Школа «Айб» в проектах. От Кочара до армянской рок-музыки 

Школа «Айб» в проектах. От Кочара до армянской рок-музыки 

Школа, в известном смысле, прообраз общества, в котором детям предстоит жить. Зависимость от общеобразовательной системы, внедряемой до сих пор в армянских школах, по всей вероятности, напрямую отражается и на будущем молодого поколения.

Групповое фото айбовцев с Мари Адамян в Ереванском музее современного искусства. Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Групповое фото айбовцев с Мари Адамян в Ереванском музее современного искусства. Фото из архива клуба «Арвестаноц»

В Армении ещё лет десять-двенадцать тому назад стала назревать необходимость перемен. Все началось с реализации нескольких крупных образовательных проектов, резко отличающихся от прежних. И то, что в середине прошлого века было сенсацией, стало в течение нескольких лет частью школьной программы. Один из проектов — инновационная образовательная модель — школа «Айб», сразу же оказалась в фокусе внимания общественности. «Айб» заявила о себе как о «школе будущего». 


Делая ставку на талантливых детей, она совершила смелую попытку пробиться к новизне, поменяв удручающее однообразие обучения на креативность и созидание.


Смелость, как известно, притягивает успех. За успешную реализацию идеи подобной школы взялись выпускники Ереванской физико-математической школы, ныне успешные бизнесмены и общественные деятели во главе с Давидом Яном [российский предприниматель, основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY. — Прим. авт.]. Это был своего рода жест — вернуть долг за блестящее образование, которое они получили.  

Айбовцы и Мари Адамян с юными художниками из Шуши. Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Айбовцы и Мари Адамян с юными художниками из Шуши. Фото из архива клуба «Арвестаноц»


Девиз школы «Айб» — «Понимай и делай». В нем обобщена философия айбовцев. 


Председатель попечительского совета фонда «Айб» Арам Пахчанян считает себя и своих единомышленников сторонниками идей швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, считающего, что люди эффективнее всего приобретают знания, создавая их. «У любого человека есть свой фундамент, на котором он достраивает знание — это процесс творческий, нетривиальный и у каждого свой», — сказано у Пиаже.

«То, что я увидела, похоже на школу из снов писателей-футурологов, — сказала на открытии школы Тина Канделаки [грузинская и российская журналистка, телеведущая, продюсер. — Прим. авт]. И продолжила: «Это совершенно новое понимание пространства школы. Здесь нет углов и очень много свободного места. Нет казарменной казенности, которая ограничивает общение в наших обычных школах… В школе „Айб“ педагоги и ученики будут меняться местами, а по удобным перилам можно съезжать. Это очень простые вещи, которые, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к образованию. Но, на мой взгляд, очень даже имеют».  

Мастерская художеств

Инновационная модель ярко проявилась и в преподавании искусства в школе «Айб» — предмета, который вот уже десять лет ведет Мари Адамян — учитель рисования, руководитель клуба «Арвестаноц» [в переводе с армянского — «Мастерская». — Прим. авт.], а также руководитель предметной секции искусств. Она развивает в детях умение и стремление воплощать оригинальную идею в творчестве, будучи уверенной, что нетрадиционные приемы рисования помогут сформировать у учащихся положительную мотивацию к предмету.


Но обо всем по порядку. Поначалу мне интересно было узнать, как и с чего начинает Мари общение с детьми.


— Мари, скажите, талант виден сразу?

Наше знакомство обычно начинается с набросков. Я прошу учеников нарисовать кого-нибудь из их окружения. То, как они рисуют друг друга и на чем акцентируют свое внимание, не владея еще полноценно техникой, очень значимо для меня. Мне становится ясно, насколько глубоко ребенок чувствует тему, как пропускает ее через себя, а после выплескивает свои эмоции на бумагу. Вот тут-то и проявляется талант, видно, на что ребенок потенциально способен и как ему помочь проявить себя в дальнейшем. 

Мари Адамян. Фото из личных архивов Мари Адамян

Мари Адамян. Фото из личных архивов Мари Адамян

— А как вы чувствуете, что ребенок силен в том или ином жанре? 

— Редко когда ученик, пытаясь что-либо создать, никак не может достичь желаемого результата. Как правило, творчество только помогает раскрыть способности детей, о которых они подчас и не подозревали. В основном, это ребята, которым нравится сам процесс творчества — им есть что сказать и они с удовольствием делятся эмоциями. Ощутимый результат — это их осознание того, что у них получится. Пуская в ход различные материалы и прибегая к разным приемам, они усовершенствуют свою технику рисования. Впрочем, техническому рисунку можно научить каждого, но вот живописи — практически невозможно.

Но ведь бывают оправданные предпочтения в творчестве?

Обычно ученики делают с удовольствием только то, что сами выбирают, то, что им не только интересно, но и легко дается, в смысле техники исполнения и выбора материалов. Я пытаюсь объяснить им, что в жизни нужно пробовать то, чего пока не знаешь, иногда даже заставляю протестировать новый материал на эскизах. Лишь после этого я даю свободу выбора. Очень важно, когда дети открывают для себя новые возможности, при этом не зацикливаясь на одном. Для придания достоверности, мы изучаем работы художников, которые в течение жизни одинаково талантливо работали в разных жанрах и техниках одновременно.

Музей Кочара. Проект «Парижская школа. Современный взгляд». Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Музей Кочара. Проект «Парижская школа. Современный взгляд». Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Насколько динамична выставочная деятельность «Арвестаноца»?

— По Армении выставки проходили в дилижанской школе UWC (Международная школа-пансион для подростков 16–18 лет, открывшаяся в 2014 году в Армении, в Дилижане), в Арцахе, в Шуши. Были также выставки в Ереванском музее архитектуры, в Музее русского искусства, в музее Ерванда Кочара. За рубежом была одна выставка в Мюнхене — My Inner Self (Мой внутренний мир), участниками которой были и профессиональные художники из разных стран. Из школ были представлены только три: из Германии, из Италии и школа «Айб» из Армении. По словам очевидцев, выставка армянских художников вызвала особый интерес.

Выставка айбовцев в Музее русского искусства в Ереване. Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Выставка айбовцев в Музее русского искусства в Ереване. Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Я смотрела видео, на котором айбовцы вдохновенно творят в музее Кочара. Устроители выставки, должно быть, рассчитывали на экспромт?

— Дело в том, что помимо обычных уроков по искусству, в нашей школе действует и проектное обучение, в рамках которого действует и наш клуб «Арвестаноц». Каждый год ученики 11–12 классов предлагают один или два проекта, которые созвучны их жизненным позициям и интересам. Таким был проект, согласованный с музеем Ерванда Кочара. В течение всего семестра студенты изучали учебную программу, посвященную Ерванду Кочару и авангардному искусству его времени. Затрагивался и период «парижской школы», представителями которой был не только Кочар, но крупнейшие мастера XX века: Пикассо, Брак, Леже, Кирико и другие. Изучив жизнь Кочара и искусство, под воздействием которого происходило становление его творчества, ребята в своих произведениях предложили собственное, современное видение этого времени. Такова была креативная идея выставки работ 26-ти старшеклассников школы «Айб». 

По ходу уроков мы изучаем разные стили и направления в истории искусств. Итог — выставка на ту или иную тему, которую мы выбираем сами.  

Еще одна инициатива: 10 учеников клуба «Арвестаноц» задались идеей по-своему популяризировать современные армянские стихи — был создан красочный альбом под названием «Визуальная поэзия». Целая серия неожиданных и оригинальных иллюстраций для лучших произведений современных поэтов была представлена на обозрение армянской публики. Причем, каждый художник выбрал автора, поэзия которого близка была ему по ощущениям и содержанию.

Альтернативные обложки для армянского рока. Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Альтернативные обложки для армянского рока. Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Часто приобщают к изобразительному искусству через музыку. В данном случае, выбор музыкального стиля пал на рок, причем тот, что потяжелее.

— Это был еще один из наших проектов — создание альтернативных обложек армянских рок-групп, преследующий цель распространении армянской рок-музыки. Дети сами выбирали понравившихся музыкантов. Проект был представлен еще в 2016 году, а в этом году у меня была идея визуализировать музыку современных армянских композиторов, но по известным причинам (недавняя Карабахская война) проект отложили и реализовали другой.

Запомнились, наверное, и дни, проведенные с вашими воспитанниками в Шуши?

— В Шуши нам доверили галерею, в которой разрешено было делать все по нашему разумению. И мы решили сделать экспозицию с нуля: создать соответствующий антураж, самим вести экскурсии, разъясняя суть работ посетителям. Дети были счастливы проявить самостоятельность и ощутить свободу в своих решениях. Проводились уроки и с шушинскими детьми — теми, кто помладше. Организовали мастер-класс «Быстрые зарисовки с натуры» — выбирали одного человека в качестве натурщика и спонтанно делали наброски. Поначалу дети из Шуши сильно комплексовали — они не решались взяться за работу и просто смотрели, как рисуют айбовцы. Но через каких-то десять минут атмосфера страха сменялась решительностью и их уже было не остановить. Я помню их взволнованные, счастливые лица.

Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Фото из архива клуба «Арвестаноц»

По-вашему, дети, чисто психологически, в состоянии понять и принять темы смерти, героизма, бессмертия?

— Думаю, что они в состоянии принять и осознать трагизм и философию жизни больше, чем некоторые взрослые. Может, в силу своей эмоциональности.

А если убрать эмоции в сторону?

Я знаю, что во время войны, когда мы продолжали учиться, детям было трудно сосредоточиться на работе. Но я знаю также, что иногда следует говорить с ними и о трагичных вещах — смерти, болезни. Эти искренние разговоры сближают ребят, делают их терпимее и великодушнее друг к другу. Чтобы ощутить их душевное состояние в этот период, достаточно посмотреть работы, объединенные названием Draw the Justice — Рисуя справедливость.

Проект «Визуальная поэзия». Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Проект «Визуальная поэзия». Фото из архива клуба «Арвестаноц»

Каковы ближайшие креативные проекты?

— В мае-июне этого года хотим презентовать новый проект клуба «Арвестаноц» под эгидой старшеклассников и трех выпускников. Причем, в проекте этом смогут участвовать желающие из других школ. Запланировано, что занятия будут проводиться либо в «Айбе», либо в каком-нибудь музее или галерее Еревана, отведенных для этой цели. А еще лучше, если занятия пройдут под открытым небом или, скажем, где-нибудь в уютном скверике города. В любом случае выбор — за детьми.   

Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована фотография из архива клуба «Арвестаноц»

Школа «Айб» в проектах. От Кочара до армянской рок-музыки