Триптих Григора Ханджяна. Шедевр, который художник разрабатывал до последнего вздоха

Триптих Григора Ханджяна. Шедевр, который художник разрабатывал до последнего вздоха

Триптих Григора Ханджяна, расположенный в одном из просторных выставочных залов Центра искусств Гафесчяна внутри лестницы Каскад, не оставит равнодушным ни одного посетителя. Это монументальное произведение представляет собой три картины, вдохновленные работами мексиканских художников, таких как Диего Ривера и Дэвид Альфаро Сикейрос, а также другими невероятными шедеврами, например, фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Это три отдельные панели, на которых изображены важнейшие эпизоды армянской истории: «Создание армянского алфавита», «Битва при Аварайре (Вардананк)» и «Возрождение Армении». Издание H-Pem подробнее рассказало об этом творении и об авторе – Григоре Ханджяне.

Прежде чем приступить к этой трудной задаче по созданию триптиха, Ханджян разработал гобелен из двух частей, который был соткан во Франции и вывешен в музее Кафедрального собора Эчмиадзина. Им очень восхищались и хвалили, но он всегда оставался в стороне и недоступным для публики. Чтобы преодолеть эти «ограничения», художник воссоздал свой дизайн гобелена в виде фрески. Он добавил третью часть и продолжил работал над огромным проектом, в то время как его собственная жизнь постепенно «угасала».

Как однажды пронзительно описал армянский репортер: «Его последние дни на эшафоте прошли в очень холодную погоду; старый, больной, с ослабевающим зрением, он, казалось, знал, что скоро наступит конец. За день до своей смерти, работая над заключительной панелью ”Возрождение Армении", он собрал последние резервы сил, завершив за один день важнейшую центральную область, которая оставалась незаконченной».

Силы, потраченные на нанесение этих последних мазков кистью, не пропали даром. За несколько часов до того, как художник испустил последний вздох, ему удалось нарисовать культовый образ Матери Армении и ее ребенка, оставив свое творение на доработку Генриху Мамяну.

Ханджян жил в достаточно неспокойные времена, поэтому история Армении – главная тема, отраженная в его триптихе. Художник был свидетелем возвышения и падения советского диктатора Сталина, ужасов Второй мировой войны, борьбы Армении за независимость в начале 1990—х годов (активным сторонником которой он был) и укрепления Армянской Апостольской церкви – важного события для верующего и религиозного Ханджяна.

Результатом истории его жизни стала мастерски выполненная композиция, наполненная символизмом, на разгадку которого могли уйти годы. В триптихе есть интригующий аспект: выдающиеся деятели разных периодов армянской истории, такие как Ованнес Туманян, Паруйр Севак, Аветик Исаакян, Александр Таманян, Комитас Вардапет, Арам Хачатурян, Мовсес Хоренаци и Элише, включая самого Ханджяна, изображены среди важнейших исторических событий, как будто они существуют вне времени. Это решение отражает желание Ханджяна продемонстрировать глубокое влияние писателей, поэтов, архитекторов, скульпторов, художников и других деятелей искусства на поворотные события в истории Армении.

Григор Ханджян. Вардананк, 2000. Центр искусств Гафесчяна в Ереване

На левой панели показано еще одно важное событие: создание армянского алфавита в 405 году, которое сыграло решающую роль в закреплении армянской идентичности. В центре этой части мы видим Месропа Маштоца, ученого монаха, который взял на себя миссию по созданию армянских букв. Окруженный религиозными деятелями, он с гордостью поддерживает армянскую письменность — основу развития армянского языка.

Григор Ханджян. Создание армянского алфавита. Центр искусств Гафесчяна в Ереване

И, наконец, правая панель, которую Ханджян, к сожалению, не смог завершить сам, изображает символическое возрождение Армении посредством изображения армянского герба и армянского флага. Фигура Матери Армении, держащей на руках своего ребенка, мгновенно выделяется в центре картины. Панель ссылается на важнейшие события ХХ века: недолговечное первое независимое армянское государство, возникшее на фоне Геноцида армян в 1915 году, период Советской Армении, разрушительное землетрясение 1988 года, борьба за освобождение Арцаха и возрождение Армении как независимого государства после распада СССР.

«В "Вардананке" Мать Армения изображена сидящей на руинах страны, в то время как на третьей панели она возвышается как символ культурного возрождения и независимости в ХХ веке»», - отмечает Есаянц.

Григор Ханджян. Возрождение Армении. Центр искусств Гафесчяна в Ереване


Ханджян был одним из тех редких художников, которые в советские годы сотрудничали как с государством, так и с церковью. Выдающийся художник-график, превосходный книжный иллюстратор и талантливый дизайнер интерьеров выдвинул блестящую идею возрождения национальной и народной культуры с помощью модернизма. Известный своими иллюстрациями к произведениям Ованнеса Туманяна «Լոռեցի Սագոն» («Сако из Лори»), Паруйра Севака «Անլռելի զանգակատուն» («Несокрушимая колокольня») и Хачатура Абовяна «Վէրք Հայաստանի» («Раны Армении»), Григор Ханджян и его творчество были практически в каждом армянском доме.

«Ханджян тщательно исследовал прошлое. Он внимательно изучал исследовательские работы, прежде чем рисовать их, чтобы они были как можно более исторически точными — от оружия до костюмов и доспехов. Он использовал тот же подход в своих замечательных книжных иллюстрациях, стремясь сделать текст видимым через изображения. Это важный момент в искусстве, и его часто упускают из виду читатели, которые не в состоянии оценить тонкие иллюстрации; иногда они даже не удосуживаются узнать имя иллюстратора», – с сожалением отмечает Есаянц.

Пять лет назад Центр искусств Гафесчяна отметил 90-летие художника, исполнив одну из его давних мечтаний и открыв выставку под названием «Григор Ханджян: за пределами изображения», отдав дань уважения художнику, прославленному своим гигантским триптихом, представив его как столь же искусного художника-графика. На выставке были представлены ранее не виданные графические эскизы, приобретенные из частных источников и семейной коллекции Ханджяна — фрагменты, которые были отправлены во Францию для вплетения в гобелен «Армянский алфавит», плотные и подробные эскизы к роману Абовяна «Раны Армении», а также работы, которые художник хотел показать на персональной выставке.

Источник: H-Pem

Триптих Григора Ханджяна. Шедевр, который художник разрабатывал до последнего вздоха