Что нужно знать о таразе — армянском национальном костюме
Есть версия, что название армянского национального костюма тараз происходит от слова «тар» (арм. буква), поскольку изначально армяне украшали одежду буквами своего алфавита. Сведения о форме, цвете и видах одежды прошлого мы можем почерпнуть из дошедших до нас ещё с дохристианских времён артефактов, например, монет. Важным источником служат фрески, миниатюры и скульптура, а также труды армянских и иностранных историков.
Геродот, говоря о снаряжении национальных войск Ахеменидской империи, отмечает, что костюмы армян похожи на костюмы соседей — фригийцев. Страбон пишет, что мидяне и армяне носили шаровары, кафтаны и туники. О национальном костюме времён Арташесидов (II–I века до н.э.) мы можем судить по сохранившимся монетам. В последующих веках на армянский тараз (особенно, на костюм знати) оказали большое влияние византийский, римский, персидский, арабский костюмы, о чём также свидетельствуют труды историков и предметы прикладного искусства.
Тараз — традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров армянского народа — складывался на протяжении веков и использовался армянами в повседневном и праздничном обиходе. Подобно армянскому языку с его диалектами, тараз в зависимости от региона мог иметь множество вариаций. При общем сходстве покроя, разнились способы украшения костюма. Каждому историческому региону Армении был присущ свой костюм, более того, каждое селение и город привносили в него что-то своё уникальное. Традиционно, комплект армянской одежды включает в себя бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения и обувь. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных вида тараза — восточноармянский (Айрарат – Тбилиси – Парскаайк, Сюник – Арцах, Гугарк – Вайоц Дзор) и западноармянский (Васпуракан, Агдзник, Туруберан, Верхний Айк, Ширак – Джавахк, Трапизон, Малый Айк, Киликия). Западноармянский костюм от восточноармянского отличается более богатым декорированием золотой и серебряной вышивкой.
Закономерно, что с появлением новых тканей и цветов одежда приобретала эстетические ценности. Если раньше основными тканями служили шесть и хлопок, то с появлением шёлка, он также стал широко применяться в изготовлении одежды и, естественно, стал одним из атрибутов богатства.
Как отмечает армянский философ Григор Татеваци, к IV веку доминирующими цветами тараза стали белый, символизирующий воду, жёлтый — пламя и чёрный — землю, позже к ним добавились красный — храбрость, синий — небесная справедливость и фиолетовый — мудрость.
Главная составляющая тараза — платье, которое, как правило, имело прорези в рукавах, носилось на запах и фиксировалось поясом, который украшался монетами и металлическими цепочками и вышивался традиционным орнаментом. Платье надевалось поверх нижнего платья и нижних штанов — шалвар, обычно сшитых из однотонной хлопковой ткани бордового или красного цвета. Верхнее же платье шилось из бархата или другой плотной ткани и иногда декорировалось орнаментом, но чаще было однотонным. Фартук, надеваемый поверх платья вместе с поясом, был визитной карточкой костюма каждого отдельного региона. Набор цветов фартука отражал принадлежность хозяйки к той или иной общности, равно как и орнамент на нём.
Орнамент тараза содержал по большей части растительные мотивы, а также геометрические фигуры — ромбы, треугольники. Встречались также изображения бытовых предметов, архитектурных сооружений (например, купол церкви), дарственные надписи, изображения птиц и животных.
Головной убор имел форму цилиндра или скошенного конуса, спереди был декорирован орнаментом, повторяющим общий характер орнаментов костюма. Поверх головного убора набрасывалась (у женщин старшего поколения завязывалась как косынка) тонкая полупрозрачная вуаль. Волосы у замужних женщин всегда были собраны в косы, у незамужних могли быть распущены. В XIX веке наряду с этим головным убором был распространён вариант более низкий и открытый сверху, по-прежнему используемый с лёгкой накидкой. При этом волосы также заплетались, но по бокам у лица выпускали две пряди, завивая их. Позже стали появляться головные уборы с уже готовыми накладными прядями.
На побережье озера Ван, к югу от армянского Тавроса, была распространена традиция закрывания лица. В Ване после замужества женщины носили высокий цилиндрический головной убор, который на голове фиксировался треугольной косынкой. Лоб украшали специальным украшением (синие бусы, серебро), виски — треугольными драгоценными камнями. Головной убор был завершён треугольной красной полотняной косынкой, верхний угол которой был украшен древом жизни, геометрическими узорами и вышивками в виде животных. В Сюнике и Арцахе после свадьбы голову женщины прикрывали особой «башенкой», при этом закрывая рот и край носа. Следует отметить, что в декорировании употребляли белую треугольную льняную косынку.
Немаловажной частью костюма были украшения, различные талисманы и обереги, которые носили и женщины, и мужчины. Женщинам дарили украшения на лоб из золотых монеток, а также золотые кольца, украшения для висков, золотые булавки. Верили, что они защитят хозяйку от злых сил и подарят процветание и плодовитость. Считалось, что металл имеет небесное происхождение, так как звук металлических украшений был похож на звук грома и мог защитить от злых духов. Несмотря на то, что в Восточной и Западной Армении армянские национальные элементы украшения были разными, они имели некие общие черты с точки зрения семантики, цвета и формы.
Ещё одним важным элементом традиционного тараза, как мужского, так и женского, являются гулпа, или шерстяные вязаные носки. Они имели настолько большое значение, что входили в состав приданого для девушек. Гулпа, как правило, были полосатыми или узорчатыми, хотя встречались и одноцветные, что было, скорее, исключением. Поверх носков надевали обувь (арм. трех) на шнуровке, сделанную из кожи овец. Они были мягкими, но прочными, их носили все представители среднего сословия и крестьяне. Более зажиточные дамы могли позволить себе кожаные туфли на каблуке с острыми, задранными кверху мысами, которые в XIX веке носились без носков, на европейский манер.
Мужская одежда также называлась тараз, изготавливалась в основном из хлопка, шерсти или шёлка. Рубашка имела длинные рукава и воротник, украшенный вышивкой. Поверх неё носили кафтан или пальто без застёжек. В мужском гардеробе также можно было обнаружить меховые пальто. Брюки были широкими и удобными, подпоясывались мужчины поясами. Серебряный пояс символизировал зрелость, а золотой — богатство.
По одеянию армянина и армянки можно было многое выяснить — возраст, семейное положение и социальный статус. Такую информацию давали ткань одеяния, цвет одежды и обуви, металл украшений и способ их ношения.
В некоторых регионах Восточной Армении (Сюник, Арцах) в начале XX века с незначительными изменениями сохранилось традиционное одеяние армянских женщин, а среди мужчин доминировал так называемый «кавказский» стиль. Армяне Ахалкалаки и Ахалцихе, эмигрировавшие из Карина, долгое время сохраняли традиции своей родины. В случае заимствования стилей иных народов, армяне перерабатывали и творчески использовали то или иное нововведение или его отдельные элементы, оставаясь верными национальным традициям, тем самым создавая новые варианты одежды.
С конца XIX века армянская традиционная одежда стала уступать место европейским костюмам и вышла из повседневного использования. Во время Геноцида армян в Османской империи многие виды национального костюма были утрачены, вытеснены из быта, отдельные части костюмов стали семейными священными реликвиями и музейными экспонатами.
В настоящее время элементы тараза, в частности, аксессуары — пояса, украшения, головные уборы — можно встретить в гардеробе современной армянки. Тараз используется танцевальными коллективами, которые выступают в национальных костюмах, представляя армянскую историю и культуру.
Подготовила Лусине Маковская, стилист, имидж-консультант