Переворот на Бродвее: как Рубен Мамулян навсегда изменил американский театр
Первый в истории художественный фильм в цвете и эксперименты с закадровым голосом — Рубен Мамулян был истинным новатором и одним из величайших режиссеров «золотого века» Голливуда. В его картинах играли Марлен Дитрих и Морис Шевалье, а Грета Гарбо, по легенде, сама предложила художнику поработать вместе. Создавал Мамулян не только киношедевры — он поставил более 60 спектаклей, причем известность в США принесла ему дебютная пьеса на Бродвее.
Рубен Мамулян с детства мечтал работать в театре — его мать была актрисой. В шесть лет мальчик переехал из Тифлиса в Париж, где с ним в одном лицее учился Рене-Люсьен Шометт, в будущем — режиссер Рене Клер. Свое обучение Рубен Мамулян продолжил на юридическом факультете Московского университета. В то же время юноша стал посещать курсы Евгения Вахтангова в МХТ. С началом революции 1917 года Мамулян вернулся в Тифлис, а затем эмигрировал к сестре в Лондон, где и поставил свои первые работы в театре.
Мамуляну предложили работать в Париже, но его тянуло к американской культуре: в 1923 году художник, получив приглашение от Джорджа Истмена, перебрался в Рочестер. Режиссер ставил оперы для театра два с половиной года и, как позже вспоминал сам, именно в это время сформировались особенности его стиля и взгляды на искусство. Но Мамуляну хотелось большего — он мечтал попасть на нью-йоркский Бродвей.
Подлинное искусство против расовой дискриминации
Такой шанс вскоре выпал — Рубену Мамуляну предложили поставить спектакль по недавно опубликованному роману Дюбоза Хейворда «Порги» о жизни темнокожих рабочих в Чарльстоне. В конце 1920-х расовая сегрегация в США процветала: школы, кафе, транспорт и другие общественные места — все было раздельным. Режиссеры не хотели работать с афроамериканскими актерами, опасаясь трудностей. Но Рубен Мамулян, в том числе и под влиянием реформаторских идей Константина Станиславского, стремился к достоверности в своем спектакле, поэтому решительно отказался набирать труппу из белых артистов.
Режиссер отправился в портовый город, где и происходит действие пьесы, чтобы собственными глазами увидеть, как живут темнокожие, познакомиться с их традициями и народными песнями. В Чарльстоне Мамулян собрал труппу и целый месяц обучал актеров сценическому искусству. Репетиции продолжились в Нью-Йорке, и 10 октября 1927 года премьера «Порги» на Бродвее состоялась.
В успех затеи Мамуляна с привлечением темнокожих артистов изначально не верили, но уже на следующее утро после спектакля его окрестили победой американского театра — режиссер проснулся знаменитым. «Порги» совершила настоящую революцию: художнику удалось показать подлинное искусство американского юга — красоту танца и самобытное звучание музыки. Пьеса в ритме «симфонии шумов» поражала мощью массовых сцен. Ведущие театральные критики того времени — Перси Гемонд, Брукс Аткинсон, Александр Вулкот — оставили положительные отзывы о постановке, а режиссер Макс Рейнхард отмечал ее особый «магический блеск».
«Я не понимал, что делается вокруг меня. Люди как-то изменились, смотрели на меня другими глазами. Но самым приятным и трогательным было отношение актеров-негров, ставших теперь знаменитостями вместе со мной. Они души не чаяли во мне. Это было лучшей наградой»,
— вспоминал позже Мамулян. Спектакль сыграли более 367 раз — в США, Великобритании, Франции и Германии, причем везде с оглушительным успехом. «Порги» повлияла не только на карьеру режиссера, но и на все общество: художник привлек внимание Запада к проблеме дискриминации и заставил заговорить о духовных ценностях афроамериканского народа.
Тайна золотого свистка
На основе пьесы в 1935 году Театральная гильдия решила поставить оперу «Порги и Бесс», музыку к которой написал Джордж Гершвин. Премьерой руководил Рубен Мамулян, уже состоявшийся и как кинорежиссер: в тот же год он завершил работу над экранизацией «Ярмарки тщеславия» — фильм «Бекки Шарп» открыл эпоху цветного кино. Но несмотря на признание критиков и призы международных фестивалей, требовательный и неуступчивый Мамулян снискал славу «неудобного» режиссера: приглашать для работы над проектами его стали все реже. Последним фильмом должна была стать «Клеопатра» с Элизабет Тейлор, но съемки затягивались, Мамулян не был доволен сценарием и, не выдержав, в январе 1961 года ушел и из проекта, и из кино вообще.
Твердо отстаивавший свои идеи художник был «неудобным» не только поэтому — в США возникали трудности даже с его армянской фамилией. Но на предложения сменить ее на Линолеум или Мармон режиссер отвечал: «Если я имею заслуги, должны будут запомнить меня, ежели не имею заслуг, то имя не имеет никакого значения».
Талантливый артист привлекал внимание западной прессы также своими увлечениями и привычками. Однажды журналисты заметили необычную деталь в его образе:
«Занимаясь постановкой, Мамулян одевается не очень приглядно, ходит в простой рабочей одежде, обычно в синей шелковой рубашке. Только нелепым диссонансом представляется маленький браслет с золотым свистком, который он носит после постановки „Порги“. Однако свисток служит практическим целям. Его он использует, руководя массами или для вызова такси».
Тайну этого браслета режиссер раскрыл лишь спустя несколько десятилетий, в 1970-е годы. Оказывается, свисток художнику подарили темнокожие актеры во времена работы над «Порги» со словами:
«Мы Вас любим, потому что Вы нас любите. Когда с вами что-нибудь случится, свистите, и мы, черные, — около Вас».
Подготовлено по материалам: ra.am, peoples.ru
В оформлении обложки использовано фото со съемок фильма «Бекки Шарп». Источник: wallofcelebrities.com