Армянские символы в работах Рафаела Исраеляна. Часть I
На протяжении многолетней плодотворной деятельности архитектор Рафаел Исраелян был продолжателем традиций армянских мастеров Средневековья. Примером этому служат его многочисленные работы, которые можно увидеть по всей стране. Они заставляют камень «говорить» по-армянски.
Рафаел Исраелян — один из важнейших армянских архитекторов XX века. Современники признавали в нём талантливого многопрофильного художника, который интересовался всеми формами искусства Армении. Именно кропотливое изучение памятников древнего зодчества помогло ему освоить прогрессивные черты национального наследия. Левон Бабаян в монографии «Народный архитектор СССР» описывает это так:
К архитектурному творчеству Рафаел Сергеевич относился как к одному из важнейших искусств. При размещении помещений он учитывал необходимость обеспечить их функциональные связи и свои пространственные представления выражал в рисунках, на которых читалась основная мысль автора. Планы и разрезы здания в его проектах выполнялись так же высокохудожественно, как фасады и другие демонстрационные чертежи.
Проникнув в методику работы старых мастеров, Исраелян смог увидеть там самое ценное и актуальное, сумев в последующем творчестве синтезировать традицию и авангард.
Одним из самых выдающихся проектов Исраеляна является Памятник Возрождения в городе Апаран Арагацотнской области. Шедевр был возведён уже после смерти Рафаела усилиями его сына Арега Исраеляна, также архитектора.
Памятник Возрождения занимает особое место в армянской архитектуре. Благодаря уникальному дизайну сооружение увековечивает три важнейших события в истории армянского народа: Геноцид (1915), Великую Отечественную войну (1941–1945) и Битву при Апаране (1918). С помощью одного памятника, изображающего три разные страницы истории, Исраелян достиг архитектурной полифонии.
Монумент Возрождения возвышается на небольшом холме рядом с шоссе и хорошо виден издалека. Благодаря необычной работе с объемами, монумент имеет уникальные пространственные перспективы.
Южный и северный фасады гармонируют между собой и в то же время отличаются поразительными художественными контрастами. Приём типичен для стиля Исраеляна и применяется в других его масштабных памятниках. Интерьер и экстерьер монумента значительно различаются, хотя и взаимосвязаны. Этот подход, который считается одним из самых сложных в армянской архитектуре, требует большого дизайнерского искусства. Рафаел смог мастерски его воплотить.
Общий силуэт южного фасада напоминает полуразрушенную трёхнефную церковь. В каждой из арочных ниш изображен отдельный памятник. Монумент сочетает в себе прочность и элегантность. Такое впечатление создаёт ритм каменных поверхностей, которые поднимаются на разную высоту без чёткого порядка, подобно мечам, взмывающим высоко в воздух.
Обелиск в форме меча, установлённый в треугольном углублении, посвящён героической битве с турками при Апаране и придаёт всему памятнику величественность. Как с точки зрения художественных особенностей, так и со стороны содержания, между нишей и мечом существует выразительная связь: мы видим гармоничное и пропорциональное сочетание поверхностей с острыми углами.
Треугольная ниша, которая веками использовалась в армянской архитектуре для придания прочности сооружению, расположена в центральной, наиболее важной части. Установленный там меч создаёт ассоциативную связь с другими темами, воплощёнными на правой и левой сторонах памятника. Оба этих элемента служат образом силы.
Слева находится своеобразный мемориал, посвящённый Геноциду 1915 года, выполненный в форме хачкара. Он украшен растительным орнаментом, напоминающим Древо жизни, которое изображено с помощью элементов типичной армянской виноградной лозы. Она выглядит измождённой и беспокойной. В правом углу, на одной из ветвей дерева, сидит голубь мира, склонив голову, словно в глубокой печали. Эта композиция символизирует трагедию армянского народа.
Углубляясь в детали, мы обнаруживаем и жизнеутверждающий элемент, характерный для стиля Исраеляна: лист, обращённый вверх, к арке, надеющийся на возрождение. Размещение этого мемориала в арочной нише, напоминающей церковную апсиду, завершает задуманную архитектором идею: богослужение в память о невинных жертвах Геноцида армян.
Правая часть памятника, посвящённая апаранским армянам, погибшим во время Великой Отечественной войны, представляет собой простой четырехугольный каменный блок с розеткой в форме звезды в центре. Он ниже мемориала слева, но это не нарушает равновесия общей композиции благодаря акцентированному углублению, которое украшено арками, следующими друг за другом в несколько рядов. Такое многорядное расположение арок можно встретить и в других армянских орнаментах: оно символизирует то, что в Великой Отечественной войне участвовали несколько народов. Постоянно поддерживая диалог между правым и левым крылами памятника, Рафаэлу Исраеляну удалось идеально создать асимметрию внутри симметрии.
В общей композиции можно заметить еще одну тонкую деталь, выражающую этот диалог: фигуры в форме мечей на вершине мемориала в виде креста, посвящённого Геноциду, являются самыми низкими из всех возвышающихся элементов. Это заставляет зрителя увидеть скорбь.
Наиболее ярко «полёт» мечей виден в той части памятника, которая символизирует победу в битве при Апаране в мае 1918 года. В центральном и правом крыле каждая из этих стен украшена одним орнаментом, в то время как стены рядом с частью, посвящённой Геноциду, совершенно голые: вместо этого в месте преломления двух поверхностей есть небольшое углубление в форме скоса.
Таким образом, южный фасад памятника имеет чётко различимый силуэт с богатыми деталями и частями разной высоты. Если смотреть на него издалека, он гармонично смешивается с окружающей природой. Подходя к нему ближе, вы ощущаете его обособлённость: как в конструктивных элементах, так и в мельчайших деталях декора.
Подобно средневековым армянским мастерам, Исраелян представляет орнаменты в красноречиво-поэтической манере. Два орнамента верхней части вырезаны как бы в общем движении, создавая единую динамическую композицию.
В северной части памятника художественно воплощён бескомпромиссный дух армян Апарана, победивших в 1918 году врага. Она выглядит довольно абстрактно, поскольку полностью основана на интонационных акцентах. Лаконичный и строгий фасад, выдержанный в классическом модернистском стиле, неожиданно контрастирует с южным фасадом. В этом отношении северный фасад представляет архитектуру внешнего пространства, являясь так называемым экстерьером памятника. Он выглядит как группа каменных мечей, взмывающих высоко в воздух, словно сталактиты. В экстерьере выделяется только вырезанная надпись: «Вечная слава героям, павшим за свою Родину».
Рафаел Исраелян был очень современным архитектором. Он делился подходами и методами с такими деятелями искусства, как Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто и Марио Ботта. Человек яркой индивидуальности, он никогда не ограничивался простым заимствованием. Его работы, которые особенно отличаются ярким выражением национальных особенностей, полны новаторства. Созданные Исраеляном художественные образы отсылают к глубинам армянской культуры.
На крутом каменистом участке по соседству с памятником Возрождения можно увидеть белую надгробную плиту, на которой выгравированы три буквы: «Дро». На первый взгляд, она ничем не отличается от многочисленных камней в окрестностях, покрытых белым мхом, с той лишь разницей, что имеет форму пирамиды. Атмосфера, окружающая этот мемориал, пропитана смирением. В могиле хранятся останки национального героя Драстамата Канаяна «Дро», организатора и руководителя героической битвы при Апаране (они были перевезены в Армению из Бостона в 2000 году).
Мемориал, увековечивающий память военачальника, был спроектирован архитектором Ашотом Канаяном, одним из его родственников. Скромные размеры также являются знаком уважения и благодарности к памятнику, спроектированному Исраеляном.
Источник: David Stepanyan. Monuments speaking Armenian
На обложке: Рафаел Исраелян в Сардарапате. Источник