Купцы из Шуши. Армянский код. Летопись рода Григорян
Недавно Армянский музей Москвы запустил генеалогический проект «Армянский код. Летопись моего рода». Этим летом редакция принимает истории и ретро-фотографии предков читателей. Речь идёт о периоде конца XIX – начала ХХ веков до Геноцида армян. Завершится проект прямым эфиром со специалистами по антропологии, психологии и генеалогии. Третий рассказ — о купеческой семье, жившей в Армении в конце XIX века.
Письмо пришло от Татевик Григорян. Читательница прислала пожелтевшую от времени отсканированную фотографию и написала всего несколько сопровождающих строк. «Это моя бабо [бабушка. — Прим. ред.] Мария Ивановна и дедушка Левон Николаевич», — сообщила она.
На фото — красивая пара, по лицами и платью которых видно — они из благородной семьи. Молодые люди одеты в европейскую одежду — по моде конца XIX века. На женщине блузка с высоким воротником и брошь. На мужчине сюртук и белая рубашка. Волосы Марии Ивановны собраны в сложный пучок «мадам Помпадур», слегка выступающий над головой сзади. Следует отметить, что на рубеже XIX–XX веков влияние на моду оказывал идеал красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Гибсоном и получивший собирательное наименование «девушки Гибсона». Скорее всего, мода на прическу «а-ля Помпадур» докатилась и до Армении. Бабушка нашей читательницы, судя по фотографии, тщательно следила за собой. Девичья фамилия Марии Ивановны была Саруханова. Согласно рассказам Татевик, она была домохозяйкой, стараясь поддерживать своего супруга — купца Левона Николаевича Григоряна — во всех его торговых делах.
Причёска Левона Николаевича аккуратная — в аристократических семьях европейского круга того времени у мужчин было принято коротко стричь волосы и носить ухоженные бороды, подобно законодателям моды — императорам, чьи фотографии украшали первые полосы газет тех лет.
«Мой дедушка Левон Николаевич был успешным купцом из Галы (Шуша). Он владел сетью магазинов и вел торговые отношения с городами Российской империи», — сообщила Татевик Григорян. Читательница рассказала, что её дед родился в 1868 году, а скончался в 1905-м. «Он умер до начала Геноцида», — добавила Татевик Григорян.
Карточка, которую нам прислала читательница, подписана словами «Cabinet Portrait». Вопреки ожиданиям, это не название ателье, где был сделан снимок, а распространённый когда-то формат фотографий [размером 16,5×11,5 см. — Прим. ред.]. Их так и называли — «кабинетные портреты». Такие карточки наклеивали на картонку — паспарту и отдавали заказчику.
Кабинетные портреты впервые появились в Англии, в 1866 году, затем в США и постепенно распространились по всему миру. Логотип на картонке, как правило, относился к её производителю. Впрочем, иногда там бывали и реквизиты ателье, а некоторые известные фотографы клеили фотографии на именные паспарту. Но на кабинетном портрете, присланном Татевик Григорян, реквизитов нет.
Обращает внимание то, как смотрят на нас с этого снимка более чем столетней давности Мария Ивановна и Левон Николаевич — умными и очень живыми глазами.
Друзья, проект «Армянский код. Летопись моего рода» продолжает приём старинных фотографий и рассказы о ваших предках. Ждём ваших писем терпеливо и с большой надеждой на отклик.
Почта проекта: info@armmuseum.ru
Обложка © Татевик Григорян