Редакция

Купцы из Шуши. Армянский код. Летопись рода Григорян

Редакция
Купцы из Шуши. Армянский код. Летопись рода Григорян

Недавно Армянский музей Москвы запустил генеалогический проект «Армянский код. Летопись моего рода». Этим летом редакция принимает истории и ретро-фотографии предков читателей. Речь идёт о периоде конца XIX – начала ХХ веков до Геноцида армян. Завершится проект прямым эфиром со специалистами по антропологии, психологии и генеалогии. Третий рассказ — о купеческой семье, жившей в Армении в конце XIX века.

Мария Ивановна и Левон Николаевич Григоряны. ©Татевик Григорян

Мария Ивановна и Левон Николаевич Григоряны. ©Татевик Григорян

Письмо пришло от Татевик Григорян. Читательница прислала пожелтевшую от времени отсканированную фотографию и написала всего несколько сопровождающих строк. «Это моя бабо [бабушка. — Прим. ред.] Мария Ивановна и дедушка Левон Николаевич», — сообщила она.

На фото — красивая пара, по лицами и платью которых видно — они из благородной семьи. Молодые люди одеты в европейскую одежду — по моде конца XIX века. На женщине блузка с высоким воротником и брошь. На мужчине сюртук и белая рубашка. Волосы Марии Ивановны собраны в сложный пучок «мадам Помпадур», слегка выступающий над головой сзади. Следует отметить, что на рубеже XIX–XX веков влияние на моду оказывал идеал красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Гибсоном и получивший собирательное наименование «девушки Гибсона». Скорее всего, мода на прическу «а-ля Помпадур» докатилась и до Армении. Бабушка нашей читательницы, судя по фотографии, тщательно следила за собой. Девичья фамилия Марии Ивановны была Саруханова. Согласно рассказам Татевик, она была домохозяйкой, стараясь поддерживать своего супруга — купца Левона Николаевича Григоряна — во всех его торговых делах.

Один из эскизов, изображающий «девушку Гибсона». Источник: pinterest.it

Один из эскизов, изображающий «девушку Гибсона». Источник: pinterest.it

Причёска Левона Николаевича аккуратная — в аристократических семьях европейского круга того времени у мужчин было принято коротко стричь волосы и носить ухоженные бороды, подобно законодателям моды — императорам, чьи фотографии украшали первые полосы газет тех лет.

«Мой дедушка Левон Николаевич был успешным купцом из Галы (Шуша). Он владел сетью магазинов и вел торговые отношения с городами Российской империи», — сообщила Татевик Григорян. Читательница рассказала, что её дед родился в 1868 году, а скончался в 1905-м. «Он умер до начала Геноцида», — добавила Татевик Григорян.

Карточка, которую нам прислала читательница, подписана словами «Cabinet Portrait». Вопреки ожиданиям, это не название ателье, где был сделан снимок, а распространённый когда-то формат фотографий [размером 16,5×11,5 см. — Прим. ред.]. Их так и называли — «кабинетные портреты». Такие карточки наклеивали на картонку — паспарту и отдавали заказчику.

Кабинетные портреты впервые появились в Англии, в 1866 году, затем в США и постепенно распространились по всему миру. Логотип на картонке, как правило, относился к её производителю. Впрочем, иногда там бывали и реквизиты ателье, а некоторые известные фотографы клеили фотографии на именные паспарту. Но на кабинетном портрете, присланном Татевик Григорян, реквизитов нет.

Обращает внимание то, как смотрят на нас с этого снимка более чем столетней давности Мария Ивановна и Левон Николаевич — умными и очень живыми глазами.

Друзья, проект «Армянский код. Летопись моего рода» продолжает приём старинных фотографий и рассказы о ваших предках. Ждём ваших писем терпеливо и с большой надеждой на отклик.

Почта проекта: info@armmuseum.ru

Обложка © Татевик Григорян

Купцы из Шуши. Армянский код. Летопись рода Григорян