Школа «Айб» в проектах. От Кочара до армянской рок-музыки
Школа, в известном смысле, прообраз общества, в котором детям предстоит жить. Зависимость от общеобразовательной системы, внедряемой до сих пор в армянских школах, по всей вероятности, напрямую отражается и на будущем молодого поколения.
В Армении ещё лет десять-двенадцать тому назад стала назревать необходимость перемен. Все началось с реализации нескольких крупных образовательных проектов, резко отличающихся от прежних. И то, что в середине прошлого века было сенсацией, стало в течение нескольких лет частью школьной программы. Один из проектов — инновационная образовательная модель — школа «Айб», сразу же оказалась в фокусе внимания общественности. «Айб» заявила о себе как о «школе будущего».
Делая ставку на талантливых детей, она совершила смелую попытку пробиться к новизне, поменяв удручающее однообразие обучения на креативность и созидание.
Смелость, как известно, притягивает успех. За успешную реализацию идеи подобной школы взялись выпускники Ереванской физико-математической школы, ныне успешные бизнесмены и общественные деятели во главе с Давидом Яном [российский предприниматель, основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY. — Прим. авт.]. Это был своего рода жест — вернуть долг за блестящее образование, которое они получили.
Девиз школы «Айб» — «Понимай и делай». В нем обобщена философия айбовцев.
Председатель попечительского совета фонда «Айб» Арам Пахчанян считает себя и своих единомышленников сторонниками идей швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, считающего, что люди эффективнее всего приобретают знания, создавая их. «У любого человека есть свой фундамент, на котором он достраивает знание — это процесс творческий, нетривиальный и у каждого свой», — сказано у Пиаже.
«То, что я увидела, похоже на школу из снов писателей-футурологов, — сказала на открытии школы Тина Канделаки [грузинская и российская журналистка, телеведущая, продюсер. — Прим. авт]. И продолжила: «Это совершенно новое понимание пространства школы. Здесь нет углов и очень много свободного места. Нет казарменной казенности, которая ограничивает общение в наших обычных школах… В школе „Айб“ педагоги и ученики будут меняться местами, а по удобным перилам можно съезжать. Это очень простые вещи, которые, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к образованию. Но, на мой взгляд, очень даже имеют».
Мастерская художеств
Инновационная модель ярко проявилась и в преподавании искусства в школе «Айб» — предмета, который вот уже десять лет ведет Мари Адамян — учитель рисования, руководитель клуба «Арвестаноц» [в переводе с армянского — «Мастерская». — Прим. авт.], а также руководитель предметной секции искусств. Она развивает в детях умение и стремление воплощать оригинальную идею в творчестве, будучи уверенной, что нетрадиционные приемы рисования помогут сформировать у учащихся положительную мотивацию к предмету.
Но обо всем по порядку. Поначалу мне интересно было узнать, как и с чего начинает Мари общение с детьми.
— Мари, скажите, талант виден сразу?
— Наше знакомство обычно начинается с набросков. Я прошу учеников нарисовать кого-нибудь из их окружения. То, как они рисуют друг друга и на чем акцентируют свое внимание, не владея еще полноценно техникой, очень значимо для меня. Мне становится ясно, насколько глубоко ребенок чувствует тему, как пропускает ее через себя, а после выплескивает свои эмоции на бумагу. Вот тут-то и проявляется талант, видно, на что ребенок потенциально способен и как ему помочь проявить себя в дальнейшем.
— А как вы чувствуете, что ребенок силен в том или ином жанре?
— Редко когда ученик, пытаясь что-либо создать, никак не может достичь желаемого результата. Как правило, творчество только помогает раскрыть способности детей, о которых они подчас и не подозревали. В основном, это ребята, которым нравится сам процесс творчества — им есть что сказать и они с удовольствием делятся эмоциями. Ощутимый результат — это их осознание того, что у них получится. Пуская в ход различные материалы и прибегая к разным приемам, они усовершенствуют свою технику рисования. Впрочем, техническому рисунку можно научить каждого, но вот живописи — практически невозможно.
— Но ведь бывают оправданные предпочтения в творчестве?
— Обычно ученики делают с удовольствием только то, что сами выбирают, то, что им не только интересно, но и легко дается, в смысле техники исполнения и выбора материалов. Я пытаюсь объяснить им, что в жизни нужно пробовать то, чего пока не знаешь, иногда даже заставляю протестировать новый материал на эскизах. Лишь после этого я даю свободу выбора. Очень важно, когда дети открывают для себя новые возможности, при этом не зацикливаясь на одном. Для придания достоверности, мы изучаем работы художников, которые в течение жизни одинаково талантливо работали в разных жанрах и техниках одновременно.
— Насколько динамична выставочная деятельность «Арвестаноца»?
— По Армении выставки проходили в дилижанской школе UWC (Международная школа-пансион для подростков 16–18 лет, открывшаяся в 2014 году в Армении, в Дилижане), в Арцахе, в Шуши. Были также выставки в Ереванском музее архитектуры, в Музее русского искусства, в музее Ерванда Кочара. За рубежом была одна выставка в Мюнхене — My Inner Self (Мой внутренний мир), участниками которой были и профессиональные художники из разных стран. Из школ были представлены только три: из Германии, из Италии и школа «Айб» из Армении. По словам очевидцев, выставка армянских художников вызвала особый интерес.
— Я смотрела видео, на котором айбовцы вдохновенно творят в музее Кочара. Устроители выставки, должно быть, рассчитывали на экспромт?
— Дело в том, что помимо обычных уроков по искусству, в нашей школе действует и проектное обучение, в рамках которого действует и наш клуб «Арвестаноц». Каждый год ученики 11–12 классов предлагают один или два проекта, которые созвучны их жизненным позициям и интересам. Таким был проект, согласованный с музеем Ерванда Кочара. В течение всего семестра студенты изучали учебную программу, посвященную Ерванду Кочару и авангардному искусству его времени. Затрагивался и период «парижской школы», представителями которой был не только Кочар, но крупнейшие мастера XX века: Пикассо, Брак, Леже, Кирико и другие. Изучив жизнь Кочара и искусство, под воздействием которого происходило становление его творчества, ребята в своих произведениях предложили собственное, современное видение этого времени. Такова была креативная идея выставки работ 26-ти старшеклассников школы «Айб».
По ходу уроков мы изучаем разные стили и направления в истории искусств. Итог — выставка на ту или иную тему, которую мы выбираем сами.
Еще одна инициатива: 10 учеников клуба «Арвестаноц» задались идеей по-своему популяризировать современные армянские стихи — был создан красочный альбом под названием «Визуальная поэзия». Целая серия неожиданных и оригинальных иллюстраций для лучших произведений современных поэтов была представлена на обозрение армянской публики. Причем, каждый художник выбрал автора, поэзия которого близка была ему по ощущениям и содержанию.
— Часто приобщают к изобразительному искусству через музыку. В данном случае, выбор музыкального стиля пал на рок, причем тот, что потяжелее.
— Это был еще один из наших проектов — создание альтернативных обложек армянских рок-групп, преследующий цель распространении армянской рок-музыки. Дети сами выбирали понравившихся музыкантов. Проект был представлен еще в 2016 году, а в этом году у меня была идея визуализировать музыку современных армянских композиторов, но по известным причинам (недавняя Карабахская война) проект отложили и реализовали другой.
— Запомнились, наверное, и дни, проведенные с вашими воспитанниками в Шуши?
— В Шуши нам доверили галерею, в которой разрешено было делать все по нашему разумению. И мы решили сделать экспозицию с нуля: создать соответствующий антураж, самим вести экскурсии, разъясняя суть работ посетителям. Дети были счастливы проявить самостоятельность и ощутить свободу в своих решениях. Проводились уроки и с шушинскими детьми — теми, кто помладше. Организовали мастер-класс «Быстрые зарисовки с натуры» — выбирали одного человека в качестве натурщика и спонтанно делали наброски. Поначалу дети из Шуши сильно комплексовали — они не решались взяться за работу и просто смотрели, как рисуют айбовцы. Но через каких-то десять минут атмосфера страха сменялась решительностью и их уже было не остановить. Я помню их взволнованные, счастливые лица.
— По-вашему, дети, чисто психологически, в состоянии понять и принять темы смерти, героизма, бессмертия?
— Думаю, что они в состоянии принять и осознать трагизм и философию жизни больше, чем некоторые взрослые. Может, в силу своей эмоциональности.
— А если убрать эмоции в сторону?
— Я знаю, что во время войны, когда мы продолжали учиться, детям было трудно сосредоточиться на работе. Но я знаю также, что иногда следует говорить с ними и о трагичных вещах — смерти, болезни. Эти искренние разговоры сближают ребят, делают их терпимее и великодушнее друг к другу. Чтобы ощутить их душевное состояние в этот период, достаточно посмотреть работы, объединенные названием Draw the Justice — Рисуя справедливость.
— Каковы ближайшие креативные проекты?
— В мае-июне этого года хотим презентовать новый проект клуба «Арвестаноц» под эгидой старшеклассников и трех выпускников. Причем, в проекте этом смогут участвовать желающие из других школ. Запланировано, что занятия будут проводиться либо в «Айбе», либо в каком-нибудь музее или галерее Еревана, отведенных для этой цели. А еще лучше, если занятия пройдут под открытым небом или, скажем, где-нибудь в уютном скверике города. В любом случае выбор — за детьми.
Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована фотография из архива клуба «Арвестаноц»