Пушкинский музей отреставрировал росписи из Эребуни

В ГМИИ имени Пушкина состоялся круглый стол, посвящённый первым результатам реставрации монументальных росписей Эребуни.
Марина Лошак
©armmuseum
«У нас сегодня прекрасное событие, мы теперь можем рассказать о большей части коллекции Урарту – о её реставрации», – так начала своё приветственное слово директор Пушкинского музея Марина Девовна Лошак. Это, совместное с ГосНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации) исследование, по словам Лошак, стало возможно благодаря поддержке мецената Владимира Карташяна. Топ-менеджер Пушкинского выразила благодарность филантропу за «тот важный шаг, который он сделал для того, чтобы состоялась эта реставрация», и пообещала пожать ему руку при первой же возможности. Сам Карташян на круглом столе отсутствовал.
Далее, на заседании были представлены доклады ведущих отечественных реставраторов древней живописи, археологов и специалистов по искусству царства Урарту. В ходе мероприятия российские специалисты рассказали, как проходила работа над реконструкцией фрагментов. Для наглядности был показан эпизод документального фильма, повествующий о всех этапах реставрации. От Армянского музея Москвы на круглом столе присутствовало четыре сотрудника.
Анастасия Ясеновская
©armmuseum
Хранитель коллекции Урарту, научный сотрудник Пушкинского Анастасия Ясеновская, рассказала об истории проекта. По словам учёной, фрагменты монументальных росписей из коллекции ГМИИ были обнаружены в 1952-1968 годах в ходе раскопок памятников на холме Арин-берд совместной археологической экспедицией Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Большая часть найденных росписей относилась к изобразительному искусству царства Урарту VIII-VII веков до н.э. Изначально они составляли многоярусные панно из орнаментальных фризов и многофигурных сцен с шествиями богов, жрецов, культовых животных и изображениями священного древа. Найденные в Эребуни росписи обогатили представления о древней монументальной живописи Армении, основы которой были заложены в искусстве Урарту.
Рамиль Вергазов и Игорь Бородин
©armmuseum
Ясеновская подчеркнула, что к 2015 году урартские росписи были «уже в очень плохом состоянии», поэтому и было принято решение о проведении реставрации на самом высоком технологичном уровне. «Всего в древневосточной коллекции Пушкинского 31 фрагмент росписей. Часть из них готова и выставлена сегодня. Предстоит отреставрировать еще 15 фрагментов, надеемся, что можно будет восстановить фриз. Так же ожидается подготовка новой экспозиции в зале Урарту и Кавказа», – поделилась планами Ясеновская.
В ходе круглого стола выяснилось, что для освещения всех этапов реставрации фресок уже готовится спецпроект на странице Museumconservation.ru – сайт находится в стадии разработки. Об этом рассказал аудитории заведующий отделом реставрации Игорь Бородин. Одним из пунктов развития стратегии спецпроекта, по словам Бородина, является готовность перевести контент на несколько языков, включая армянский. «Музей – это в первую очередь диалог с посетителем», – подчеркнул руководитель спецпроекта.
Галина Вересоцкая
©armmuseum
Галина Вересоцкая, Владимир Бурый и Татьяна Юрьева открыли реставрационный кластер мероприятия. Каждый из специалистов рассказал о своём этапе работ с профессиональной точки зрения.
Рамиль Вергазов (слева) и Микаэл Бадалян (справа)
©armmuseum
Вересоцкая поделилась проблемами, с которыми столкнулась в процессе реконструкции. «Я начала работу с небольших фрагментов и делала их обработку. Практически вся коллекция – это отпечаток авторского слоя на завале. Это значит, что когда стены Эребуни разрушались и падали, слой отпечатывался на штукатурке». Реставратор рассказала, как с помощью современных технологий происходит отделение верхних слоёв, под которыми, вероятно, есть и другие росписи.
Мануэл Кастелучча
©armmuseum
В финале круглого стола выступили с докладами директор историко-археологического музея-заповедника Эребуни Микаэл Бадалян и научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Рамиль Вергазов. Бадалян рассказал, в чём особенности древневосточной иконографии на примере фрески Эребуни, изображающей божество на льве. Вергазов дополнил древневосточный информационный блок подробным рассказом, посвящённым особенностям стилистики отреставрированных фрагментов.
Мануэл Кастелучча и сотрудники Армянского музея Москвы
©armmuseum
Вишенкой на торте стало выступление Мануэла Кастелучча, археолога из Неаполя и европейского специалиста по культуре Урарту. Доклад прозвучал на английском языке и был посвящён фрескам Эребуни в свете искусства древнего Урарту.
После официальной части присутствующим было предложено осмотреть отреставрированные фрагменты росписей, временно размещенных в зале Микеланджело, и обсудить увиденное и услышанное за бокалом шампанского.
Редактор Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы
Обложка: ©armmuseum