Как Жан-Жак Руссо переоделся в армянский костюм
Этот портрет был создан в 1766 году шотландским живописцем Алланом Рэмзи. В тот период Руссо гостил у философа Дэвида Юма. Рэмзи создал картину как подарок соотечественнику-шотландцу Юму. Сейчас портрет хранится в Национальной галерее Шотландии.
Когда Руссо прибыл в Лондон, его необычный армянский костюм вызывал большое любопытство. На туманном Альбионе философ спасался от преследования швейцарских и французских властей. Именно Юм помог ему обустроиться в Лондоне и даже получить небольшую пенсию от короля Геворга III, от которой, впрочем, Руссо отказался. Из-за непростого характера и «растрепанного» эмоционального состояния Руссо его дружба с Юмом вскоре прекратилась.
Вернемся на несколько лет назад. Из-за смелых идей книги Руссо жгли и в Париже, и в Женеве. Ненадолго философ, бежавший из Франции, нашел пристанище в княжестве Невшательском, которое принадлежало прусскому королю. Там он провел три с половиной года в местечке Мотье. Руссо много гулял по горам и общался с местными жителями. Уже в это время душевное равновесие было серьезно поколеблено. Тогда же и появился новый необычный костюм, который Руссо называл армянским, — подпоясанный архалук, шаровары и меховая шапка. Философ объяснял свой выбор гигиеническими соображениями.
Немного о том, как Руссо в целом мог знать о нарядах армянских купцов.
Куратор Метрополитен-музея (США) доктор Хелен Эванс отмечает, что на протяжении многих веков армянские купцы активно перевозили товары по главным торговым маршрутам мира. В период Средневековья и в Новое время они участвовали в торговле индийскими специями и китайским шелком. На торговых и дипломатических путях армянский был одним из тех языков, который необходимо было знать, потому что армяне помогали путешественникам, купцам и миссионерам двигаться из Европы на Восток. В Персии при шахе Аббасе I и позже армянские купцы полностью обеспечивали торговлю тканями. Не меньшим было их значение в Османской империи в тот же период. Армянские общины, в основном выходцев из персидской Новой Джульфы, стали формироваться в Индии, Малайзии и дальше.
В костюме, похожем на тот, что надет на Руссо, армянские купцы появлялись в Амстердаме, Лондоне, Венеции, Марселе. В XVII веке армяне сначала стали контролировать все торговые маршруты, проходящие через Персию, а потом стали играть важную роль в торговле индийскими специями и китайским шелком.
Исходя из этого, мы видим, что армянские купцы не были диковинным зрелище в крупных европейских городах. Поэтому и портрет Руссо в армянском костюме не должен вызывать большого удивления. Тем более, что он был не единственным в своем роде, а самым известным.
Вот, к примеру, портрет, написанный до картины Рэмзи (хранится в Музее Антуана Лесюэра во французском городе Сен-Кантен.
А этот портрет сохранился в коллекции библиотеки Женевского университета.