Жемчужина христианского мира в сердце Востока: Ванкская церковь и сокровища Новой Джульфы

Жемчужина христианского мира в сердце Востока: Ванкская церковь и сокровища Новой Джульфы

Величественный Исфахан. Один из древнейших персидских городов с богатой историей и впечатляющей архитектурой. Здесь есть все, чем так манит путешественников Восток: роскошные дворцы и мечети, старинные кварталы и площади, красочные базары и караван-сараи, сады с апельсиновыми и гранатовыми деревьями, склонившими ветви под тяжестью палящего южного солнца.

Именно здесь, в сердце персидского мира, находится один из самых красивых христианских храмов Ближнего и Среднего востока, главный храм армянской церкви Ирана — Ванкская церковь (от арм. «ванк» — храм). И это отнюдь не субъективная оценка: мировые издания неоднократно включали церковь в рейтинги самых красивых христианских храмов Востока, а сами иранцы считают ее одной из важнейших достопримечательностей страны и стремятся включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святого Христа Всеспасителя (Ванкская церковь)

Ванкская церковь (полное название — Собор Святого Христа Всеспасителя) действительно завораживает архитектурными контрастами, красотой и изяществом внутреннего убранства, где традиционный персидский орнамент гармонично переплетается с фресками по библейским мотивам.

Стены этого храма будто бы отражают переплетение судеб двух народов, поэтому, оказавшись здесь, невольно вспоминаются исторические события 400-летней давности, становление и взлет армянской общины Новой Джульфы, ее роль в укреплении армяно-иранских отношений.

Гармония контрастов

Снаружи Ванкская церковь больше похожа на мечеть, так как выполнена в стиле персидской архитектуры эпохи Сефевидов: высокие своды, арки, круглый купол. Экстерьер церкви достаточно лаконичен и не бросается в глаза излишней вычурностью. Все богатство храма скрыто внутри, что, к слову, характерно для персидский мечетей и дворцов.

Внутренние стены украшают росписи, вдохновленные библейскими мотивами (Сотворение мира, Судный день, распятие Христа и др.), а также сюжетами, рассказывающими о жизни и страданиях св. Григория Просветителя, пытках армянских мучеников в Османской империи. Здесь же — цветочные мотивы в стиле средневековой персидской миниатюры, изящная мозаика и изразцы (вид архитектурной керамики), позолоченные узоры, причудливые арабески (разновидность орнамента).

Росписи на стенах Ванкской церкви

Сотрудник музея при церкви Арин Петросян отмечает, что на эстетику храма повлияли три основные архитектурные школы — персидская, исламская и европейская.

«Росписи отсылают нас к европейской традиции, мозаика внутри — к исламскому искусству, а само здание построено в персидском стиле. Строительство центрального храма началось в 1655 году и завершилось в 1664-м. В течение 9 лет известные мастера того времени занимались росписью стен. Среди них — художник Минас, приглашенный из Италии», — рассказывает Арин Петросян.

Ванкская церковь, отмечает он, бережно хранит старейшие христианские реликвии и рукописные книги на армянском языке. Под алтарем храма покоятся первый книгопечатник в Иране Хачатур Кесараци и епископ Давид.

«Это главный храм армянской церкви Ирана, поэтому здесь находится резиденция епископа, а также отмечаются главные христианские праздники — Новый год, Рождество, Пасха. Ежегодно 24 апреля проводится литургия поминовения невинных жертв Геноцида армян», — добавляет Петросян.

Древние рукописи на армянском языке. Музей Хачатура Кесараци

Музей, библиотека и взгляд «извне»

Помимо церкви комплекс включает и другие культурно-просветительские центры.  Особого внимания заслуживает библиотека Св. Нерсеса Шнорали, в которой находится более 700 рукописных книг, а также музей Хачатура Кесараци, хранящий уникальные исторические и этнические артефакты. Среди них — указ Шаха Аббаса о создании армянского квартала Джульфа, фотографии, карты, турецкие документы, свидетельствующие о Геноциде армян, первые печатные книги в Иране.

Церковный комплекс пользуется популярностью не только у армянской общины Ирана: местные жители любят прогуливаться по внутреннему двору комплекса — в атмосфере тишины и спокойствия. В музее и в самой церкви можно заметить как заинтересованных иранцев, так и русскоязычных туристов. Здесь мы и встретили историка, гида по Ирану Махди Насири, который считает Ванкскую церковь одной из самых красивых и интересных достопримечательностей Исфахана.

«Составляя туристическую программу для гостей нашей страны, я решил включить в нее что-то уникальное, чтобы расширить представления о нашей стране. Как историк и гид, я интересуюсь культурой не только нашего, но и других народов. Армения не исключение. Тем более, что армяне — наши давние соседи и у нас очень много общего. Да и мы с Арин давние друзья. Я уважаю людей, у которых есть своя вера, своя религия и считаю, что религия может помочь найти общий язык, общаться, взаимодействовать», — подчеркивает историк, кандидат наук Махди Насири.  

Памятник Хачатуру Кесараци — первому книгопечатнику в Иране

По следам старейшей армянской общины

Несмотря на то, что возведение главного храма Ванкской церкви началось в 1655 году, ее фундамент был заложен еще в начале XVII века — в 1606 году. И здесь есть своя закономерность: строительству церкви предшествовали масштабные исторические события. Одним из таких событий стало вынужденное переселение армян из нахичеванской Джульфы в Сефевидский Иран — по приказу Шаха Аббаса (1604–1605 гг.) в ходе очередной турецко-персидской войны. 

Череда ожесточенных войн между Персией и Османской империей, которые не прекращались на протяжении всего XVI века и продолжились в начале XVII века, имели катастрофические последствия для армянского народа: Армянское нагорье вновь превратилось в театр военных действий, а судьба армян зависела от военных успехов той или иной стороны.

Чалдыранская битва (1514 год) — битва османов и персов за контроль над Армянским нагорьем, Закавказьем и Месопотамией. Фреска во дворце Чехель-сотун

«Войны между Ираном и Османской империей шли с переменным успехом той или иной стороны. В начале XVII века преимущество было на стороне персов, и переселение армян было предпринято с целью отрезать османские войска от продовольственных ресурсов и не допустить их дальнейшего продвижения (тактика «выжженной земли»). Безусловно, переселение армян в 16041605 гг. с большой горечью описывается в армянской историографии: это событие повлияло на этническую картину региона, ведь население нахичеванской Джульфы составляло значимую часть населения Армении. Тем не менее, сформировавшиеся общины, попытались адаптироваться и начать свою деятельность в новых условиях. И армяне Новой Джульфы, пользуясь поддержкой центральных властей и покровительством шаха, внесли значимый вклад в это дело. В Исфахане основываются армянские школы, церкви и другие учреждения, позволившие сохранить идентичность. Вскоре Новая Джульфа стала одной из самых сильных и уникальных армянских общин, которая имеет историческую, экономическую и культурно-просветительскую ценность для двух стран», — рассказывает востоковед, кандидат исторических наук Георгий Мирзабекян.

Иранист Ида Саркисян, в свою очередь, отмечает, что джугинские армяне за весьма короткий период завоевали уважение не просто рядовых иранцев, но и самого Шаха.

«Им удалось за короткий период создать сильную общину, наладить свою жизнь — в прямом смысле развести сады среди пустыни. Армяне были лучшими купцами в Иране, они были грамотны и образованы. Они обеспечивали связь Ирана со странами от Индии до Европы, осуществляя за счет этого культурный обмен. Шах был настолько поражен и восхищен этим, что часто советовал подданным поучиться у армян созиданию», — рассказывает иранист.

улочки Новой Джульфы

Точки соприкосновения

Конфессиональный фактор, сложные исторические перипетии и другие драматические события, разворачивающиеся в нашем «взрывоопасном» регионе, казалось, должны были отдалить друг от друга два древнейших народа. Однако армяне и иранцы сохранили и продолжают налаживать добрососедские отношения как на бытовом, так и на политическом уровнях. И дело, как отмечают эксперты-иранисты, в богатом историческом и культурном бэкграунде.

Иранист Ида Саркисян считает, что у армян и иранцев намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд; особенно, если речь идет о бытовой культуре, взглядах на взаимоотношения между людьми.

«Иранцы очень гордятся своей страной, своей историей и культурой. Это у них формируется на генетическом уровне. Все памятники армянской культуры и архитектуры пользуются бережным отношением иранцев и иранского руководства. Они находятся под защитой государства, их реставрируют и охраняют, как неотъемлемую часть иранской культуры и истории — в отличие от наших тюркских соседей, которые уничтожают и сравнивают с землей все, что связывает регион с армянским народом», — подчеркивает Саркисян.

Колокольня при Ванкской церкви (1702 год)

Отношения армян и иранцев действительно восходят к незапамятным временам. Богатая тысячелетняя история, насыщенная как противостояниями, так и опытом добрососедства и искренней взаимопомощи в трудные времена (в Армении помнят, как в блокадные 90-е Иран стал «дорогой жизни»), взаимообогатила культуру, архитектуру и язык двух народов.

И этот уникальный культурный и исторический код зашифрован в архитектуре одной из самых красивых христианских церквей Востока — Ванкской церкви, хранящей гораздо больше смыслов и таинств, которые еще предстоит разгадать.

Ведь, как говорится, Восток — дело тонкое.

Ася Ерицян, журналист, преподаватель Российско-Армянского университета

Фото: Ася Ерицян

Обложка: Фреска, изображающая ад и рай. Ванкская церковь

Жемчужина христианского мира в сердце Востока: Ванкская церковь и сокровища Новой Джульфы