Израненный, но не подавленный: Голос Маяковского и голос Арцаха вновь слились воедино в спектакле Степанакертского русского драмтеатра

Израненный, но не подавленный: Голос Маяковского и голос Арцаха вновь слились воедино в спектакле Степанакертского русского драмтеатра

«Это не крик о помощи, это не осуждение, это не обвинения, это глубокая творческая рефлексия», — гласит анонс к спектаклю «Во весь голос» Степанакертского русского драматического театра. Еще в июле прошлого года это представление собирало полные залы в столице изнуренного блокадой Арцаха. Для степанакертцев, находившихся в условиях многомесячной блокады, театр стал некой отдушиной. Источником надежды… Затем случилось большое горе — исход армян из Арцаха.

Оборвались тысячи нитей, связывающих арцахцев с исторической родиной. И вновь пришлось собирать все по крупицам. Выстраивать новую жизнь и хранить при этом воспоминания, культуру, память. Такой путь сегодня проходит Степанакертский русский драмтеатр. Ереванская премьера спектакля «Во весь голос» стала новой отправной точкой в деятельности институции.

 
 

«Когда мы, волею судьбы, оказались в Ереване, нам казалось, что с театром мы простились также как простились с Арцахом. Но наш директор Александр Сергеевич Бордов сообщил, что мы продолжим деятельность в Ереване, что Арцах будет жить, пока будет жить наша культура. Собрать труппу было очень сложно: люди без жилья, без работы, без всего… с одной только своей собственной сохранившейся жизнью. Но мы были друг у друга. В Ереване у многих из нас были родные и друзья, и все помогали и поддерживали, и это давало и дает по сей день неимоверные силы не только для противостояния невыносимым обстоятельствам, но и для созидания», — рассказывает режиссер, художественный руководитель театра Жанна Крикорова.

 
 

Степанакертский драмтеатр начал свою деятельность в тяжелое для арцахцев время, в блокадный 2022 год. В республику перестали поступать продукты первой необходимости и медикаменты. Население Арцаха оказалось в тяжелейших условиях, когда казалось, что «не может быть иных забот как выжить». Но именно в такое время, как отмечает Жанна Крикорова, «искусство обретает второе дыхание».

«На мой взгляд, известное высказывание о том, что музы замолкают, когда звучат пушки, совершенно противоречит тому, что бывает в реальности. Душа человека ищет успокоения, она нуждается в единении с другими душами, ей необходимо сопереживание, надежда — все то, без чего невозможно выдержать свалившиеся на тебя невзгоды, беды, потрясения. Мы это знаем по собственному опыту. Последние три спектакля Степанакертского русского драмтеатра были выпущены в период блокады, и все показы прошли при полном аншлаге. Да, актеры приходили на репетиции полуголодными, да. Они рассказывали свои сны, в которых ели копченую колбасу или какие-нибудь сладости, но все это делалось с юмором, без стенаний и надрыва. У арцахцев невероятное чувство юмора — это просто фантастический спасательный круг», — вспоминает Жанна Крикорова.

 
 

«Во весь голос» — это поэтический спектакль по произведениям Владимира Маяковского. Эмоциональная, глубокая, бескомпромиссно прямая поэзия ярчайшего представителя русского футуризма перекликается с внутренним состоянием арцахцев.

«Этот спектакль очень символический для нас всех. Здесь абсолютно все откликается с тем, что мы чувствуем и что мы пережили. В эмоциональном плане было нелегко: ты заново переживаешь все то, через что прошел. Но это должно быть. Нам есть что сказать», — делится впечатлениями актер театра Рудольф Айриян после премьеры спектакля.

Первая часть спектакля — это голос Маяковского. Твердый, уверенный, наполненный оптимизмом. Маяковский горячо спорил, искал ответы на вечные вопросы мироздания, хотел приблизиться к истине. В конце концов, он страстно верил в идею, в мировую справедливость. Но в итоге его постигло мучительное разочарование.

«Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души».

Теперь вопросами о справедливости задаются арцахцы, которые также отчаянно искали правду и верили в идею, в справедливость. Вторая часть постановки — и есть голос Арцаха:

«И я, имя мое Арцах,
в поисках правды
И сам оказался потерянным.
Остался один на один
с собой,
Униженный, израненный,
истерзанный.
Может голос мой, Маяковский,
Сольется с твоим
И до уха вселенной дойдет?
Глухо.
Вселенная спит,
Положив на лапу
с клещами звезд
огромное ухо».

Такой он, голос Арцаха. Израненный, истерзанный, но не подавленный. Ведь еще осталось столько недосказанного; столько всего, о чем хочется кричать во весь голос. А главное — еще не иссякла надежда.

Ася Ерицян — журналист, преподаватель Российско-Армянского университета
Автор фотографий: Рипсиме Оганесян

Израненный, но не подавленный: Голос Маяковского и голос Арцаха вновь слились воедино в спектакле Степанакертского русского драмтеатра