Редакция

О Катанянах из «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова

Редакция
О Катанянах из «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова

Как вы помните, в самом начале фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Галя уговаривает Женю Лукашина встречать Новый год вместе. Она предлагает ему не идти к Катанянам, которые ждут их в гости.

Постер фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» ǁ kinopoisk.ru

— Жень, давай встречать Новый Год вместе?

— Конечно, вместе. Мы и собираемся вместе.

— Нет. Ты не понял. Давай совсем вместе, а?

— Это как «совсем»? Я не понимаю.

— Не пойдем к Катанянам.

— Нет, Галя, это неудобно. Мы же договорились. Это мои друзья. И ты приготовила салат из крабов. А я так люблю крабы!

— Тем более! Съедим их вместе.

— Где ж мы их съедим?

— Какой ты непонятливый! Мы же будем встречать здесь, у тебя.

— Вот тут вот? А Катаняны-то как?

Кто же такие эти самые Катаняны? А ведь пойди они к ним в гости, то, возможно, Женя не оказался бы в Ленинграде… Но человек предполагает, а судьба располагает.

О Катанянах можно не раз услышать в фильмах Эльдара Рязанова. Помимо «Иронии судьбы…», это «Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих» и «Привет, дуралеи!». Режиссер таким интересным образом отметил своего хорошего друга и коллегу Василия Катаняна, совместно с которым он в 1950-х снимал документальные фильмы.

Режиссер-документалист и писатель-мемуарист Василий Васильевич Катанян родился в семье литературоведа Василия Абгаровича Катаняна и певицы и журналистки Галины Дмитриевны Клепацкой.

Василий Васильевич Катанян (1924–1999) ǁ avproduction.am

В 1944 году Василий Катанян поступил на режиссерский факультет ВГИКа, учился в мастерской Григория Козинцева. Там он и познакомился с Эльдаром Рязановым. С этих пор Катанян и Рязанов на долгие годы стали друзьями. «Василий Васильевич мой самый близкий друг. Мы вместе учились во ВГИКе, знакомы и дружим, страшно сказать, с 1944 года. В 1994 году мы отметили золотой юбилей нашей дружбы», — вспоминал в своей книге «Первая встреча — последняя встреча» Эльдар Рязанов.

Окончив ВГИК в 1950 году с дипломом режиссера игрового кино, Катанян, по совету Козинцева, решил заняться кинохроникой. Он начал работать на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В течение всей жизни Василий Катанян с супругой Инной Генс хранили и систематизировали архивы Катаняна-старшего и Лили Брик. Его отец Василий Абгарович был женат на Лиле Юрьевне: они прожили вместе сорок лет до самой ее смерти.

Сегодня часть семейного архива Катанянов, состоящего из рукописей, дневников и писем, хранится в государственных архивах. На основе созданных домашних аудиозаписей был образован личный фонд В.В. Катаняна в Российском государственном архиве фонодокументов (РГАФД). Среди этих записей есть, например, запись товарищеского вечера у Лили Брик в 1954 году, на котором французская писательница Эльза Триоле читала стихотворения Владимира Маяковского, а также звучали в авторском исполнении стихотворения Луи Арагона, Назыма Хикмета, Пабло Неруды и Давида Бурлюка.

Василий Катанян в 1959 году совместно с Леонидом Махначём снял первый советский кругорамный фильм «Дорога весны». Кругорамное кино — разновидность кинематографических систем, позволяющая получать изображение с горизонтальным углом обзора 360°.

До этого же, в 1954 году, Василий Катанян и Эльдар Рязанов сняли документальный фильм «Остров Сахалин», рассказывающий об истории, природе и людях острова Сахалин. В 1955-м картина участвовала в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале. В 1988-м Василий Катанян был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

О Катанянах из «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова