Егише Татевосян. «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове». Часть V

Егише Татевосян. «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове». Часть V

Художник рассказывает о неврастении Поленова, участии в русско-турецкой войне и о моральных качествах учителя, которые считает высокими и достойными подражания.

Александр Головин. «Портрет Татевосяна в бедуинской повязке». Источник: google.com

Александр Головин. «Портрет Татевосяна в бедуинской повязке». Источник: google.com

Во время Болгарской войны Александр III-й пригласил и к себе Василия Дмитриевича в качестве художника (в то время Александр III-й был наследником), и им вместе пришлось как-то проскакать под турецкими пулями. Благодаря этому клика Победоносцева должна была ретироваться, и картина была выставлена с громадным успехом в Петербурге, потом в Москве на пасхальных праздниках.

Все эти переживания отразились на здоровье Вас. Дм., он заболел неврастенией, от которой почти всю жизнь лечился и говорил «безрезультатно», постоянно жаловался на головные боли, говоря «точно железный обруч надели на голову и затягивают винтами, череп должен треснуть».

Портрет обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева кисти Маковского Александра Владимировича. Источник: runivers.ruПобедоносцев Константин Петрович (1827—1907) — российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви;…

Портрет обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева кисти Маковского Александра Владимировича. Источник: runivers.ru

Победоносцев Константин Петрович (1827—1907) — российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник. В 1880—1905 годы занимал пост Обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872), почётный член Императорской Академии наук (1880). Преподавал законоведение и право будущему императору Александру III и имел на него большое влияние. В судьбе В.Д. Поленова сыграл неоднозначную роль. Победоносцев, находя всё новые еретические, с точки зрения Обер-Прокурора Святейшего Синода поводы, начал травлю на художника во время выставки картины «Христос и грешница», написанной после совместной с Татевосяном поездки в Палестину.

До реформы Академии художеств поручили написать устав новой Академии Тютчеву, Мосолову и Поленову. Устав надо было провести в жизнь, и вот, Председатель Совета Великий князь Владимир Александрович созывает первое заседание Совета, совершенно для всех неожиданно, перед каждым членом положили листки с напечатанными фамилиями новых профессоров руководителей Новой Академии. И только один архитектор К.Л. Быковский проявляет гражданское мужество, просит слова и говорит: «Насколько я знаю, первый параграф нового устава гласит о том, что профессора-руководители Академии должны избираться Советом Академии, а тут нам преподносят готовый список, без выбора — что это значит?» Владимир Александрович, опустив голову, забасил низким голосом (не смея смотреть в лицо): «Это предрешено». Так и сел Быковский.

В.Д. Поленов. Портрет кисти Репина. Источник: wikipedia.org

В.Д. Поленов. Портрет кисти Репина. Источник: wikipedia.org

Вас. Дмитр. в списке не было. Само собой ясно, что Вас. Дм., как составителя Устава, должны были избрать руководителем, хотя бы на первое время, но Владимиру не угодно было избирать человека безукоризненно честного, бескорыстного, убеждённого и не любящего грязи. В Академии всё не клеилось. Владимиру сказали, что Поленов пользуется симпатиями молодёжи и что он смог бы наладить дело. Владимир вынужден был пригласить Вас. Дм., но последний послал мотивированный отказ. Вторично и чуть ли не три раза Владимир требовал, чтобы В.Д. перебрался в Питер; но В.Д. ссылаясь на то, что здоровье, семья и работа связывают его с Москвой, заявил, что он не может принять этого любезного приглашения. Понятно, конечно, что Вас. Дмитриевичу было такое пренебрежительное отношение обидно, почему он упорно отказывался принять предложение Владимира; тогда вместо В. Д. пригласили Серова, который должен был по временам наезжать из Москвы.

Одно время мне часто приходлось спорить с моими товарищами-художниками на тему: «произведние творца-художника есть ли зеркало его душевных качеств». Товарищи не соглашались ос мной и говорили, что творец может быть идейным и моральным. Я же всегда утверждал, что в конечной, общей сумме работа автора должен отразиться индивидуум, субъект, творец. Недаром говорится: расскажи что ты любишь, скажу тебе кто ты сам. В этом отношении поразительно подтверждает мое мнение Вас. Дмитр.; в своих произведениях он отражает весь свой нравственный облик.

Продолжение следует…

Е. Татевосян,

29 мая 1932 года, Тифлис

Источник: Каталог к выставке «Василий Поленов». Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2019 год.

Егише Татевосян. «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове». Часть V