Армения в дневниковых записях великого композитора Сергея Прокофьева

Армения в дневниковых записях великого композитора Сергея Прокофьева

Сергей Прокофьев — выдающийся композитор, пианист и дирижер. В 1918 году Прокофьев уезжает из России и долгое время живёт и работает в Америке. Много гастролирует по городам США и Европы, живёт в Париже. Периодически возвращается и в СССР, но только с концертами. В одну из поездок в СССР Прокофьев на три дня приезжает в Армению. Разумеется, даёт концерт в Ереване, кроме того, знакомится с природой и особенностями армянской культуры. Три дня Прокофьева в Армении — в материале Армянского музея Москвы.

«14 мая 1933 года
Все утро едем, вдали красиво — горы, но край унылый и пустынный. Поезд идет вблизи турецкой границы, что я упустил из виду, когда на станции вышел и снял какого-то стрелка. Меня местное ГПУ пригласило объясняться, а затем отобрало пленку, говоря, что по проявке вернут, если там действительно ничего предосудительного не снято.

Днем Ереван и облако пыли. Нас встречают и везут на извозчике, город в километре или двух; всюду строительные материалы, жалкие лачуги, ухабы и пыль без конца. Сам город строится, но дома некрасивые, мостовые проблематичны. Построили один эффектный комиссариат из розового туфа, но затем вышел декрет, что туф — это предмет экспорта, и другие здания пришлось отменить.

Говорят, население в тридцать тысяч выросло до ста тридцати, приплод от турецких армян, которые бегут из Турции, и большинство пришедших вступает в коммунистическую партию: национальность стала причиной для вступления в Интернационал. Делаются нечеловеческие усилия, чтобы построить новый город, который, вероятно, со временем будет очень хорош, но пока что срубили все сады и завалили их строительными материалами.

Ввиду невозможности гостиницы нас поместили в частную квартиру, очень скромную, в комнате чисто, но лишь с относительным комфортом. Пташка* раскисла и легла, а я ходил в Дом культуры, к директору местной филармонии, который угощал меня обедом и местным вином, и где собрались армянские композиторы, среди них Кушнарёв, которого я знаю ещё по Ленинграду в 1927 году».


«15 мая 1933 года

Спим плохо, дико орал ребенок в соседней комнате: некстати ввиду сегодняшнего концерта. Ребенок — дочка пятнадцатилетней матери, и кричит от недостатка соответствующего питания. Купили ему кило рису. Утром любуемся Араратами, Большим и Малым, прямо против балкона. С большим опозданием прибыл за нами автомобиль, который достал у местного правительства директор филармонии Македонский. Поехали на озеро Севан в шетидесяти семи километрах, куда ведет вполне приличное шоссе.

Иван Айвазовский, Вид на озеро Севан, 1869
Источник: fabergemuseum.ru

Озеро огромное, километров семьдесят в длину и лежит на высоте почти два километра. На моторной лодке мы добрались до небольшого островка, на котором был раньше монастырь, а теперь дом отдыха. С небольшого и гористого островка чудный вид на все четыре стороны. Очень хороши две церковки IX века, внутри опустошенные.

В озере много форели, но все для экспорта, и лишь с большим трудом, после объяснений, нам делают исключение и варят две огромные и очень вкусные форели, которые едим руками за отсутствием других приборов.

Ерануи Асламазян, Вид на Ереван и Арарат, 1959
Источник: vk.com

Возвращаемся в Ереван, я сплю, а в девять часов сижу уже во фраке. Но за мною присылают лишь без десяти десять: искали извозчика и не могли найти. Ждущей же публике объявляют, что Прокофьев устал после посещения озера Севан и спит. Я возмущен и хочу протестовать. Концерт проходит вроде как в Тифлисе: небольшой зал, публика битком, слушает внимательно и раскачивается к концу. Ввиду жары и духоты открыты окна и слышно, как со звоном и грохотом проносится трамвай — единственная линия в городе. Если пьеса позволяла, я останавливался в этот момент.

Меружан Хачатрян, Натюрморт с угольным утюгом и с дудуком, 2007
Источник: artnow.ru

После концерта идём в кафе-подвал, где нас угощают чаем, печеньем и мороженым. Туда же приглашены местные народные музыканты, которые играют на «дудках» (коротенький гобой, который однако в piano переключается на большой мягкий кларнетный или флейтный тембр) и на «тарах», род мандолины, отсюда гитара. Кушнарев объясняет, что в той музыке есть персидское влияние, и меня поражает, как много отсюда Римский-Корсаков почерпнул для «Шехеразады», не только в мелодике, но и в приемах».

Меружан Хачатрян, Саз, Тар И Каманча , 2007
Источник: artnow.ru

«16 мая 1933 года

Сегодня поевший риса ребенок не кричал, но с семи часов утра чинили балкон и дико лупили молотками. Ввиду того, что вчера легли в два, не выспались. Опять прислали правительственный автомобиль, и с Кушнаревым в качестве гида поехали в Эчмиадзин, монастырь IV века и резиденция армянского католикоса, которого советское правительство, несмотря на антирелигиозные чувства, оставляет в покое, находя полезным, чтобы связующее звено всех армян находилось в Союзе. Впрочем, земли у него реквизировали и он живет посылками из-за границы. Самих монахов оставили человек двенадцать.
Одна монахиня (игуменья), которой девяносто лет, пригласила нас зайти в келью, просторную, с окнами в сад. Но разговоры ее были о житейских дрязгах, и не без тщеславия она предлагала обратить внимание на её портрет в музее (она очень красива на портрете). В музее нам показали старинные армянские книги с чудесными рисунками и несколько картин Айвазовского (это неважно). Кушнарев, человек чрезвычайно симпатичный и знающий, рассказал ряд легенд (переписка одного армянского царька с Иисусом Христом).

Григорий Гагарин, Эчмиадзинский монастырь (два вида), 1847
Источник: otzyv.ru

Затем мы зашли на восточный базар и в облаках пыли вернулись в Ереван. В девять часов вечера выехали обратно в Тифлис, провожаемые Македонским, любезным, но постоянно всё путающим, и молодым заведующим Главискусства.

Пленку мне однако не успели вернуть и обещали дослать; или вовсе не собирались. Главискусство уговорил не обращать внимания: «Это в километре от границы, и они относятся несколько нервно». Я обратил его внимание на клинописную доску под открытым небом, тогда как копии Айвазовского в музее».

 

* Пташкой Прокофьев ласково называл свою жену-испанку, с которой они познакомились в США, Лину Кодину.

Материалы подготовлены Екатериной Титовой, создательницей телеграм-канала Сергей Сергеевич
Фото на обложке — music-fantasy

Армения в дневниковых записях великого композитора Сергея Прокофьева