Реставраторы из Польши восстановили фильмы Сергея Параджанова и Марии Саакян
Как стало известно Армянскому музею Москвы, в Линкольн-центре Нью-Йорка в эти дни проходят показы армянских фильмов Сергея Параджанова и Марии Саакян. У американских зрителей есть возможность увидеть фильм Марии Саакян «Маяк» и три коротких метра Сергея Параджанова: «Киевские фрески» (1966), «Акоп Овнатанян» (1967) и «Арабески на тему Пиросмани» (1986) с английскими субтитрами. Уникальность виртуальных показов в том, что эти маленькие шедевры впервые отреставрированы с использованием новейших технологий. Продюсером проекта реставрации фильмов выступил американский режиссер и киновед Дэниел Берд (Daniel Bird).
Художник, сценарист и режиссёр Сергей Параджанов — гений советского кинематорграфа. Мировую известность ему принесли картины «Тени забытых предков» (1965) и «Цвет граната» (1968). Режиссёр считается одним из основателей «новой советской волны» и ярким представителем «поэтического кинематографа».
Мария Саакян — армянский современный режиссёр. Она окончила ВГИК, жила в Москве, Ереване и США. Снимала кино в России и Армении. В 2018 году в возрасте 37 лет Саакян скончалась от тяжёлой болезни. У неё осталось пятеро детей.
О трёх фильмах Параджанова
Короткие фильмы Параджанова названы специалистами «визуальными медитациями на тему искусства». Фантазия художника парит над реальностью, которую он перестраивает по своей воле, создавая кадры-коллажи, насыщенные культурными реминисценциями.
В «Киевских фресках» Параджанов, тбилисский армянин, много работавший в Украине, использует хронику послевоенного Киева. В сюрреалистических инсталляциях прочитываются мотивы войны, карнавала и эротики. Фактически, это смонтированные пробы к закрытому властями фильму Параджанова. Плёнка сохранилась лишь благодаря хитрости оператора Александра Антипенко, выдавшего эти 15 минут съёмок за свою дипломную работу.
«Акоп Овнатанян» — дань восхищения армянскому художнику-портретисту XIX века, работавшему в России и Иране. Параджанов с упоением воспроизводит портреты, исполненные Овнатаняном. Они полны изящества и благородства, в них ощущается влияние старинной армянской миниатюры. Тщательно подобранная народная музыка сопровождает удивительный киновернисаж.
Третий фильм показа — «Арабески на тему Пиросмани». Параджанов структурировал богатое живописное наследие грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани произвольно по главам. Эти новеллы посвящены как жанровым циклам, так и отдельным картинам самобытного мастера — яркого представителя наивного искусства. Параджанов вводит в повествовательную канву исторические фигуры, мифологических персонажей, сцены пиров и праздников, изображения животных и натюрморты.
О фильме «Маяк»
Российско-армянская игровая картина «Маяк» была снята Марией Саакян в 2006 году. Это её дебют. Безвременно ушедшая Саакян — талантливый режиссер, снявшей более пяти фильмов.
О чём фильм? О войне. Действие происходит на Кавказе. Конфликт вспыхивает после распада Советского Союза. Автор намеренно не называет конкретного адреса происходящих событий. Девушка Лена приезжает из Москвы в родной городок на Северном Кавказе, чтобы увезти подальше от ужасов войны своих бабушку и дедушку. Но по разным причинам она застревает в этом глухом краю, где грохочет артиллерийская канонада. Война для мирных жителей — это всегда трагедия, разрушенные семьи и дома. Постоянный страх смерти. И все-таки в фильме Саакян можно ощутить надежду на лучшее, во многом благодаря поэтическим кадрам величественной природы горного края. Фильм «Маяк» получил приз Союза армянских кинематографистов на Ереванском кинофестивале «Золотой Абрикос 2006».
О реставрации фильмов Параджанова и Саакян
Реставрация фильмов Параджанова и Саакян проведена польской компанией Fixafilm при финансовой поддержке лондонского фонда Kino Klassika. Fixafilm с 2012 года занимается визуальной реставрацией и постпродакшн. Фирму основали Войтек Яньо, Лукаш Церанка и Анджей Луцьянек — энтузиасты сохранения мирового кинонаследия. В послужном списке компании — 99 отреставрированных фильмов и 121 фильм, подвергнутый ремастерингу [ремастеринг — это переобработка уже сведенного ранее архивного материала. — Прим. ред.]. Сегодня компания в списке лидеров в своей профессиональной области в Европе. В Fixafilm провели реставрацию польской киноклассики. Это фильмы Анджея Вайды, Войцеха Хаса, Анджея Мунка, Анджея Жулавского, Валериана Боровчика. С 2018 года Fixafilm занята реставрацией короткометражных фильмов Сергея Параджанова, а в 2019 году эта программа была представлена на кинофестивалях в Роттердаме и в Нью-Йорке.
За последние восемь лет Fixafilm сотрудничала со многими национальными киноинститутами и архивами мира, включая Британскую киноакадемию, Линкольн-центр (США), Национальный центр имени Александра Довженко (Украина), Национальные киноцентры Грузии и Армении.
Ещё одна сфера деятельности компании — международный постпродакшн. В 2019 году Fixafilm открыла отделение в Лос-Анджелесе.
Источник: golos-ameriki.ru
Обложка: wordpress.com