Тамара Дейкарханова: «Наполовину армянка, наполовину француженка, очень талантливая актриса»

Тамара Дейкарханова: «Наполовину армянка, наполовину француженка, очень талантливая актриса»

В 1910-х годах Николай Андреев написал портрет женщины в чёрном платье. Художник использовал минимальную цветовую палитру, выделяя утончённую красоту героини своей работы. Сразу же обращают на себя внимание её большие глаза и собранные волосы, подчёркивающие черты лица. В таком образе Андреев изобразил актрису Тамару Дейкарханову, приму Театра-кабаре «Летучая мышь».

Николай Андреев. Портрет Тамары Дейкархановой, 1910-е. Государственный Русский музей / pinterest.com

Тамара Христофоровна Дейкарханова родилась в 1889 году в московской семье армянина и француженки. Отец работал врачом, а мать была домохозяйкой. В 1907-м Дейкарханова поступила в школу при Московском Художественном театре (МХТ). С этого события началась её актёрская карьера.

В МХТ Тамара Дейкарханова воплотила несколько примечательных ролей. В 1910 году она исполнила роль Цили в постановке лирической драмы Семёна Юшкевича Miserere. Начинающая актриса также была введена на роль Насморка в «Синей птице» Мориса Метерлинка.

Спустя время Тамара Дейкарханова стала ведущей актрисой Театра-кабаре «Летучая мышь», основанного актёром Никитой Балиевым (Мкртичем Баляном) и меценатом Николаем Тарасовым. «Летучая мышь» возникла в 1908 году из пародийно-шуточных представлений актёров МХТ, инициатором которых был Балиев.

Тамара Дейкарханова (1889–1980). Фото из книги Николая Эфроса «Театр „Летучая мышь“ Н.Ф. Балиева. Обзор деятельности художественной работы первого русского театра-кабаре» (Петроград, 1918)

После Октябрьской революции вместе с Никитой Балиевым Тамара Дейкарханова уехала в Париж, а затем, в 1922 году, обосновалась в Нью-Йорке. С актёром Акимом Тамировым, чья жизнь была неразрывно связана с МХТ и «Летучей мышью», она открыла школу сценического грима. Дейкарханова начала также печататься в театральной прессе.

С 1932 года Тамара Дейкарханова с актрисой и театральным педагогом Марией Успенской преподавала на драматических курсах. Через некоторое время с актёрами Андреем Жилинским и Верой Соловьёвой она создала Школу сценического искусства, во главе которой оставалась до выхода на пенсию в 1971-м.

В 1965 году в уже довольно пожилом возрасте Тамара Дейкарханова исполнила роль Анфисы в пьесе Антона Чехова «Три сестры», поставленной американским режиссёром Ли Страсбергом. Дейкарханова много снималась в кино и на телевидении. Она вела семинары по работе актёра в кино, периодически преподавала мастерство актёра в Бернард-колледже и читала лекции в университетах США.

«Бахчисарайский фонтан». Сцены по А.С. Пушкину. Театр «Летучая мышь». Участники: Зарема — Тамара Дейкарханова, хан — Владимир Подгорный. Фото из книги Николая Эфроса «Театр „Летучая мышь“ Н.Ф. Балиева. Обзор деятельности художественной работы первого русского театра-кабаре» (Петроград, 1918)

Ценные воспоминания о Тамаре Дейкархановой оставил Вадим Шверубович, сын выдающегося актёра Василия Качалова, в своей книге «О людях, о театре и о себе» (1976). В них он раскрывает характер и человеческие качества, которыми обладала Тамара Христофоровна. Редакция Армянского музея Москвы публикует из этой книги небольшой отрывок, посвящённый приме «Летучей мыши».


ВАДИМ ШВЕРУБОВИЧ

О людях, о театре и о себе

Февраль, 1917

<…>

Тамара, ставшая после этого лета на всю жизнь лучшим, ближайшим другом нашей семьи, была совсем особенным существом. Наполовину армянка, наполовину француженка, очень талантливая актриса (для театра миниатюр особенно), она служила в «Летучей мыши» у Балиева. <…> Талантлива и темпераментна она была не только на сцене, но и в жизни. Тон и приёмы поведения менялись у неё с калейдоскопической скоростью: принимает каких-то буржуазных гостей — светски-очаровательна, любезна, внимательная хозяйка, но вот они ушли, остались свои — всё другое: озорство, град весёлых непристойностей, пародий на всех и на себя, «матрону», в первую очередь… Ради юмора, для того чтобы посмешить, она не щадила никого, особенно себя.

Хорошенькая, элегантная, утончённо-изысканно воспитанная, физически вытренированная и выхоленная женщина, она могла, чтобы эпатировать ухаживавших за ней «душек-военных» и, главное, посмешить нас, ответить пригласившему её на тур вальса офицеру: «Извините, я не танцую, у меня от танцев очень ноги потеют». Она свободно говорила и читала по-английски и по-французски, хорошо знала историю искусств, в совершенстве знала систему Далькроза, училась у Дункан, играла на рояле, пела. С пламенным увлечением… стряпала. Сочиняла какие-то особенные блюда. Она могла встать в шесть часов утра, чтобы к девяти часам, к нашему завтраку, подать нафаршированные какими-то чудесными вещами крошечные тушёные репки. Каждый день она придумывала новый вариант омлета: с грибами, с жареным укропом, с селёдочным филе, огурцами, ягодами, жареным луком, вареньем…

С едой было туго, летом 1917 года мы реально ощутили результат войны и разрухи — то не было хлеба, то масла, то мяса, то появлялись в избытке какие-нибудь деликатесы вроде консервов черепахового супа, французских сардин, норвежских сельдей, ананасов, шоколада — всё это по бешеным ценам; то всё это исчезало, и мы питались одними омлетами, жаренными на кокосовом (почему-то!) масле.

Тамара любила порадовать людей и вкусной едой (хотя бы отдав для этого последнее) и смачным анекдотом, рассказом, пародией, песенкой. Любила и сама посмеяться и выискивала смешное, чудное, неожиданное в людях, ситуациях, словах; любила и умела наблюдать животных и хорошо о них рассказывала. Часто одна, сама с собой, она думала о чём-то, смешливо морщила губы, и в глазах её затаивался сдержанный смех — значит, что-то заметила занятное, что-то неожиданное и любопытное пришло в голову и просится наружу, нужна хорошая, тонкая, умеющая оценить публика. В нашей семье она нашла и объекты для наблюдений и аудиторию для выявления этих наблюдений. Она открыла нам самим то смешное и иногда нелепое, что было в наших взаимоотношениях, привычках, свойствах, и так весело и остроумно нам же это показывала, что и мы смеялись друг над другом и сами над собой. Были и ссоры и обиды, но разрешались они и снимались смехом.

Мещанского страха непристойности, «неприличия» у нас в семье вообще не признавали, а Тамара оказалась в этом смысле особенно ко двору. Всё называла своими именами и пользовалась хорошим русским народным языком. <…>


ИСТОЧНИКИ:

1. Тамара Христофоровна Дейкарханова ‖ mxat.ru

2. В.В. Шверубович. О людях, о театре и о себе. — Москва : Искусство, 1976.

3. Н.Е. Эфрос. Театр «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева. Обзор деятельности художественной работы первого русского театра-кабаре. — [Москва] ; Петроград, 1918.

Тамара Дейкарханова: «Наполовину армянка, наполовину француженка, очень талантливая актриса»