Рафаил Капрэлян — лётчик-испытатель, установивший восемь мировых рекордов
Этот день в календаре. 15 мая 1975 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Рафаилу Капрэляну указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Учёба
Рафаил Иванович (Овнанович) Капрэлян родился 5 мая 1909 года в Баку. В 1926-м он окончил Бакинский промышленно-экономический техникум. В 1927–1929 годах учился в Азербайджанском политехническом институте, в 1932-м окончил Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). В 1932-м Рафаил Капрэлян работал инженером в Главном Управлении Гражданского воздушного флота, в 1932–1933-х — в ЛИИ ГВФ.
В 1934 году Рафаил Капрэлян окончил Батайскую лётную школу ГВФ. В 1934–1935 годах был лётчиком-инструктором Ленинградского института инженеров ГВФ. В 1935–1941-х работал пилотом в ГВФ (в Московском Управлении, в 1938–1940-х — в Китае).
Участник Великой Отечественной войны. Побег из плена
С июня 1941 года Рафаил Капрэлян начал службу в армии, участвовал в Великой Отечественной войне. В ноябре 1941 – марте 1943-го — командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника (14 вылетов), доставки грузов партизанам (18 вылетов), а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых (25 вылетов).
28 января 1942 года самолёт под управлением Капрэляна, выполнявший рейс в район Бухареста (Румыния), из-за сильнейшего обледенения совершил вынужденную посадку в районе города Кривой Рог (Днепропетровская область, Украина). Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев (Украина). В августе 1942-го Капрэлян совершил побег и пробрался к партизанам (район города Овруч Житомирской области, Украина), где воевал до 23 октября 1942 года, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943-го продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых.
В марте–мае 1943 года Рафаил Капрэлян прошёл переподготовку в Лётном центре Авиации дальнего действия. В мае 1943-го – феврале 1944-го — инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (Авиация дальнего действия). В марте 1944-го – мае 1945-го — командир 89-го транспортного авиационного полка. Рафаил Капрэлян перегонял на фронт С-47, В-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны он совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. С октября 1945 года майор Капрэлян ушёл в запас.
Служба после войны. Мировые рекорды
После войны Рафаил Капрэлян вновь работал пилотом Московского Управления ГВФ, а затем — заместителем начальника авиауправления Гидрометеослужбы СССР. В 1947–1950 годах был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Провёл испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке, ряд испытательных работ на самолётах В-25, Ли-2 и Ту-2. В 1950–1952-х — лётчик-испытатель на авиазаводе № 82 (Тушино), где испытывал серийные учебно-тренировочные самолёты УТБ. В 1952–1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.
В период с 1953-го по 1968 год Рафаил Капрэлян работал старшим лётчиком-испытателем Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) М.Л. Миля. Он поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-6, Ми-10 и Ми-10К. Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации, участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций.
Рафаил Капрэлян установил восемь мировых авиационных рекордов (из них один — вторым пилотом): в 1956-м — рекорды скорости (вторым пилотом) и грузоподъёмности на вертолёте Ми-4; в 1957-м — два рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1959-м — рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1962-м — три рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6.
Источник: warheroes.ru