Такие разные, но такие жестокие: как сирийские наемники Алиева уживаются с азербайджанцами?
На протяжении всей войны в Карабахе против Армии обороны Арцаха воюют завербованные в Турции боевики исламистских и пантюркистских группировок — Дивизии Хамза, Бригада султана Мурада, Бригада Сулейман-шаха и даже осколков запрещенной в РФ Хайат Тахрир аш-Шам (бывшей Джабхат ан-Нусра). Факт их присутствия на азербайджанской стороне не подвергается сомнению ни госдепартаментом США, ни Службой внешней разведки РФ, ни руководством ряда европейских стран или правительством соседнего Ирана. Специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Арцахе Антон Евстратов разобрался в отличиях между коренными жителями Азербайджана и их военными гостями из Сирии и Ливии.
Столкнувшись с армянскими войсками, сирийские боевики изрядно удивились, поняв, что война в Арцахе радикально отличается от той, что они и их соратники вели в Сирии или Ливии. В отличие от дезорганизованных и заново собранных буквально на ходу Сирийской арабской армии и Ливийской национальной армии, в Карабахе им противостоят организованные, обученные и хорошо оснащенные вооруженные силы, способные выполнять самые амбициозные боевые задачи. Неудивительно, что уже вскоре сирийцы целыми отрядами стали отказываться идти в бой, а вместо добровольной вербовки в оккупированных Турцией районах Сирии пришлось проводить обязательную мобилизацию. Новобранцев не привлекают даже огромные по сирийским меркам деньги, которые им обещают — от 1,5 до 2 тыс. долларов в месяц. Жизнь, действительно, нельзя не признать, дороже…
Впрочем, отметиться на новой войне сирийские «ландскнехты» уже успели. Буквально с первых дней пребывания сирийских легионеров на азербайджанской территории, они приступили к грабежу приграничных городов и сел и террору местного населения. Здесь и выяснились кардинальные ментальные различия между, собственно, азербайджанцами и приглашенными ими «союзниками».
Последние практически сразу же вознамерились ввести в местах своего пребывания законы шариата — и это неудивительно, ведь они, суннитские исламские радикалы, воюют, прежде всего, за торжество приемлемой для них салафитской версии ислама, и лишь затем — за «Великий Туран». Азербайджанские же цели этой войны — заполучить территорию Карабаха и истребить армян, им, в общем и целом, непонятны. Многие боевики открыто признаются в том, что даже не знают, где Азербайджан находится на карте, не говоря уже о векторах внешней политики данного государства. Конечно, увидев относительно светские азербайджанские населенные пункты, они возмутились и решили навести там понятные и очевидные для себя порядки — хиджабы на женщинах и запрет на их свободное передвижение без сопровождения мужчин, запрет на продажу алкоголя и просмотр развлекательных программ, обязательные коллективные молитвы-джума по пятницам и многие другие. Примечательно, что собственными силами местные жители, которых в приграничных городах и селах осталось немного (большая их часть была эвакуирована в связи с опасностью армянского контрнаступления), отбиться от вооруженных гостей не могут, и им на помощь приходят, собственно, азербайджанские воинские части, что ведет к стычкам между союзниками.
Вне сомнения, в азербайджанском обществе тоже есть люди подобных взглядов — не зря ведь азербайджанская «диаспора» была одной из самых многочисленных среди террористического интернационала, воевавшего против правительственных войск в Сирии. Тем более, что суннитский исламский экстремизм в Азербайджане сейчас активно и при громадной поддержке властей, видящих в нем противодействие Ирану и его шиитскому влиянию, развивается, затрагивая в основном молодых и пассионарных жителей глубинки. Однако это в Азербайджане все-таки не мейнстрим, и немалая часть его населения, особенно средних лет — это даже не шииты в строгом понимании этого слова. Это люди советского воспитания и мировоззрения, которые не могут не опасаться стремительно идущих религиозных процессов.
Фото: Sputnik Армения
Вообще, конечно, воспринимать Азербайджан как государство мусульманское — не совсем верно, ведь Ильхам Алиев долгие годы искореняет традиционный на этой территории шиитский ислам, выгоняет из страны или сажает в тюрьмы религиозных лидеров и активистов, стремясь расчистить идеологическое поле для импортируемого из Турции светского пантюркизма. Вместе с тем, учитывая уклон в религию турецкого президента Эрдогана и его Партии справедливости и развития, в последние годы в Азербайджане активно насаждается и ислам суннитского толка. Шиизм сохраняется и строго блюдется в основном среди местных автохтонов — талышей и татов, и по большей части в сельской местности, до которой часто не дотягиваются длинные руки азербайджанских правоохранителей.
Кстати, именно среди автохтонов из сельских районов и наиболее сильны оппозиционные настроения по отношению к азербайджанскому политическому режиму и самой искусственной конструкции под названием Азербайджан, созданной лишь в интересах тюркского сегмента жестко подавляющей национальные меньшинства. При этом именно в таких сельских районах, в основном среди талышей, Баку проводил самую жесткую и пристальную мобилизацию, в результате которой каждый второй погибший в Арцахе азербайджанский солдат — талыш или представитель других этнических меньшинств, не желающий идти на эту войну и попавший туда лишь под страхом тюремного заключения или даже расстрела. Кстати, талыши, проживающие на территории Азербайджана лезгины, аварцы и другие нацменьшинства, будучи мусульманами — как шиитами (талыши), так и суннитами (лезгины, аварцы), к армянам относятся очень лояльно, и многие их лидеры высказывались в поддержку борьбы Арцаха с агрессором.
Конечно же, рассчитывать на таких солдат Ильхам Алиев не может — поэтому и появились на стороне Азербайджана оплаченные и относительно подготовленные сирийцы, призванные стать тараном и, конечно, пушечным мясом. Кстати, не будет верным воспринимать этих людей как сирийцев, соотнося их с Сирийской арабской республикой, президентом Асадом и официальным Дамаском — они их враги. Это — сирийские тюрки-туркоманы пантюркистских взглядов, либо арабские исламисты, взращенные и подготовленные турецкими инструкторами, на турецкие средства и ради турецких целей и задач. Они долгие годы воюют против сирийского государства и его правительства, обслуживают нужды турецких оккупационных войск на севере Сирии, являясь аналогом нацистских полицаев в годы Великой Отечественной. Они — не представители сирийского народа, они — его позор.
Вместе с тем, в качестве различия, собственно, азербайджанцев и сирийских боевиков часто указывается жестокость последних. Почему-то стереотип об относительной адекватности азербайджанских военных по сравнению с наемниками сидит в головах у многих, однако эти люди забывают события 2016 года, когда именно азербайджанские солдаты отрубили голову военнослужащего ВС Армении Кяраму Слояну, и возили ее по близлежащим деревням. Именно азербайджанцы в те дни с особой жестокостью убили стариков в деревне Талиш. Продолжают действовать в том же стиле азербайджанские военнослужащие и в эти дни — по сети ходит видео расстрела ими армянских пленных, возможно, мирных жителей, которое вскоре будет представлено армянской стороной во все международные структуры. Разве это принципиально отличается от того, что делали террористы в Сирии? Возможно, там мотивацией была по преимуществу ненависть религиозная, а здесь — национальная, но что это меняет в сухом остатке?
А ведь вооруженными силами и военными действиями ненависть и жестокость азербайджанского общества по отношению к армянам не исчерпывается. Все мы помним страшные события сумгаитского, бакинского и других погромов армян в конце 80-х годов прошлого столетия. Убийства, сожжения, изнасилования. Это все ведь тоже делали не какие-то привезенные извне «исламисты», «террористы» или «пантюркисты» — это творили местные азербайджанцы, ходившие в советские школы и университеты, смотревшие советские фильмы и слушавшие советские песни. Они были светскими людьми, а многие, надо полагать, и атеистами, и не имели какой-то иной мотивации, кроме национальной ненависти и армянофобии. Впрочем, эта фобия распространялась и продолжает распространяться и на национальные меньшинства Азербайджана — на всех, кроме, собственно, тюркского элемента.
А еще раньше, в начале XX столетия, были армянские погромы 1905 года, резня армян в Баку 1918 года и шушинская резня 1920 года…
Азербайджанское общество целыми поколениями воспитывается в духе привития ненависти к армянам нацменьшинствам Азербайджанам и эта ненависть выплескивается при любом удобном случае. При этом чисто исламский конструкт, который старается создать президент Ильхам Алиев и куда он стремится вписать протурецких боевиков, в общем наносной — он не может удовлетворить ни светских азербайджанцев, ни религиозных шиитов из нацменьшинств. Он удобен даже не Азербайджану, а Турции, стремящейся утвердить там свое религиозно-политическое влияние, потеснив Иран. Тем не менее, в плане жестокости по отношению к противнику — военному или мирному, по обращению с пленными или даже трупами врагов новые союзники, вроде бы непохожие друг на друга, вполне друг другу соответствуют.
Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы
Обложка © Anas Alkharboutli/dpa/globallookpress.com