Художник Саша Окунь: «Война, в которой нет необходимости, — преступная война»
Израильский художник Саша Окунь с юности дружит с армянами и несколько раз путешествовал по Армении, полюбив страну и людей, как свою родную. Наблюдая за происходящим в Арцахе, Саша Окунь решил написать письмо поддержки всем армянам, которых знает и любит. Письмо вообще всем армянам.
Конфликт в Нагорном Карабахе вызвал активную полемику в Интернете. Я вовсе не собираюсь ввязываться в дискуссию. Я пишу этот текст не потому, что «Не могу молчать!» — вполне могу, а потому, что мне стыдно перед людьми, которых люблю. Во множестве постов на эту тему говорится об антисемитизме армян. Я был в Армении дважды в 1978 году. Я не только ни разу не столкнулся с проявлениями антисемитизма, напротив: нигде в СССР я не чувствовал себя так свободно и хорошо, как в Армении. Бесчисленное количество раз я слышал от армян о схожести судеб наших народов. «Мы очень беспокоимся, как вы ТАМ», — узнав, что я еврей, многозначительно сказал автор коньяка «Ахтамар», главный технолог Ереванского коньячного завода.
Я никогда не забуду Ваника Ягяна и его жену Веру из села Гладзор Ехикнадзорского района. Дай Бог мне принимать своих гостей так, как они приняли незнакомых им людей. Ночью, в снежную бурю, бушевавшую в Гарни, нас приютил учитель местной школы. «Но нас десять человек!» «Я не спросил сколько вас, я сказал пойдемте ко мне домой». Там за столом, где случай свел разных людей — армян, евреев, русских, под вой метели, я впервые ощутил, что такое святое братство людей и ощутить это снова мне было дано один только раз: на встрече субботы в армии, во время войны.
Я никогда не забуду Генриха Игитяна, директора музея Современного искусства в Ереване. Узнав, что я собираюсь уезжать, он сказал: «Благословляю тебя! Но знай, Саша, если ты не в Израиль поедешь, я тебя презирать буду». Эти слова не в последнюю очередь повлияли на выбор места моего жительства.
Стихи Кучака, музыка Комитаса, живопись Аветисяна — это моя среда обитания. Когда я слышу «Крунка», горло перехватывает так же, как когда я слышу песни на идиш. Я отдаю себе отчет, что есть достаточно людей, которые скажут много хорошего об Азербайджане и об азербайджанцах. Замечательно! Чем больше связей и привязанностей, тем, тем больше мы люди. Я люблю свою страну, я — израильский националист, но это не мешает мне быть националистом армянским, каталонским, галисийским, прованским, фриуланским и считать Рим своим родным городом. Мне даже неловко говорить такую банальность, но, учитывая то, что я читаю в Интернете, приходится, что подлинный национализм не в том, чтобы считать свой народ лучше других. Он в уважении к своеобычаю народов, к разнообразию людей.
То, что происходит в Карабахе, ужасно, потому что там убивают людей. Когда команда израильских спасателей прибыла в Спитак, я гордился своей страной. Но теперь, когда страна, начавшая войну, пользуется и оружием, произведенным в Израиле, мне за свою страну стыдно. Мне известны все доводы, объясняющие связи Израиля с Азербайджаном и я не собираюсь их оспаривать. Но логика и здравый смысл не всегда в ладу с этикой и сердцем. Именно логика и здравый смысл послужили оправданием отказу союзников бомбить печи Биркенау и железнодорожные пути, ведущие в Освенцим.
Конфликт в Нагорном Карабахе во многом напоминает израильско-палестинский конфликт. Даже резня в Ходжале имеет свою параллель в нашей истории в виде Дир Ясина, так же, как погром в Хевроне отражается в погромах Баку и Сумгаита. Подонки есть во всех народах и, к сожалению, армяне и евреи не исключение: только что вышла в свет книга Адама Раза о еврейском мародерстве в войне за Независимость. Доводы типа «Он первый начал», или «Я был первый», ни к чему не приводят и привести не могут. Но есть одно, на мой взгляд, немаловажное обстоятельство: армяне воюют сами, а на противоположной стороне наемники, причем такие, каких мы вполне можем вскоре увидеть у своих границ. И, наконец, Эрдоган, человек во сне видящий уничтожение моей страны, однозначно поддерживает Азербайджан.
Что бы там ни было, совершенно очевидно, что война эта не из войн «нет выхода». Точнее, она война «нет выхода» для армян. Это война начата сознательно, война, в которой нет никакой необходимости, а, стало быть, война преступная, какими бы причинами её не оправдывали.
Художник, журналист, теле- и радиоведущий Саша Окунь (Израиль)
Обложка: @ sashaokun
Справка Армянского музея Москвы
Александр Нисонович Окунь
(Саша Окунь)
Родился в 1949 году в Ленинграде. В 1970-х годах был членом группы «Алеф», активным участником андеграунда, выставлялся на первых выставках нонконформистов в ДК им. И. Газа и ДК «Невский» в Ленинграде, а также в музеях и галереях США, в частности, в музеях Клячник (Вашингтон), Магнес (Беркли, Калифорния) и Скрибл (Лос-Анджелес, Калифорния).
Репатриировался в Израиль в 1979 году. Александр Окунь — доцент Израильской Академии Художеств Бецалель и адъюнкт-профессор Беллармин-Колледжа (Луисвилль, США). В 1996 году стал председателем комиссии по изобразительному искусству при Министерстве абсорбции Израиля, а с 2000 по 2005 год был председателем Иерусалимского союза художников и скульпторов.
Помимо традиционных видов изобразительного искусства — живописи, скульптуры, рисунка — Окунь работает в области инсталляции и видео. Для творчества Александра Окуня характерно использование классических традиций барокко (Рубенс, Тьеполо) в отображении обыденной жизни, увиденной им в трагикомическом абсурдном ракурсе, напоминающем о традициях обериутов.
Окунь занимается также книжной иллюстрацией. Он иллюстратор многих книг И. Губермана, Б. Камянова и С. Шварцбанда.
Живёт и работает в Иерусалиме.