«Салон 2020» в армянском арт-пространстве отразил рефлексии недавней войны
15 декабря в Доме Союза художников Армении открылась групповая выставка живописи и скульптуры под объединяющим названием «Салон 2020». Для участия собрались совершенно разные по духу и взглядам отечественные мастера — члены Союза художников.
Изначально выставка намечалась в середине осени, но начавшаяся война отодвинула планы. В октябре экстренно был создан штаб по оказанию гуманитарной помощи. В Доме Союза художников собирали одежду, еду и все необходимое для фронта. Представители Союза художников да и всё сообщество живописцев включились в дело помощи семьям арцахских беженцев и солдатам на передовой.
Но война закончилась и в Ереване снова затеплилась культурная жизнь.
Реализм VS импрессионизм
Открывшаяся выставка продемонстрировала более полусотни работ армянских художников и скульпторов. Экспозиция была составлена в формате, принятом еще со времен Ирины Антоновой (недавно скончавшаяся президент Пушкинского музея в Москве) и организованном по принципу диалога. Так, абстрактная живопись «заговорила» с пластикой в духе реализма, а работы, сделанные в импрессионистическом стиле — с китчевой скульптурой. Перед зрителем предстали и совершенно новые работы — в некоторых из них запечатлены рефлексии недавней войны.
Стоит перечилить имена наиболее ярких авторов чьи работы оказались «сильны своей исключительностью». Это: Мартин Петросян, Самвел Казарян, Арман Амбарцумян, Маргарит Асатрян, Нерсег Ванакан (Халатян), Артур Ованнисян, Нарек Аветисян, Тигран Акопян, Гай Казанчян, Арам Енгибарян.
В современном арт-пространстве, чтобы прослыть армянским художником, совсем не обязательно писать горы, виноград и другую характерную национальную атрибутику. Впрочем, есть художники, которые с удовольствием создают и то, и другое, но делают это своеобычно — не отвлекаясь от армянской темы и сохраняя творческую потребность писать родину в разных ее проявлениях. Работы бывают подчас парадоксальные, спорные, излишне декоративные, но в них ощущаются наши национальные качества, дух, колорит.
Можно не воспринимать одних и возносить других, можно соглашаться с их искусством, а можно напрочь его отвергать — все это дело вкуса, о котором, как говорится, не принято спорить. Конечно же, в работах некоторых участников не может не быть заметным влияние известных мастеров ХХ века, но, по сути, надо признать, что каких-либо влияний не избежал ни один, даже самый крупный мастер. По крайней мере, в начале творческого пути. Главное, как распорядиться этим влиянием.
Больше чем Айвазовский, или как сделать армянское искусство узнаваемым в мире
В армянском искусстве, как мы хорошо знаем, звучат очень достойные имена. Работы этих художников есть во многих музеях и хранятся в престижных частных коллекциях. Но их мало. Большая часть местных армянских художников пока еще работает для «внутреннего» потребления.
Что греха таить, нынче все еще действует «традиция», согласно которой произведения современных художников не приобретаются музеями, т.е. государством, и, творчество это, фактически, остается вне массовой культуры. Впрочем, иногда выставки организуются различными культурными союзами и фондами, но это слишком мелко, так как речь должна идти о мероприятиях государственного масштаба. Люди от искусства министерством практически никак не стимулируются. Что касается коллекционеров в Армении, то достойных — единицы. И свои частные коллекции меценаты искусства редко показывают. В этом и кроется причина, почему нам практически не удается показать миру лучших армянских художников и скульпторов нашего времени. А таковых очень много. Это и Кочар, и Галстян, и Минас, и Акопян, и Бажбеук-Меликян, и Дехц Ашот. Все они известны лишь узкому кругу армянства. Эти имена не всегда на слуху вне Армении даже среди профессионалов. Знакомы только классики — Айвазовский (причем, как русский художник) и Сарьян. Что же касается Министерства культуры, то оно почему-то не берется за актуальные и самодостаточные выставки армянского искусства наших дней.
Следует признать, что «Салон 2020», первая после столь затяжного смутного времени выставка, которая по своему темпераменту и энергетике продемонстрировала ту неиссякаемую силу созидания, что позволит нам не только выжить, но и стать частью мирового арт-пространства. Приложим же к этому усилия. Не будем инертными.
Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы.
Фото обложки: © Кари Амирханян