Как князь Абамелек-Лазарев и художник Василий Поленов на Восток ездили

Как князь Абамелек-Лазарев и художник Василий Поленов на Восток ездили

В 1881–1882 годах Василий Поленов вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым совершил свое первое путешествие по странам Ближнего Востока: Египту, Палестине и Сирии. Целью поездки для художника был сбор материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?")». В Египте они пробыли около двух месяцев, изучая древние памятники культуры этой страны. Примерно столько же путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Их маршрут проходил также через Киев, Румынию, Болгарию и Константинополь, а на обратном пути они на несколько дней остановились в Афинах. Армянский музей Москвы публикует фрагмент главы «Я уже так давно мечтал об нем…» из трехтомного труда «Мир Василия Поленова. Россия. Европа. Восток».

Василий Поленов. Константинополь. Эски-Сарайский сад. 1882
artguide.com

Поездку зимой 1881–1882 года организовал князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1857–1917), один из самых богатых людей России, не только крупный промышленник и учёный, открывший первый из известных в наши дни таможенный закон, но и меценат. Семен Семёнович, продолжая дело рода Лазаревых, выступал попечителем армянских церквей в Москве и Санкт-Петербурге, завещал Лазаревскому институту один из своих домов в Армянском переулке, покровительствовал раскопкам Звартноца и помогал армянским беженцам во время Геноцида.

Сопровождал Абамелек-Лазарева в поездке историк искусства и археолог Адриан Викторович Прахов (1846–1916). К ним и присоединился Василий Дмитриевич. 8 ноября 1881 года он писал Прахову из Москвы:

«Дорогой Адриан Викторович, сегодня узнал я от Саввы, что Вы собираетесь в странствование на Восток, правда ли это? Я ведь тоже имею намерение предпринять такое же путешествие, и если почему-либо это не расстроит Ваших планов, то я был бы несказанно рад совершить его вместе с Вами. Прошу Вас написать мне два словечка, но совершенно откровенно, подходит ли Вам это или нет, для меня это было бы совершенным обновлением. <…>
Искренно любящий Вас.

В. Поленов»

Письмо Адриану Викторовичу Поленов написал 8 ноября, а 6 декабря был уже в Египте. Впечатлениями Василий Дмитриевич делился в письмах, которые отправлял в Россию и сберегал в этюдах. Это главные источники о поездке, в них — искренние и непосредственные эмоции от путешествия. В одном из писем читаем: «Я уже так давно мечтал об нем [путешествии на Восток], что теперь, когда мечта многих лет начинала осуществляться, я не верил такой удаче, смотрел на себя как на постороннего человека и завидовал ему».

Василий Поленов. Храм Изиды на острове Филе. 1882
artguide.com

 «…Оправившись немного, мы первым делом отправились в Стамбул, т. е. древний город, собственно Византию, впоследствии Константинополь. Проехав по мосту через Золотой Рог, поднявшись грязными, плохо вымощенными улицами Стамбула, мы очутились на холме, на котором стоит Айя-София (Святая премудрость) и на котором стояли прежде дворцы византийских императоров, гипподром и т. д. Теперь на этом холме находится дворец султанов (Эски-сарай), очень бездарная постройка с сокровищницей, с удивительным фарфоровым арабским киоском. Султаны больше не живут в этом дворце, он стоит уныло, уединенно и заброшенно. Впрочем, в этом вся его прелесть. Чудный холм, с него, как на ладони, перед тобою расстилается часть Стамбула, Золотой Рог, Пера, Галат, Босфор… Мраморное море, Принцевы острова, высокие голубые горы, азиатские берега и далеко за ними, в облаках, Олимп вефинский, покрытый снегом. На первом плане кипарисы, лавры, платаны, пинии. И вся эта панорама, как по заказу, осветилась до этих пор скрывавшимся солнцем. Чудная картина. <…> Я не помню более величественного и художественного впечатления от архитектоники. Ни Пантеон, ни храм Петра, ни Кёльнский собор не могут сравниться с свободным полетом мысли, создавшим этот храм. Потом, осматривая подробности, встречаешь полуграмотные места в архитектурных частях, а особенно в строительной технике, но замысел и удача вылившегося целого изумительны. Описывать трудно, не берусь, надо самому видеть, чтобы иметь понятие. <…> Чудный храм. Жаль, что мозаичные изображения закрашены желтой краской, подражающей золоту, но совсем не передающей его, она тяжелит верхнюю часть здания и наскучает глазу. Воображаю себе, что это за красота была, когда все мозаики были целы и играли своими гармоническими переливами. Все, что я до сих пор видел в области архитектоники, не имеет того размаха личного творчества, как Айя-София. Гениальные художники были ее строители, Исидор и Анфимий — великая им слава»

Василий Паленов. Баальбек. Развалины храма Юпитера и храма Солнца. 1882
artguide.com

6 декабря на подходе к Александрии Василий Дмитриевич в восторге записал: «На востоке занималась заря, южнее виднелась черная полоска материка… Африка! Твердая земля! Мне казалось, что я первый открываю эту сказочную страну. <…> Показался Александрийский маяк, стоящий на месте древнего Птоломеевского Фароса, одного из семи чудес света по признанию греков. Виднеются пароходы, подходящие и уходящие из Александрии. <…> Наконец, взошли в великолепный Александрийский порт… Я в Египте!».

Из Александрии путешественники на поезде возвратились в Каир, далее на почтовом пароходе отправились на юг, в Асуан. Затем путешественники посетили Саккару и Абусир, а потом направились в Порт-Саид, чтобы сесть на пароход до Яффы. Оттуда отправились в Иерусалим, где остановились на русском подворье. Следующие два дня путешественники осматривали достопримечательности Иерусалима: побывали у Стены Плача, на Храмовой горе у мечети Омара, которая произвела на художника сильнейшее впечатление.

Василий Поленов. Церковь св. Елены. Придел храма Гроба Господня. 1882
artguide.com

Из Иерусалима Поленов и его спутники отправились верхом через Иерихон к Мертвому морю, а оттуда повернули на север, в сторону Да-маска. В столице Сирии группа разделилась. Прахов и Абамелек-Лазарев решили сначала осмотреть Пальмиру, а затем уже ехать в Ливан, Баальбек, а Поленов направился туда сразу: побывал в Назарете, Тивериаде, Иорданской долине, Самарии.

Абамелек-Лазарев вспоминал: «Город Баальбек довольно большой, есть базар. <…> Мы здесь снова соединились с Василием Дмитриевичем Поленовым, проехавшим Сирию от Назарета до Баальбека через Баниас и Дамаск один, пока мы съездили в Пальмиру. Сейчас же мы с ним отправились осматривать город и руины… Дошли до Акрополя, прошли сквозь ворота в колоссальный подземный ход, стены которого до известного места стесаны, а затем оставлены недоделанными. Вообще в Баальбеке все здания сохраняют следы, что они недоделаны, т. е. никогда не были окончены».

В Бейруте путешественники провели пять дней, потом на пароходе отправились в Афины. Затем — в Турцию, и в начале апреля 1882 года Поленов вернулся в Россию.

Елена Каштанова, Мир Василия Поленова. Россия. Европа. Восток —artguide.com
На обложке: Василий Поленов. Храм Изиды на острове Филе. 1882 — artguide.com

Как князь Абамелек-Лазарев и художник Василий Поленов на Восток ездили