Егише Татевосян. «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове». Часть II
Великий армянский художник вспоминает о днях, проведённых у Поленова в Бехове и Тарусе. Рассказывает автор мемуаров и о придуманной Поленовым технике мозаик из окских камней. Именно по методике «поленовской» мозаики составляет Татевосян портрет своего учителя.
Я послал в Рим 4 эскиза на тему «Искушение в пустыне» и просил дать мне советы. Он немедленно ответил, вернув эскизы с такими дельными замечаниями, что у меня всё прояснилось. Он писал: «В 3-м и 4-м эскизах нравится поза сатаны. Судя по Вашему описанию, Вы хотите изобразить скорее бред, чем галлюцинацию, поэтому — не сделать ли Христа слушающим, а не смотрящим на привидение и видящим его только, как бы внутри себя; конечно, это мой совет, Вы не должны принимать за нечто обязательное, а делайте, как чувствуете сами. Но чего я положительно не советую делать, это — луну в виде сияния или нимба, это выходит очень придумано» и т. д.
Вообще, все его письма ко мне дышат такой деликатностью, вниманием и лаской, что при перечитывании их у меня навертываются слезы.
Поленов создал немало художников: Коровин, Левитан, Головин, Малютин и др. — все его ученики; они также были проникнуты глубоким уважением и любовью к учителю. Некоторые ученики даже записывали буквально все его объяснения. Так, например, художник Домбровский (из Киева) записывал все его фразы во время корректуры. Было бы очень ценно издать эти записки для начинающих художников, они послужили бы как бы руководством к обучению живописи. К сожалению, Домбровского я потерял из виду.
Метод свой Поленов называл методом П.П. Чистякова, так как он со своим тов[арищем] Репиным учились у Чистякова. Василий Дмитриевич часто вспоминал Павла Петровича как замечательного педагога и остроумного человека. С большим воодушевлением рассказывал о нём. Достаточно сказать, что Репин не нашёл никого лучшим учителем и руководителем для Серова, кроме Чистякова. Надо сказать, когда произошла реформа Академии художеств, 1892 г., когда разогнали всех профессоров, — из старых оставили при Академии только одного Чистякова и поручили ему мозаичный класс.
Василий Дмитриевич знакомил учеников детально с самого начала с красками и их изменениями; от соединений, грунта и воздуха. Для этого он устроил три таблицы красок: Мевеса, Лефранка и Шмидта. Намазывал одну и ту же краску на всех 3-х таблицах, на каждой отдельно: в чистом виде и в смешанной с цинковыми и кремницкими белилами, надписывая названия красок и фабрик; одну таблицу вешал в комнате, другую выставлял на солнце, а третью — держал в темноте. Выдержав год, он вывесил их в классе и ясно было видно, что таблица от солнца изменилась много сильнее двух других. Кроме того, краска в смеси с цинковыми белилами оказалась более устойчивой и менее изменилась, чем та же краска с кремницкими белилами.
Показав это наглядно, он приучал нас осторожно обращаться с красками.
Василий Дмитриевич на все наши вопросы давал наглядные исчерпывающие ответы.
По моему мнению, наивысшая ценность в художнике — это его колорит, вот этим качеством и обладал Поленов. От его палестинских этюдов я не мог отрываться. Поленов — поэт красок. Многие художники технику его работ приравнивали к мастерству западн[ых] художн[иков], по лёгкости и свежести напоминающими акварели. Это правильно. Отсюда его любовь к декорациям. Он был прирождённым декоратором. В своё время он первый раскритиковал рутинные декорации Большого театра Вальца и выставил принцип декорации, сводящий декорации к единой картине, без нагромождений кулис.
Он первый показал живописно-художественное письмо без выписки излишних мелочей, как это практиковалось до него. Ему, отчасти, мы обязаны за происшедшую реформу в казённых театрах, Теляковский обратился к Поленову с просьбой помочь ему в этом деле, но Поленов сам писать отказался и рекомендовал своих учеников Головина и Коровина. Поленов владел перспективой в совершенстве, решал самые замысловатые задачи, необыкновенно быстро простейшими приёмами, выработанными им самим. Василий Дмитриевич говорил мне, что выработал перспективное руководство из шестнадцати правил, усвоив которые, можно решить все задачи. Очень жаль, что при своей жизни Поленов не издал их, но если они сохранились, то необходимо их издать, так как все имеющиеся учебники в этом вопросе малопрактичны.
Василий Дмитриевич интересовался и архитектурой. Так, например, в Абрамцеве построена по его проекту церковь в русском стиле. Свой собственный дом в деревне Бехово он сам и проектировал, и прекрасно построил в стиле германском: все четыре стороны представляют разные красивые фасады. Вся постройка деревянная снаружи и внутри выштукатуренная; так же построена его каменная мастерская (тут я часто летом и осенью работал); она прелестна по силуэту, и очень остроумно использованы все пустоты.
По его же проекту был построен в Москве около Зоологического сада народный дом имени В.Д. Поленова (на его же средства). Тут молодые силы проделывали театрально-студийную работу. К сожалению, дом этот недавно сгорел и будет очень досадно, если его не восстановят в прежнем виде — в том же германском стиле, по проекту В.Д., это необходимо для истории русского искусства.
Василий Дмитриевич много работал и для секции детских пьес. Сам написал «Анну Бретонскую» и любил присутствовать при её исполнении детьми. Писал декорации к этой пьесе и помогал ставить её. Вместе с тем он был душой вышеназванной секции детского театра, был председателем её и проявлял свою художественную инициативу: задавались конкурсы на детские пьесы, вырабатывались пьесы для деревенских передвижных театров и т. п.
Редким качеством обладал В.Д. — уменьем воодушевлять других, в особенности молодых художников; он возбуждал охоту к работе, заражал всех своим вдохновением, все при нем принимались с жаром работать. Так, в народном доме для детских пьес собирались молодые художники в тесном подвальном помещении и чуть не оставались там ночевать, увлекаясь там работами. Когда раз В.Д. им сказал: «Что же вы тут работаете? Ведь тут и тесно, и неудобно, почему бы Вам не работать в больших более удобных помещениях?». Они ответили: «Хотя и тесно, и неудобно, но зато атмосферы такой нигде нет». И правда, при всех неудобствах, в накуренной духоте, атмосфера была художественно вдохновенная.
Издана очень полезная книжка, иллюстрированная Василием Дмитриевичем, с его же текстом: портативные декорации для перевозки: полезные советы устройства простейших сцен и декораций. [Скородумов Н.В. Новый метод упрощённых постановок (устройство сцены и декораций) с приложением статей и эскизов декораций академика В.Д. Поленова. М., 1914. — Прим. ред.].
Василий Дмитриевич много работал и по прикладному искусству: так им заказана была по своим рисункам мебель для гостиной в готическом стиле; особенно красив и удобен шкаф в гостиной, в библиотеке столы и т. п.
Василий Дмитриевич интересовался положительно всем, испробовал на практике все, что касалось искусства; по скульптуре — лепил для детей зверей, высекал из камня по своим рисункам капители колонн; к костюму Шаляпина в роли Мефистофиля нарисовал рисунок для кожаного мешка, который из жёлтой кожи прекрасно выполнила супруга его Наталья Васильевна.
Василий Дмитриевич рассказывал, каким образом у него появилась мысль делать из простых камней мозаику: «Когда мы были в Риме с детьми, на форуме искали разноцветные кусочки древнего мрамора, там вся почва ими покрыта. Подобрав куски, отдавали мраморщику, который укреплял их на цементе на аспидной доске для стола. (Такой стол существует в его доме). Потом, когда вернулись на Оку, окские камни показались мне похожими на те мраморные. Я стал их собирать и попробовал составлять из этих цветных кремней орнамент, для чего взял мелкий ящик с песком, на который в уровень с поверхностью ящика укладывал рисунок из камешков. Когда заполнился весь рисунок, заклеивал его бумагой, привинчивал крышку, повернув обратно, сняв дно, выдувал весь песок и заливал цементом». Таким образом он сделал несколько мозаик. Эта затея увлекла меня и Головина. Но цемент оказался непригодным материалом для закрепления, так как кремни часто имеют стекловидную поверхность и потому от цемента отпадают. Когда однажды проф. [Д.И.] Менделеев заинтересовался закреплением мозаики, он рекомендовал закрепить своей замазкой; смесь канифоли с воском. Такой замазкой залит портрет В.Д., сделанный мною, но эта замазка изменила (просалила) камни, пришлось некоторые, сильно изменившиеся камни менять на новые. Художник Голоушев предлагал заливать жидким стеклом, но этой пробы не делали. Во всяком случае изобретение этой мозаики принадлежит В.Д., она может со временем в декоративно-архитектурных применениях дать чрезвычайно художественные результаты.
Мною исполнены ещё: неруковорный лик Христа, анекдот про Молла Наср-Эддина и Кот — для камина. В.Д. сделал для камина «Горелый лес» и «Водяные лилии» — прекрасные по сочетанию красок.
В.Д. любил и музыкальное искусство. Хорошо пел басом. С детства получил теоретическое музыкальное образование. Написал оперу «Призраки Эллады» и издал. Также изданы его романсы и хоры, на слова Лермонтова. Опера его первый раз была поставлена в зале Консерватории в Москве, и он сам дирижировал ею.
Вот что В.Д. писал мне в 1906 году: «В конце поста, благодаря расположению ко мне Саввы Ивановича Мамонтова и колоссальной его энергии, мне удалось поставить мою музыкальную картину „Призраки Эллады“. Первый раз эта вещь шла под именем „Афродиты“, 12 лет тому назад, с музыкой Короткова и немножко моей. Тогда вы помогали мне писать декорацию, которая потом была украдена. Теперь, работая опять над той же картиной, всё о Вас вспоминаю. Хотя моя вещь успеха не имела, но я так наслаждался тем, что услыхал свою музыку с эстрады (исполнялась она в консерватории, где сцены нет, хотя и в очень несовершенном исполнении), что несказанно, рад этому событию».
Во второй раз в 1915 году опера была поставлена в Тарусе летом, я помогал делать бутафорию по его указанию, за что в награду получил картину с этюда.
Из литературных его трудов самый замечательный — это евангелие, которое писал он почти до конца своей жизни. Труд этот заключался в том, чтобы из 4-х евангелий составить одно. Я его не читал, но В.М. Васнецов был в восторге, говоря: «Вот это настоящее евангелие».
Продолжение следует…
Е. Татевосян,
29 мая 1932 года, Тифлис
Источник: Каталог к выставке «Василий Поленов». Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2019 год.
В оформлении обложки использован мозаичный портрет «Василий Поленов» Егише Татевосяна. Источник: sixdaysart.com