Сурен Багдасарян и Давид Тоноян: «Одна из задач Сезона армянской культуры — влюблять людей в Армению»

Сурен Багдасарян и Давид Тоноян: «Одна из задач Сезона армянской культуры — влюблять людей в Армению»

С сентября по декабрь 2019 года в Москве с большим размахом прошёл Сезон армянской культуры, состоящий из 40 мероприятий. Москвичи и гости столицы смогли познакомиться с богатой многовековой армянской культурой. Армянский музей Москвы публикует интервью с организаторами Сезона. В разговоре принимают участие руководитель IT-проектов, сооснователь проекта Dudukist Сурен Багдасарян и сопредседатель Объединения армян России, директор Армянского музея Москвы Давид Тоноян. Беседовал: заместитель главного редактора «Наша среда online» Карен Григорьян.

Мушег Саакян, Давид Тоноян, Мария Сахинова, Сурен Багдасарян

Карен Григорьян: У каждого из вас есть своё направление деятельности. А тут вы решили объединиться и создать проект «Сезон армянской культуры», которого ранее не было в России в таком формате. Расскажите, с чего всё началось?

Сурен Багдасарян: Пять лет назад мы основали проект Dudukist и Московский международный фестиваль дудука. Это было масштабное мероприятие, которое проходило на крупных площадках — в Кремлевском дворце, Театре эстрады, Планетарии. Тогда это было что-то уникальное. После завершения пятого фестиваля стало ясно, что надо идти дальше и создавать что-то более глобальное. Я пришёл в Армянский музей Москвы и предложил «усилить» дудук тем, чего ещё прежде не было, — детскими концертами и мастер-классами армянской кухни. 

Давид Тоноян: Нам интересна популяризация армянской культуры на новом уровне. Понравилось, что это не разовое мероприятие для узкого круга армян, а более масштабное, поскольку длится три месяца. Плюс в том, что Сезон предоставил людям выбор. Если человек не сможет посетить концерт или кулинарный мастер-класс, ему предлагают лекции по истории и культуре Армении или эксклюзивный просмотр армянского фильма с обсуждением. Такой комплексный подход правильно презентует армянскую культуру не армянской аудитории.

К.Г.:  А вы ведете статистику тех, кто посещает ваши мероприятия? 

С.Б.: 85% аудитории фестивалей дудука прошлых лет — зрители, не являющиеся армянами. Такое же соотношение сохраняется и сейчас. Если из 15-ти участников кулинарного мастер-класса присутствует один армянин — это уже хорошо. Все наши мероприятия, кроме лекций, платные. Человек не просто приходит на мероприятие, он «голосует рублём». И стоит сказать, что продаваемость билетов в этом году составила 98%. Это означает, что армянская культура востребована и люди готовы в неё погружаться достаточно глубоко. Одна из главных задач, которые мы перед собой ставили — это высокий уровень наших мероприятий. Поэтому мы вложили на старте проекта много ресурсов — финансовых, а также личных физических и интеллектуальных усилий. Вот вам статистика. После фестиваля дудука в Кремле в 2017 году я лично позвонил 100 зрителям с не армянскими фамилиями. Из них 42 человека подтвердили что побывали в Армении не позднее чем за 1,5 года до посещения нашего фестиваля. Сейчас мы собираем обратную связь от людей, которые приходят на Сезон, и видим, что есть категория лиц, которая уже была в Армении, а есть аудитория, которая только планирует такое путешествие. Одна из задач Сезона — влюблять людей в Армению. А если 800 человек из тех условных двух тысяч зрителей, посетивших в 2019 году Сезон, потом поедут в Армению и там потратят по 500–600 долларов, то для страны это будет неплохо. Сезон ещё важнее, чем кажется на первый взгляд, в том плане, что кроме презентации армянской музыки, популяризирует армянскую культуру в целом и делают её привлекательной для всех без исключения. 

C участниками Сезона армянской культуры в Москве, 2019

К.Г.: Вы легко нашли музыкантов, которые принимали участие в мероприятиях? Они сразу соглашались?

С.Б.: Конечно, ведь это было им интересно. У них другого выбора не было. Мы приглашали музыкантов из Сочи, Иркутска, Самары, из самой Армении. Безусловно, оплачивали трансфер и проживание. Здесь нет какого-то волшебства.

К.Г.: Вы сказали, что проект большой. Сколько человек работало над ним? 

С.Б.: Костяк команды — 12 человек. Поскольку внутри разворачивалась широкая активность, подключались и другие люди на разных стадиях. Это — дизайнеры, фотографы, маркетологи, таргетологи. Это — люди, которые работали с партнёрами, занимались обзвоном и организацией концертов. Внутри сезонов мы выстроили целые структуры, которые работали над отдельными направлениями. 

К.Г.: У вас, как я понимаю, были спонсоры? 

С.Б.: Спонсоров не было. Были инвесторы и партнёры, которые оказывали бартерные услуги, мы давали возможность рекламы их услуг в рамках нашего проекта. Были и партнёры, с которыми мы работаем регулярно. Этот Сезон показал, что армяне могут друг с другом сотрудничать. И это — настоящий вызов, потому что обычно в армянском мире каждый существует сам по себе. 

Д.Т.: Я не помню совместных проектов, которые за последнее время сделали бы армянские организации. Наш проект в этом смысле тоже показателен. Уникальность в том, что две организации, без каких-либо разногласий осуществили столь долгосрочный проект. Кроме того, к проекту, так или иначе, оказались причастны более десяти армянских организаций.

Концерт-дегустация

К.Г.: Можно ли сказать, что продвижение армянской культуры интересно и российским партнёрам? 

С.Б.: Да, безусловно. Среди наших партнёров есть и российские организации — соотношение примерно пятьдесят на пятьдесят. Просто до этого не было подходящих кейсов. Важным социальным моментом стало то, что мы, подняв планку, отучили людей от посещения сугубо бесплатных мероприятий. Назначая цену за мероприятие, делаем его «ценным», а значит, и повышаем его качественный уровень. Почему? Потому что сделать что-то стоящее, затратив небольшие средства, сложно — нужно искать спонсоров, готовых оказывать материальную поддержку. Но есть другой путь — социальное предпринимательство. Если на пути популяризации армянской культуры в этот процесс будут вовлекаться люди, то появятся и средства, на которые можно организовывать достойные мероприятия. Это даёт возможность не искать спонсоров, которые дают деньги, так сказать, «с барского плеча». 

Д.Т.: Сурен сказал, что все мероприятия у нас платные. В этом смысле мы тоже исключение из правил. Раньше все армянские мероприятия в Москве проводились бесплатно. Из-за этого хромало качество, и отношение людей к этим событиям было слишком потребительским. С появлением Сезона, бесплатная аудитория оказалась не готова платить за качественную музыку. Представители именно этой части армянского общества отсутствовали на мероприятиях Сезона. 

С.Б.: Вот вам статистка. Продажи билетов и запись на бесплатные лекции стартовала одновременно. При этом на бесплатные лекции записались за месяц 240 человек, когда за это же время было куплено всего четыре билета на концерты. 

К.Г.: Какие платные мероприятия оказались наиболее востребованы? 

С.Б.: Все мероприятия были востребованы. Но наибольший аншлаг собрали кулинарные мастер-классы и детские концерты. В Москве прежде никогда не проходили концерты армянской народной музыки для детей от 1 месяца. И это был лучший детский концерт Москвы. 

Д.Т.: Ранее мы не работали с детьми, в музее проходили события только для взрослых. А это важно, ведь в Москве, где проживают сотни тысяч армян, нет больших мероприятий для детей. Да, есть кружки какие-то, которые посещают единицы, но подобные концерты просто отсутствовали. Сначала мы сомневались, а будет ли это востребованным, но сейчас смело можем говорить, что этот концерт — одно из самых важных мероприятий Сезона. 

С.Б.: Нужно отметить, что в рамках Сезона у нас выходили хроники, где мы регулярно рассказывали, как проходят наши мероприятия. Использовали все доступные жанры: фотоотчеты, репортажи, видеоролики и интервью. На стадии изучения обратной связи мы поняли, что зрителям нравится смотреть на себя со стороны и делиться этим контентом с близкими и друзьями. Сам проект дорогого стоит, потому что производить его не дешевое удовольствие. Писать, снимать, фотографировать — это дополнительные издержки. Но нам важно показать свою работу широкой аудитории и получить отзыв — что понравилось, а что ещё нуждается в шлифовке. Мы собрали более 200 видеоотзывов.

Детский концерт

К.Г.: Какие планы у сезонов на следующий год? 

С.Б.: Развитие этого проекта должно лежать вне плоскости частных инвестиций. Сезоны должны быть интересны не только одному-двум инициаторам. Чтобы проект развивался, должны подключиться люди на новом уровне. Что хорошо? У нас есть возврат инвестиций. Это не просто какие-то спонсоры, которые дали денег и забыли, а это история про то, что можно сделать такую структуру, выстроить такие процессы, что направленные на популяризацию культуры мероприятия, будут возвращать инвестиции. Получается, что мы сейчас формируем новый образ армянского мира. Опыт соприкосновения с армянской культурой у потребителя начинается с продажи билета, продолжается общением с людьми, которые его встречают на мероприятии, потом — само мероприятие и далее — обратная связь после. Вишенка на торте — это письмо, которое приходит на почту зрителю с благодарностью за сделанный в пользу сезонов выбор и содержащее все ссылки на фотографии и сводки концертов. Мы не забываем зрителя, а выстраиваем с аудиторией взаимоотношения — с каждым человеком. Что дальше? Можно сделать так, чтобы этот человек поехал в Армению и ему там понравилось. 

Д.Т.: Считаю, сезоны надо продолжать — эта ниша пустовала в российском поле, а необходимость есть. В таких проектах должна быть очень заинтересована армянская сторона и армянский капитал в целом. Сейчас основные инвестиции уходят в бизнес и политику, а культура, которая является фундаментом этого всего, остаётся на обочине. Все думают, что культура — финансовое дно, откуда ничего не возвращается. Возможно, прежде так и было, поскольку никто не отслеживал статистику — стало ли людям интересно или нет. Сезон показали насколько все прозрачно. Есть готовый опыт: мы уже знаем, сколько времени уходит, какая команда нужна, сколько нужно инвестировать для масштабирования в рамках одного города, страны. Просто можно взять готовую модель и провести фестиваль в любом городе, в любой стране. И также можно получить свои инвестиции обратно и сделать на этом проекте себе хорошее имя, так как поддержал хороший социальный проект. Важный момент. Считаю необходимым участие Армении в подобных проектах. Ни для кого не секрет, что культура — важнейшая часть внешней политики. Можно на примере соседней с Арменией Турции посмотреть, как после просмотра турецких сериалов в странах СНГ меняется отношение людей в сторону более позитивного, лояльного к вчера ещё чужой культуре и даже политике. 

Концерт «Приношение Комитасу»

К.Г.: Заметили ли вы интерес со стороны государства за эти три месяца?

Д.Т.: Можно бесконечно рассказывать об отрицательном опыте общения с Министерством культуры, армянскими СМИ и т.д. Если московским СМИ это было интересно, они писали о проекте, показывали его, то армянским СМИ было непонятно, почему они должны об этом говорить, если это происходит не в Армении, и там нет высоких гостей. Хотя всем отправлялись релизы, но лишь единицы, кто рассказал об этом мероприятии. 

С.Б.: Давид сказал, что и другие могут использовать наши наработки. Друзья, мы готовы это отдавать. Понятно, что мы немало денег заплатили за дизайн билетов, афиш, сайта. Все желающие могут использовать эти шаблоны безвозмездно. Вторая история о важности обратной связи. Благодаря общению с поклонниками Сезона, мы сделали дегустацию армянского вина. И не просто дегустацию, а концерт-дегустацию. А потом нам предложили сделать дегустацию хаша. И не просто дегустацию, а с ведущим и дудукистами. И мы сделали, открыв в процессе для себя и для аудитории ряд новых форматов. 

Д.Т.: Фишка не в том, что люди приходят и едят хаш, а в том, что это сопровождается интересной лекцией, благодаря чему люди погружаются в эту культуру. После всех наших мероприятий люди обязательно получают небольшие подарки и уходят довольные. Буквально по ходу Сезона мы решили провести еще одно мероприятие — на днях покажем фильм о землетрясении в Спитаке и устроим встречу с авторами. 

К.Г.: Как вы общались с российскими СМИ? 

Д.Т.: За работу с российскими СМИ отвечала наша коллега Марина Селиванова. 

С.Б.: Сыграли роль личные контакты. Насколько я знаю, у армянских организаций не было долгосрочных отношений с российскими СМИ. Всё потому, что не было масштабных мероприятий. Медиа любит рассказывать о чём-то значимом. Хочу отметить газету «Вечерняя Москва», которая напечатала целый разворот о наших сезонах. Также мы сотрудничали с телеканалом «Мир», изданием «Спутник Армения» и Первым каналом. Представьте, люди утром включают ТВ, а там армяне на улице в центре Москвы на морозе играют на дудуке и кеманче. Кто ещё? Сайт московской мэрии освещал наш проект. Из крупных информационных партнеров назову Яндекс.Афишу. А журнал «Тайм-Аут» половину наших событий отмечал как выбор редакции, потому что они сами эти мероприятия посещали. Что касается концертов, то мы делали ставку на камерные мероприятия с живой музыкой, чтобы зритель мог полностью погрузиться в нашу культуру, чтобы каждый человек ощутил, что музыкант играет именно для него. И все, кто посещал наши мероприятия, подметили, что это были душевные мероприятия, лишённые пафоса, словно бы сделанные близкими друзьями. Это говорит о том, что мы затронули души людей и нам благодарны за это. Люди остались довольны ещё и потому, что реальность превосходила их ожидания. Например, мы нигде не упоминали о дегустации армянского коньяка перед концертами, а тут они приходили, — и такой сюрприз. Таких бонусов было много. Мы надеемся, что эту инициативу заметят. Начиная уже с января следующего года, мы будем представлять проект перед людьми, которые должны наконец-то в это поверить. Нам нужно, чтобы следующие мероприятия посетили уже не 2000 человек, а 10 тысяч. Рассчитываем, что 40% из них посетит потом Армению. 

Д.Т.: Мы показали презентацию Заре Синасяну, уполномоченному по делам диаспоры, рассказали, как это можно масштабировать и он заинтересовался. Они опубликовали информацию у себя на странице и помогли выйти на некоторые СМИ. Надеемся, что в следующем году от него будет ещё большая поддержка. Посольство Армении в Москве также нас поддержало, и лекции об Армении проходили на их территории. Мы нашли определённый формат сотрудничества. Надеемся, по итогам Сезона будет встреча с послом, которому мы расскажем и покажем наш отчёт. 

К.Г: Спасибо за беседу и удачи вашему проекту.

Источник: «Наша среда online»

Фото предоставлены проектом «Сезон армянской культуры В Москве»

Сурен Багдасарян и Давид Тоноян: «Одна из задач Сезона армянской культуры — влюблять людей в Армению»