Армяне у истоков иранского кино. Самвел Хачикян – признанный «мастер страха»
Успех киноиндустрии Ирана во второй половине XX века был бы невозможен без армянских режиссеров. Самвел Хачикян – один из них. Он смог не только завоевать мировую славу, но и сохранить национальную культуру, даже находясь вдали от родины своих предков. Обращаясь к теме Геноцида армян, режиссер снимал мрачные, пугающие детективы, на премьеры которых было трудно попасть из-за толпившейся у кинотеатров публики. В чем причина такого оглушительно успеха, рассказывает редакция Армянского музея Москвы.
Развитие иранского кинематографа было сложным и противоречивым, и, как в случае с реалистическим театром, многое для его становления сделали именно армянские режиссеры. Первый немой фильм в Персии «Аби и Раби» был снят Аванесом Оганяном и вышел на экран 2 января 1931 года. В то время, когда киноискусство страны только формировалось, в мире уже переходили от немого кино к звуковому. Иран, практически минуя этап немого кино, сразу оказался на следующем. Тем самым режиссерам пришлось решать более трудные задачи, что не могло не сказаться на развитии иранской киноиндустрии.
Первые фильмы Хачикяна и создание киностудии
Кинематограф во многом формировался благодаря театральным режиссерам, из которых огромный вклад внес армянин Самвел Хачикян. Вдохновленный успехом поставленной им драмы «Серые занавеси», он приступил к ее экранизации. Лента получила название «Девушка из Шираза», в 1954 году не сходившая с экранов кинотеатров около полутора месяцев. Кстати, сеть кинотеатров и многие киностудии Ирана в основном принадлежали армянам. Среди них – «Гамлет-фильм», «Шагаб-фильм», «Диана-фильм» и другие.
Творчество Самвела Хачикяна ознаменовало новый этап в развитии искусства страны – не только театрального, но и кинематографического. «Девушка из Шираза» была одним из первых, а возможно и первым фильмом в Иране, созданным профессиональным киноязыком. До этого фильмы в основном представляли собой движущиеся картинки или театральные инсценировки. Для зрителя «Девушка из Шираза» оказалась привлекательна если и не новизной, то неожиданной трактовкой классической темы, где общество представлено в лице слабых и корыстных людей, которым противопоставлялся мир чистых и светлых чувств. Герои оказались живыми и убедительными: Мейри, которая прячется за серыми занавесями гостиницы; отец, пытающийся наладить свою жизнь за счет брака дочери; противник общепринятой морали, благородный и образованный Сириус – персонаж нового времени.
Так, благодаря «Девушке из Шираза» кинематограф Ирана поднялся на новую ступень развития. Самвел Хачикян осознавал, что в индустрии оставалось множество нерешенных проблем, и поэтому приступил к созданию студии «Ажир-фильм», которой впоследствии суждено было занять ведущую роль в области киноискусства страны. Так, режиссер оказался у истоков прогресса иранского кино.
Неспроста именно ТЕАТ, для которого творец писал пьесы в 1940-е годы, предшествовал становлению кинематографа. Арамаис Овсепян, Ирэн Зазян, Туни Аматуни и другие артисты под руководством Самвела Хачикяна создали актерскую и режиссерскую школу кино. «Множество иранских звезд состоялись благодаря С. Хачикяну, закалились и отшлифовались», – писала газета «Алик» в 1958 году.
Съемки армянской классики в Иране
На студии «Ажир-фильм» вместе с армянскими актерами и режиссерами, конечно, работали и иранские. По возможности, фильмы озвучивались на двух языках. Однако сотрудничая с персидскими коллегами, армянские мастера, находясь под постоянным влиянием культуры другого народа, стремились не утратить свой национальный облик. Так, в основном они делали выбор в пользу экранизации армянской классики, подобно киносоздателям в годы становления «Арменкино». Киновед Гарегин Закоян писал: «Уже на первом этапе своего развития армянские кинематографисты создают истинно национальные художественные ленты, такие как "Намус", "Зарэ", "Хас-пуш", "Кикос", вошедшие в сокровищницу армянской национальной культуры».
Самвел Хачикян планировал снять «Охоту на Лалваре» по одноименному произведению Ваана Миракяна, но фильм не был завершен – требовались большие финансовые затраты. Картина задумывалась как музыкальная и первая цветная в карьере режиссера. Свою идею он воплотил в 1959 году работой «Холм любви». Отражающий современность фильм был музыкальным, что в те годы пользовалось популярностью. Не исключено, что на эту ленту Самвела Хачикяна вдохновила «Песня первой любви» Юрия Ерзинкяна и Лаэрта Вагаршяна, с большим успехом прошедшая в Тегеране за год до этого.
Хачикян – мастер детектива и триллера
Армянский режиссер был в постоянном поиске новых идей, поэтому поворот, произошедший далее в его творческой биографии, наверное, не стоит считать таким неожиданным. После лирических картин о любви Хачикян принялся снимать фильмы на криминальную тематику с кровожадными образами преступников. Среди них – «Полночный ужас» и «Один шаг до смерти». О последнем пресса писала, что фильм может соперничать с американскими боевиками.
Герои ленты – террористы, которые взяли в заложники дочь хирурга. Для зрителя 1950-х эта тема еще не была привычной, и картина впечатляла публику неожиданными поворотами сюжета и новыми актерскими решениями. Избрав жанр боевика, или точнее – триллера, как новый способ отображения своего времени, Хачикян снял «Ужас», «Удар», «Головокружение», «Страх» и другие. Режиссер привлекал в кино свежие силы и тем самым открывал новые перспективы развития индустрии. Жанр подразумевает определенное напряжение и динамику сюжета, а это требует более глубоких технических знаний. Хачикян в этом преуспевал, и его творческий рост не мог остаться незамеченным прессой. В 1960-1970-е годы творец обратился к жанру детектива, и в мире кино обрел звание «мастера страха», или «Альфреда Хичкока Ирана». Кстати, сам Хачикян это прозвище не любил. Но по популярности вряд ли уступал своему западному коллеге: на улицах во время премьер фильмов иранского режиссера возникали самые настоящие пробки.
Влияние Геноцида армян на творчество режиссера
Фильмы в жанре триллеров и детективов не только являлись выражением творческих поисков Хачикяна, но и его гражданской позиции. Режиссер критикует общество, порождающее насилие, и жизненный строй, способный перерасти в трагедию целого народа. Здесь в большей степени речь идет о Геноциде армян, который коснулся и семьи мастера. Так, эта тема для него – армянина – была особенно важна. В одном из интервью Хачикян говорил: «Мой отец был одним из тех, кто чудом спасся во время резни Первой мировой войны. От него я еще с детства слышал многочисленные рассказы о побоищах, кровавые истории, и у меня возникло желание показать вообще звериную жестокость человеческого существа в отношении другого».
Исследуя действительность, Самвел Хачикян не только не отошел от волновавших его тем, но наоборот, сумел отразить их более глубоко. Может быть поэтому его возвращение к лирическим и психологическим фильмам вполне логично. Получив новый опыт, режиссер снял «Без любви – никогда!», «Перекресток происшествий» и свое наиболее совершенное произведение «Прощай, Тегеран!», которое показывали во многих европейских странах.
Так, к 1970-м годам Иран стал одной из стран с мощнейшей киноиндустрией, выпускавшей по 60 фильмов в год и организовывавшей фестивали. Государство стало признанным на Востоке центром кино со своим индивидуальным обликом. И во многом это заслуга именно Самвела Хачикяна.
Подготовлено по материалам: Чтян А. Самвел Хачикян — выдающийся деятель иранской кинематографии и армянского реалистического театра / Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013; filmnoirfoundation.com
Фото обложки: imna.ir