Движение Роузи и женская военная служба: американские армянки во время Второй мировой войны
Пока мужчины воевали на фронте Второй Мировой, женщины не оставались в стороне. Оставляя учебу и домашнее хозяйство, юные американки шли работать на фабрики и заводы, чтобы помогать в производстве военного оборудования. Некоторые молодые девушки записывались в армию и занимали высокие военные должности. Конечно же, среди них были и американские армянки, чей вклад в победу невозможно переоценить.
Уже более десяти лет Американское движение Роузи рассказывает о невоспетых героинях, которые помогли победить во Второй Мировой войне. Их воплощением является Клепальщица Роузи. К 1943 году большая часть молодого мужского населения США была на фронте. Это привело в серьезной нехватке рабочей силы. В те времена работа делилась на мужскую и женскую. И место женщин было дома, а не на фабриках. Но поскольку Штаты производили две трети военной техники для союзников, то соблюдение гендерных ролей пришлось временно приостановить. Тысячи женщин по всей стране отправились работать на заводы и верфи по производству боеприпасов, самолетов и всевозможного военного оборудования.
Нет ни одного письменного свидетельства о женщинах, которые работали во время войны. Вообще, когда война закончилась, многих «Роузи» просто уволили, и они продолжили вести свою прежнюю жизнь. 1950-е годы в Америке были эпохой домашнего уюта и «счастливых домохозяек» — далеко от духа женской независимости, к которой призывала Клепальщица Роузи. Пока вклад этих женщин в победу десятилетиями игнорировали, их наследие оказало значительное влияние на современное общество и вдохновило борцов за женские права. Плакат Дж. Говарда Миллера с изображением Роузи, который висел на стенах завода «Вестингауз Электрик», стал символом расширения прав и возможностей женщин.
Одной из «Роузи» с «Вестингауза» была Роуз Басмаджян Шеленгян из Филадельфии. Окончив среднюю школу, Шеленгян отложила свою мечту о колледже, чтобы найти работу и помочь своему отцу — ветерану армии генерала Андраника. В 1943 году она нашла вакансию в турбинном подразделении фабрики «Вестингауз» на оборонном заводе в Пенсильвании. Будучи казначеем местного отделения Армянской федерации молодежи (АФМ), она оказалась в совершенно новой среде — на заводе полном тяжелого оборудования, на котором в основном работали молодые девушки. Как и у большинства из них, у Роуз не было опыта. Но она быстро научилась читать чертежи и работать с техникой. На фабрике было очень шумно, пыльно, и отсутствовал кондиционер — летом девушки пили солевые таблетки, чтобы не получить тепловой удар. Самым большим испытанием для Шеленгян стало управление токарным станком, с которым она работала месяц. На фабрике девушка носила балетки с широкими брюками — брюки она надела впервые в жизни. Они ей очень понравились, и Роуз продолжала их носить и после войны.
Но разрушать барьеры было непросто. Роуз призналась, что ей было стыдно за свою работу, потому что тогда она не считалась женской. Шеленгян была дочерью армянских мигрантов — общества, которое имело строгие традиции. В частности, юной девушке нельзя выполнять такую грубую и грязную работу. Поэтому Роуз не рассказывала об этом никому, кроме близких родственников. Секретность вообще была тогда превыше всего. Поэтому Шеленгян даже не знала, как все, что она изготавливала на заводе, использовали в военных действиях. Это также поспособствовало тому, что работа этих женщин стала невидимой.
Все изменилось в 2017 году, когда в одной американской газете опубликовали статью об Американском движении Роузи с объявлением о поиске женщин, которые работали на фабриках. Тогда же Шеленгян начала рассказывать свою историю, участвуя в подкастах и программах. Она умерла в 2020 году — за два дня до своего 96-летия. Роуз всегда скромно относилась к своей работе. Она говорила, что это меньшее, что она могла сделать, когда мальчики воевали за границей — включая ее будущего мужа, армянина Мартина Шеленгяна. Однако движение помогло ей по-новому оценить важность своей роли в истории.
При этом «Роузи» — это не только девушки, которые «клепали» — соединяли металлические пластины, которые использовали для создания самолетов, танков и кораблей. Сейчас «Роузи» — это любая женщина, которая работала в тылу — клерком или секретарем в правительственном учреждении или руководителем фермы или бизнеса, продолжая производство в период большого дефицита.
Женщины, которые во время войны были зачислены в армию, также заслуживают большего признания. Несмотря на то, что тогда им нельзя было непосредственно участвовать в боевых действиях, они взяли на себя другую военную работу, что позволило мужчинам отправиться на фронт. Это была инициатива Женского военного корпуса (ЖВК), созданного в 1942 году.
Элизабет Мардигян Саджян — еще одна армянка из Филадельфии и член Армянской федерации молодежи, которая откликнулась на призыв и дослужилась до звания сержанта. Спустя месяц подготовки Саджян назначили клерком-машинисткой в отдел закупок и контрактов на военную базу Форт-Детрик в Мэриленде. Армейское руководство, как и американское общество в целом, изначально выступало против военной службы для женщин. Однако из-за нехватки мужчин они были вынуждены взять девушек на работу. Генерал Дуглас МакАртур называл их своими «лучшими солдатами».
Мэри Магарян Аттарян, тоже из Филадельфии, присоединилась к женскому Военно-морскому резерву США. Она служила в штаб-квартире Потомакского военно-морского командования в Вашингтоне в качестве йомена третьего класса. После смерти президента Франклина Рузвельта ей выпала честь маршировать в его похоронной процессии вместе с другими участницами резерва.
Сью Сарафян Джел из Детройта также была членом АФМ. Она поступила на службу в ЖВК, и была назначена главным секретарем Главнокомандующего объединенными силами.
Анна Тер-Вартянян — также родом из Детройта — считала своим долгом присоединиться к службе. Вступив в армию вместе со своим братом и сестрой, она начала с ЖВК, а затем перешла в женский Военно-морской резерв. Как и другие женщины, оказавшиеся на службе, она подверглась насмешкам и оскорблениям. Однако это не остановило ее ни во время войны, ни после ее окончания. За свою карьеру она работала в Калифорнии и Нью-Джерси, в Перл-Харборе и в Париже. В 1959 году она стала первой женщиной, которая стала Мастером чиф-петти-офицером — это одно из высших званий Военно-морских сил США. После увольнения из военно-морского флота Тер-Вартанян стала специалистом по контрразведке в ЦРУ, где работала до 1991 году, а по контракту — до 2007 года, когда ей уже было за 80 лет. Ее похоронили на Арлингтонском национальном кладбище со всеми воинскими почестями.
Еще больше историй об армянках, которые участвовали во Второй Мировой войне, можно найти в книгах Ричарда Н. Демирджяна «Лица мужества» (The Faces of Courage) и «Триумф и слава: армянские герои Второй мировой войны» (Triumph and Glory: Armenian World War II Heroes). Там есть рассказы о женщинах-военнослужащих, которые пережили затопление кораблей и атаки камикадзе, а также работали медсестрами в самых дальних уголках мира — например, в Папуа-Новой Гвинее. Некоторые женщины служили криптографами — они расшифровывали вражеские коды.
Источник: The Armenian Weekly
Обложка: «Клепальщица Роузи», 1943 год. Художник: Норман Рокуэлл. Фото: Amazon