Редакция

«Проскинитарий» иеромонаха Арсения (Суханова), или Как армянская вера удивила русского старца

Редакция
«Проскинитарий» иеромонаха Арсения (Суханова), или Как армянская вера удивила русского старца

В середине XVII века русский иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов) был отправлен царём Алексеем Михайловичем на Восток для изучения обрядов церкви. В результате путешествий ученого благочестивого старца в разные страны был создан своеобразный отчёт царю о результатах путешествий. Назывался он «Проскинитарий» («Поклонник»).

Старец Арсений. Источник: Гроссе О.И. «По следам находок и утрат» / составитель Р.Т. Пересветов, издательство Советская Россия, 1963 г.

Старец Арсений. Источник: Гроссе О.И. «По следам находок и утрат» / составитель Р.Т. Пересветов, издательство Советская Россия, 1963 г.

Писатель Давид Юрьевич Бекназарян в книге «Армения и армяне глазами путешественников XIV–XX веков» пишет, что «Проскинитарий» интересен, в первую очередь, формой, в которой изложены мысли старца. «Наблюдательность автора проявилась в несколько необычных для паломнической литературы деталях. При чтении „Проскинитария“ трудно удержаться от мысли, что перед тобой не просто хождение, но и подробный отчёт разведчика».

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме, 1715 год. Источник: beliaeva-t.livejournal

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме, 1715 год. Источник: beliaeva-t.livejournal

В «Проскинитарии» содержатся главы, где иеромонах Арсений подробно описывает встречи греческого и армянского духовенства, их богослужения и обряды, во что были при этом облачены священники. Видно, что его немало удивляют дружеские отношения греков и армян. Ведь армян тогда, по наущению тех же самых греков, на Руси считали еретиками. В Иерусалиме же Арсений увидел совсем иное — греки не просто обедали с армянами, но и молились в храмах, а греки даже целовали руку армянскому патриарху (сам Арсений не стал прикладываться к руке). Его также удивила набожность и благочестие армян. Одним из итогов поездки старца в Иерусалим, Грецию и Эрзерум стало изменение мнения об армянах и апостольской вере.

Автограф старца Арсения. Источник: Гроссе О.И. «По следам находок и утрат» / составитель Р.Т. Пересветов, издательство Советская Россия, 1963 г.

Автограф старца Арсения. Источник: Гроссе О.И. «По следам находок и утрат» / составитель Р.Т. Пересветов, издательство Советская Россия, 1963 г.

В главе 20 «Проскинитария» Арсений описывает армянскую службу в Храме Гроба Господня

Вид часовни Св. Гроба в Храме Гроба Господня в Иерусалиме снаружи и изнутри. Гравюра XVII в. из изд.: J. B. Nolin. La Terre Sainte autrefois terre de Chanaan et de Promission divisée selon ses douze tribus

Вид часовни Св. Гроба в Храме Гроба Господня в Иерусалиме снаружи и изнутри.
Гравюра XVII в. из изд.: J. B. Nolin. La Terre Sainte autrefois terre de Chanaan et de Promission divisée selon ses douze tribus

«…В 17 день после полудня церковь великую открыли. Армянский патриарх большой Великой Армении, от Эчмиадзина, а с ним другие были два патриарха армянские. И как пришло время вечерни, встречали патриарха армянского армяне, облачась, многие с образами, с хоругвями, с кадилами и с пением; и войдя в церковь, патриархи армянские первые целовали камень, где Христа в саван клали, потом пошли в свои пределы, и, облачась, после своей вечерни пели литонию, что есть вход; перед ними несли хоругви многие; на них же шитые образы; потом шли многие в стихарях с уларём, а на голове у всех шапки, яко скуфьи, златые шитые и кованные серебряные позолоченные, в наверху тех шапок кресты утверждены; и один впереди идя, пред ними бьет малым бильцем в кандию маленькую звонкую; потом другие четыре из них бьют край о край — как блюда медные сделаны; а всякий несёт по два блюда; потом пять рипид [опахало — Прим. ред.]; по них идут в фелонях [вид богослужебной одежды — Прим. ред.]; а поют все на своём языке; а в кандию и в блюда ударяют в глас пения, как в кимвалы; а громко очень, и глас рассыпается, как кимвальные струны; и как ударяют с пением в такт и согласно гораздо, то с пением не отлично немало; а держат их за ремень, проколото блюдо в дне и продето сквозь. А за ними идут патриархи в фелонях золотых, а под фелонем стихарь и патрахель и поручии пояс и палица, как и у нас; на голове скуфейка золотая, а сверх скуфьи, вместо короны, митра высокая римская, а на плечах ожерелье жемчужное, как оплечье на ризах, а не на платье пришито и не на самой шее, но сверх риз. А в шапке высокой под ожерельем два хвостика поддеты, якобы тороцы. Так же и прочие патриархи, только без ожерелий и омофоров [длинная лента с изображением крестов — Прим. ред.] ; а посохи у всех как греческие и в руках кресты.

Иллюстрации: 1) Проскинитарий Арсения Суханова, издание XIX века. Источник: НЭБ
2) Предисловие к Служебнику с упоминанием поездки Арсения (Суханова) на Афон. М., 1655. С. 30–31. Источник:
Pravenc

Идя, народ крестом осеняет только великий патриарх; а крест держит полотенцем кисейным. А перед великим патриархом несут два человека, распростерши, полотно золотое, от самых дверей, где его встречали. И так ходили по всем святым местам, только в соборную церковь не входили, где патриарх греческий служил, а на всех тех местах читают Евангелие.

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Литография Louis Haghe по рисунку David Roberts, 1842 год

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Литография Louis Haghe по рисунку David Roberts, 1842 год

На Голгофе великий патриарх после чтения Евангелия проповедь долго говорил, а люди все сидели на коленках; и как говорит, люди многие армяне слушают с безмолвием и со слезами, и сам патриарх плачет, указывает рукою мало приоборотясь на Голгофу, где распят был Христос. Арсений же с греками повременя пошли из церкви вон, поцеловав Гроб Христов и Голгофу.

Распределение Храма Гроба Господня в Иерусалиме между конфессиями. Гравюра L. Dower из книги George Williams. «The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem», 1845 год

Распределение Храма Гроба Господня в Иерусалиме между конфессиями.
Гравюра L. Dower из книги George Williams. «The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem», 1845 год

В 19 день, после обедни прислал патриарх армянский к Паисию патриарху даров четыре атласа. Того же дня у вечерни патриарх был у праздника Евоимия великого…»

Подготовлено по материалам книг Д.Ю. Бекназаряна «Армения и армяне глазами путешественников XIV–XX века» (Москва, 2013 г.) и Гроссе О.И. «По следам находок и утрат» (составитель Р.Т. Пересветов; Советская Россия, 1963 г.)

«Проскинитарий» иеромонаха Арсения (Суханова), или Как армянская вера удивила русского старца