Жемчужина христианского мира в сердце Востока: Ванкская церковь и сокровища Новой Джульфы
Величественный Исфахан. Один из древнейших персидских городов с богатой историей и впечатляющей архитектурой. Здесь есть все, чем так манит путешественников Восток: роскошные дворцы и мечети, старинные кварталы и площади, красочные базары и караван-сараи, сады с апельсиновыми и гранатовыми деревьями, склонившими ветви под тяжестью палящего южного солнца.
Именно здесь, в сердце персидского мира, находится один из самых красивых христианских храмов Ближнего и Среднего востока, главный храм армянской церкви Ирана — Ванкская церковь (от арм. «ванк» — храм). И это отнюдь не субъективная оценка: мировые издания неоднократно включали церковь в рейтинги самых красивых христианских храмов Востока, а сами иранцы считают ее одной из важнейших достопримечательностей страны и стремятся включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ванкская церковь (полное название — Собор Святого Христа Всеспасителя) действительно завораживает архитектурными контрастами, красотой и изяществом внутреннего убранства, где традиционный персидский орнамент гармонично переплетается с фресками по библейским мотивам.
Стены этого храма будто бы отражают переплетение судеб двух народов, поэтому, оказавшись здесь, невольно вспоминаются исторические события 400-летней давности, становление и взлет армянской общины Новой Джульфы, ее роль в укреплении армяно-иранских отношений.
Гармония контрастов
Снаружи Ванкская церковь больше похожа на мечеть, так как выполнена в стиле персидской архитектуры эпохи Сефевидов: высокие своды, арки, круглый купол. Экстерьер церкви достаточно лаконичен и не бросается в глаза излишней вычурностью. Все богатство храма скрыто внутри, что, к слову, характерно для персидский мечетей и дворцов.
Внутренние стены украшают росписи, вдохновленные библейскими мотивами (Сотворение мира, Судный день, распятие Христа и др.), а также сюжетами, рассказывающими о жизни и страданиях св. Григория Просветителя, пытках армянских мучеников в Османской империи. Здесь же — цветочные мотивы в стиле средневековой персидской миниатюры, изящная мозаика и изразцы (вид архитектурной керамики), позолоченные узоры, причудливые арабески (разновидность орнамента).
Сотрудник музея при церкви Арин Петросян отмечает, что на эстетику храма повлияли три основные архитектурные школы — персидская, исламская и европейская.
«Росписи отсылают нас к европейской традиции, мозаика внутри — к исламскому искусству, а само здание построено в персидском стиле. Строительство центрального храма началось в 1655 году и завершилось в 1664-м. В течение 9 лет известные мастера того времени занимались росписью стен. Среди них — художник Минас, приглашенный из Италии», — рассказывает Арин Петросян.
Ванкская церковь, отмечает он, бережно хранит старейшие христианские реликвии и рукописные книги на армянском языке. Под алтарем храма покоятся первый книгопечатник в Иране Хачатур Кесараци и епископ Давид.
«Это главный храм армянской церкви Ирана, поэтому здесь находится резиденция епископа, а также отмечаются главные христианские праздники — Новый год, Рождество, Пасха. Ежегодно 24 апреля проводится литургия поминовения невинных жертв Геноцида армян», — добавляет Петросян.
Музей, библиотека и взгляд «извне»
Помимо церкви комплекс включает и другие культурно-просветительские центры. Особого внимания заслуживает библиотека Св. Нерсеса Шнорали, в которой находится более 700 рукописных книг, а также музей Хачатура Кесараци, хранящий уникальные исторические и этнические артефакты. Среди них — указ Шаха Аббаса о создании армянского квартала Джульфа, фотографии, карты, турецкие документы, свидетельствующие о Геноциде армян, первые печатные книги в Иране.
Церковный комплекс пользуется популярностью не только у армянской общины Ирана: местные жители любят прогуливаться по внутреннему двору комплекса — в атмосфере тишины и спокойствия. В музее и в самой церкви можно заметить как заинтересованных иранцев, так и русскоязычных туристов. Здесь мы и встретили историка, гида по Ирану Махди Насири, который считает Ванкскую церковь одной из самых красивых и интересных достопримечательностей Исфахана.
«Составляя туристическую программу для гостей нашей страны, я решил включить в нее что-то уникальное, чтобы расширить представления о нашей стране. Как историк и гид, я интересуюсь культурой не только нашего, но и других народов. Армения не исключение. Тем более, что армяне — наши давние соседи и у нас очень много общего. Да и мы с Арин давние друзья. Я уважаю людей, у которых есть своя вера, своя религия и считаю, что религия может помочь найти общий язык, общаться, взаимодействовать», — подчеркивает историк, кандидат наук Махди Насири.
По следам старейшей армянской общины
Несмотря на то, что возведение главного храма Ванкской церкви началось в 1655 году, ее фундамент был заложен еще в начале XVII века — в 1606 году. И здесь есть своя закономерность: строительству церкви предшествовали масштабные исторические события. Одним из таких событий стало вынужденное переселение армян из нахичеванской Джульфы в Сефевидский Иран — по приказу Шаха Аббаса (1604–1605 гг.) в ходе очередной турецко-персидской войны.
Череда ожесточенных войн между Персией и Османской империей, которые не прекращались на протяжении всего XVI века и продолжились в начале XVII века, имели катастрофические последствия для армянского народа: Армянское нагорье вновь превратилось в театр военных действий, а судьба армян зависела от военных успехов той или иной стороны.
«Войны между Ираном и Османской империей шли с переменным успехом той или иной стороны. В начале XVII века преимущество было на стороне персов, и переселение армян было предпринято с целью отрезать османские войска от продовольственных ресурсов и не допустить их дальнейшего продвижения (тактика «выжженной земли»). Безусловно, переселение армян в 1604–1605 гг. с большой горечью описывается в армянской историографии: это событие повлияло на этническую картину региона, ведь население нахичеванской Джульфы составляло значимую часть населения Армении. Тем не менее, сформировавшиеся общины, попытались адаптироваться и начать свою деятельность в новых условиях. И армяне Новой Джульфы, пользуясь поддержкой центральных властей и покровительством шаха, внесли значимый вклад в это дело. В Исфахане основываются армянские школы, церкви и другие учреждения, позволившие сохранить идентичность. Вскоре Новая Джульфа стала одной из самых сильных и уникальных армянских общин, которая имеет историческую, экономическую и культурно-просветительскую ценность для двух стран», — рассказывает востоковед, кандидат исторических наук Георгий Мирзабекян.
Иранист Ида Саркисян, в свою очередь, отмечает, что джугинские армяне за весьма короткий период завоевали уважение не просто рядовых иранцев, но и самого Шаха.
«Им удалось за короткий период создать сильную общину, наладить свою жизнь — в прямом смысле развести сады среди пустыни. Армяне были лучшими купцами в Иране, они были грамотны и образованы. Они обеспечивали связь Ирана со странами от Индии до Европы, осуществляя за счет этого культурный обмен. Шах был настолько поражен и восхищен этим, что часто советовал подданным поучиться у армян созиданию», — рассказывает иранист.
Точки соприкосновения
Конфессиональный фактор, сложные исторические перипетии и другие драматические события, разворачивающиеся в нашем «взрывоопасном» регионе, казалось, должны были отдалить друг от друга два древнейших народа. Однако армяне и иранцы сохранили и продолжают налаживать добрососедские отношения как на бытовом, так и на политическом уровнях. И дело, как отмечают эксперты-иранисты, в богатом историческом и культурном бэкграунде.
Иранист Ида Саркисян считает, что у армян и иранцев намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд; особенно, если речь идет о бытовой культуре, взглядах на взаимоотношения между людьми.
«Иранцы очень гордятся своей страной, своей историей и культурой. Это у них формируется на генетическом уровне. Все памятники армянской культуры и архитектуры пользуются бережным отношением иранцев и иранского руководства. Они находятся под защитой государства, их реставрируют и охраняют, как неотъемлемую часть иранской культуры и истории — в отличие от наших тюркских соседей, которые уничтожают и сравнивают с землей все, что связывает регион с армянским народом», — подчеркивает Саркисян.
Отношения армян и иранцев действительно восходят к незапамятным временам. Богатая тысячелетняя история, насыщенная как противостояниями, так и опытом добрососедства и искренней взаимопомощи в трудные времена (в Армении помнят, как в блокадные 90-е Иран стал «дорогой жизни»), взаимообогатила культуру, архитектуру и язык двух народов.
И этот уникальный культурный и исторический код зашифрован в архитектуре одной из самых красивых христианских церквей Востока — Ванкской церкви, хранящей гораздо больше смыслов и таинств, которые еще предстоит разгадать.
Ведь, как говорится, Восток — дело тонкое.
Ася Ерицян, журналист, преподаватель Российско-Армянского университета
Фото: Ася Ерицян
Обложка: Фреска, изображающая ад и рай. Ванкская церковь