«Мы всегда должны осознавать роль армянского языка»: композитор Тигран Мансурян о музыкальности родной речи
Тигран Мансурян – настоящий классик, один из наиболее исполняемых композиторов современной Армении. Автор музыки к фильмам «Цвет граната», «Мы и наши горы», «Танго нашего детства», он продолжает писать и сейчас, в свои 83 года. На прошлой неделе, например, в Чехии состоялась премьера нового произведения маэстро Orhnerg – Navapet Bari. А в июле в Ереване впервые исполнили его «Семь молитв» из молитвенника Нерсеса Шнорали на грабаре. Кстати, значению армянского языка Мансурян уделяет особое внимание.
«Армянский Нерсеса Шнорали – этот славный грабар, столь любимый всеми молитвенник был спет и исполнен большим музыкальным ансамблем. До глубины души благодарен, все сработали хорошо, и Аксель, и Сергей Смбатян, все-все», – прокомментировал маэстро ереванскую премьеру своего произведения из молитвенника «С Верою Исповедую». «Семь молитв» исполнили Государственный симфонический оркестр Армении, Национальный академический хор Армении и баритон Аксель Давеян.
Ранее композитор рассказывал, что это произведение, посвященное Папе римскому, ему предложили написать после празднования 1000-летия со дня основания Церкви Сан Микеле во Флоренции: «Итальянцам нужно было лишь написать армянский текст латинскими буквами. Они прекрасно спели. Говорю об этом в качестве примера тому, что я пытаюсь также положить грабар на музыку и создать соответствующее звучание для грабара, требующееся ему».
Вообще, говоря о музыкальности армянского языка, Мансурян отмечал, что язык и музыка тесно связаны друг с другом. «Своим ударением и фонетикой – это уже музыка. Мы всегда должны осознавать роль армянского языка в патриотических мотивах. Язык – основа инструментальной музыки. Каждый язык – это не только фонетика, но и система мировосприятия», – считает маэстро.
Подготовлено по материалам: panorama.am, panorama.am, panorama.am
Фото обложки: Tigran Mansurian