохи постмодернизма».
Сфера научных интересов охватывает проблемы философской антропологии, аналитической философии, этнопсихологии, философии образования, философии искусства, философии постмодернизма, глобализации, укрепления и развития взаимоотношений между странами постсоветского пространства и формирования единого образовательного пространства.
В научных работах представлены философские проблемы образования как разновидности динамического процесса в контексте постнеклассической парадигмы науки и культуры, проблемы образования в условиях глобализации и цифровой трансформации различных сфер человеческой деятельности, проблемы взаимоотношений между субъектами и объектами образовательного процесса в реалиях современности.