Союз армянских женщин и Луиза Асланян
В 1946 году группа армянских женщин, проживающих в Париже, приняла участие в параде в честь Дня взятия Бастилии. Они вышли под лозунгом Union des femmes arméniennes («Союз армянских женщин») и прошли маршем, неся французский флаг и транспарант с портретом Луизы Асланян.
В отличие от других участниц, армянки были не в платьях последней европейской моды, а в традиционных национальных костюмах. Они стремились подчеркнуть свою этническую принадлежность в составе парада Французского сопротивления. На их плакатах на французском языке было написано: La patrie arménienne, nos terres asservies («Армянская родина, наша порабощённая земля»).
Во время Второй мировой войны группа женщин тайно создала Союз армянских женщин Франции. Лидером движения стала писательница Луиза Асланян, публиковавшая свои произведения под псевдонимом Ласс.
Её муж и единомышленник Арпиар Асланян был членом Армянской революционной федерации в Тебризе. Вместе они переехали во Францию, чтобы продолжить учёбу. Луиза посещала лекции по литературе в Сорбонне и активно писала статьи для газет и журналов.
К середине 1920-х годов Луиза Асланян начала активную литературную деятельность, публикуясь во франко-армянских и ирано-армянских изданиях. В 1935 году вышел её сборник «Вне линии», а в 1936 году — первый роман «По дороге сомнений». В этом произведении Ласс выразила свои социальные идеи, связанные с репатриацией армян в Советскую Армению.
С 1937 года она стала активным членом Коммунистической партии Франции и регулярно писала материалы для франко-армянских изданий «Занг» и «Нор Кянк», редактором которых был французско-армянский поэт Мисак Манушян.
В 1942 году Луиза Асланян основала Союз армянских женщин, чтобы предоставить армянкам возможность бороться за свои права и отстаивать национальную идентичность. Они принимали участие в международных конференциях, открывали курсы армянского языка и организовывали летние лагеря для детей из малообеспеченных семей. 26 июля 1944 года правительство Виши арестовало Ласс и её мужа. Луиза Асланян не дожила до Дня Победы, но её соратники сохранили память о ней и продолжили её дело.
После ноября 1944 года Союз армянских женщин перестал быть тайной организацией и стал более открытым для широкой общественности. Его деятельность была направлена на повышение интеллектуального уровня армянских женщин. Вероятно, армянки последовали примеру своих французских коллег: Союз французских женщин (Union des femmes françaises) провёл своё первое открытое собрание всего за месяц до этого — в октябре 1944 года. В конце 1945 года начались процессы репатриации в Советскую Армению, и армянам из разных стран было разрешено вернуться на историческую родину. Эту идею поддержали многие организации, в том числе Союз армянских женщин.
Важной платформой для выражения их идей стал журнал «Хай кин», в котором репатриация рассматривалась как возможность для армянок жить в равноправной среде. Издание отличалось от остальной периодики актуальной повесткой, поднимая вопросы, волнующие женщин из разных социальных слоёв.
На обложке первого номера журнала, вышедшего в марте 1947 года, был размещён портрет Ласс. В этом выпуске редакция обозначила свою цель:
«Принимая во внимание, что часть армянских женщин, особенно работниц, не владеет местным языком и, следовательно, не может пользоваться парижскими женскими еженедельниками, мы решили издавать “Хай кин”, чтобы ознакомить их со всеми интересующими вопросами».
В июне 1945 года армянки приняли участие в учредительном съезде Союза французских женщин. С того же времени организация установила контакты с женскими группами в Советской Армении.
Хотя журнал «Хай кин» редко ссылался на издание «Работница Армении», оба публиковали схожие материалы и придерживались единой позиции по многим вопросам, связанным с женским трудом и национальной идентичностью. За всё время существования «Хай кин» вышло около 19 номеров, оказавших значительное влияние на формирование самосознания армянок и повышения их информированности. Журнал был закрыт в феврале 1949 года. Деятельность армянских женщин и их борьба за равные права во Франции позволили многим соотечественницам не только сохранить свою идентичность в иной среде, но и адаптироваться к новому социальному порядку.
В своей книге «История французских армян» историк Левон Чормисян уделяет особое внимание условиям труда женщин в послевоенной Франции. Он подчёркивает предпринимательский дух армянок, решивших приобрести простые швейные и ткацкие станки, чтобы работать дома по 12–15 часов в день. Оплата за частные заказы была значительно выше, чем за труд на заводе.
Чормисян считает, что работа женщин способствовала тому, что многие семьи перестали принадлежать к рабочему классу. По его оценкам, до 1945 года около 80% армянского населения составляли рабочие, но после эта доля сократилась до 50% благодаря женскому труду. Он также отмечает, что в этот период более половины семей, проживавших в Париже и его окрестностях, использовали текстильное производство как основной источник дохода.
Источник:
Communist Armenian Women’s History || journals.openedition.org