Магия канона: искусство Хачатура Аветисяна

Магия канона: искусство Хачатура Аветисяна

Хачатур Аветисян (1926-1996) — выдающийся армянский композитор, чье творчество стало неотъемлемой частью музыкального наследия страны.  Народный артист Армянской ССР и лауреат Государственной премии, он мастерски соединил академическую строгость с самобытностью народных традиций и оставил значительный след в музыкальной культуре XX века.

Хачатур Мехакович Аветисян родился 14 апреля 1926 года в Ленинакане (совр. Гюмри). Его детство прошло в атмосфере любви к национальной музыке. Юный Хачатур освоил тар, кяманчу, мандолину, скрипку и фортепиано, руководя ещё в школьные годы ансамблем и оркестром народных инструментов. В ереванской филармонии он впервые услышал канон и был очарован его звучанием:

«Однажды в кабинете директора филармонии он увидел новый музыкальный инструмент канон. С первых же звуков этот самобытный инструмент полностью пленил молодого музыканта» (из монографии «Хачатур Аветисян» Терезы Аразян).

 

Хачатур Аветисян. Источник

 

Это событие определило его дальнейшую судьбу. Получив музыкальное образование в Ереванском музыкальном училище им. Романоса Меликяна и Государственной консерватории им. Комитаса, Аветисян прославился как виртуозный исполнитель на каноне.

 
 

Во время обучения у Григория Егиазаряна и Эдварда Мирзояна он уже развивал педагогическую деятельность. В 1950 году Аветисян открыл класс канона в музыкальном училище им. Романоса Меликяна, превратив его в центр подготовки молодых исполнителей.

Параллельно с преподавательской работой Аветисян активно выступал как композитор. Его ранние произведения для канона — песни «Колыбельная» и «На берегу реки» — быстро завоевали популярность.

В 1951 году он стал первым армянским музыкантом, завоевавшим главный приз на Всемирном фестивале молодежи в Берлине.

Именно Аветисян создал первую транскрипцию для канона — «Танец Анитры» из «Пер Гюнта» Эдварда Грига, а в качестве дипломной работы представил концерт для канона и оркестра народных инструментов — первое крупное сочинение для этого инструмента.

С 1958 года и на протяжении 15 лет Аветисян был музыкальным руководителем Государственного ансамбля танца Армении, создав для него множество популярных танцев, таких как «Зачарованные цветы», «Караван», «Тюльпаны» и «Кинтос». Ансамбль под его руководством гастролировал в более чем 50 странах мира.

В конце 1950-х годов Аветисян обратился к песенному жанру, создав ряд мелодичных и лиричных произведений, которые соединили традиции армянской ашугской музыки с профессиональным композиторским искусством. Его песни, такие как «Моя сладкая арфа», «Пьяная девчонка», «Говорят», «Мой тростник», «Где я тебя найду», «Цветущая вишня», «Ночь любви», «Журавли», «Синяя птица» и «Я буду ждать любви», стали народными хитами и продолжают исполняться до сих пор.

 

Хачатур Аветисян. Изображение предоставлено Ереванской государственной консерваторией имени Комитаса

 

Аветисян разработал методические материалы, упражнения и этюды, а также обработки произведений западноевропейских композиторов и пьесы различной сложности. В 1968 году вышло первое издание его двухтомного «Руководства по канону», ставшее первым учебным пособием для этого инструмента.

С 1974 по 1978 год Аветисян руководил Государственным ансамблем песни и танца имени Татула Алтуняна, создав ряд произведений, получивших международное признание и награды.

Многогранное творческое наследие Аветисяна включает два концерта для канона и оркестра, пьесы для канона-соло («Заколдованные цветы», Perpetuum mobile, «Воспоминания»), произведения для ансамбля народных инструментов и Государственного ансамбля песни и танца, многочисленные песни для голоса и фортепиано («Махмур ахчик», «Ирикнаин», «Им ануш тавих» и др.), музыку к фильмам и транскрипции для канона произведений других композиторов.

 

Хачатур Аветисян. Источник

 

За свою плодотворную деятельность Аветисян был награждён множеством золотых и серебряных медалей в Армении и за рубежом (Москва, Берлин, Париж). В 1978 году в Ереванской консерватории им. Комитаса открылось отделение народных инструментов и вокала, которое он возглавлял до конца жизни, подготовив за 35 лет плеяду талантливых музыкантов и педагогов, продолжающих развивать армянские музыкальные традиции.

Таким образом, Хачатур Аветисян не только виртуозно владел каноном, но и заложил основы профессиональной школы игры на этом инструменте в Армении. Благодаря его выступлениям на фестивалях и концертах в Берлине, Москве, Софии и других городах, канон, ранее известный преимущественно на Востоке, получил признание как армянский национальный инструмент.


За помощь в подготовке материала благодарим Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса.


 

 

Магия канона: искусство Хачатура Аветисяна