Урартский пантеон: иерархия древних божеств

Урартский пантеон: иерархия древних божеств

О некогда древнем государстве Урарту наука узнала по историческим меркам довольно поздно — лишь в начале XIX века. И хотя на протяжении почти двух сотен лет ученые тщательно исследуют сохранившиеся артефакты, не все тайны древнего народа удалось разгадать. Одна из подобных загадок — изучение пантеона урартских богов. В статье рассказываем о том, откуда мы знаем об урартских верованиях, о женских и мужских божествах урартского пантеона, а также о главных атрибутах этих божеств.

Историческая справка

Ванское царство существовало на территории Армянского нагорья Передней Азии с IX по VI век до н.э. Центр государства находился в районе озера Ван, название которого этимологически восходит к Биайни(ли), к термину, известному по клинообразным урартским надписям. Им, как правило, обозначалась центральная часть государства. Наряду с этим термином, часто используется название «Урарту», фонетическая форма которого не до конца ясна. Государство существовало недолго, но было могущественным, имело влияние на многие страны: в особенности на расположенные в северной части Передней Азии и в Закавказье. Однако говоря о влиянии, нельзя забывать о том, что это всегда взаимный процесс. Особенности культур ассимилируются вопреки желаниям государств, их политике. Судьба Ванского царства связана со многими территориями, и отражение этих связей, соприкосновений различных культур прослеживается в урартских верованиях.

Источники сведений об урартских верованиях

О религии Ванского царства мы знаем благодаря двум источникам — урартским клинообразным надписям и сохранившимся памятникам изобразительного искусства. Среди надписей центральное значение имеет надпись в нише скалы «Мхер-Капуси» (или Мгери-Дур) около Вана. Содержание этой надписи — наиболее полный список урартского пантеона богов. Рядом с именами зафиксировано количество приносимых богам жертв. В список вошли не только центральные урартские божества, но также боги завоеванных областей и городов, боги соседних народов и боги, связанные с тотемистическими и анимистическими представлениями (возвращаясь к взаимовлиянию). Благодаря этому списку мы знаем о глубоко иерархическом религиозном сознании урартов. Боги расположены «по важности» и это определено количеством жертвенных животных.

Пантеон «Мхер-Капуси»

Обратимся к списку. Он состоит из 79 имен, рядом с именем божества указано количество жертвенных животных. В качестве жертв урарты использовали быков и овец.

Георгий Александрович Меликишвили выделил шесть групп божеств: по количеству жертвоприношений и по занимаемым в надписи местам. Первые три группы, а также и первые в списке имена, — божества мужского начала, остальные три — женского. Причем количество мужских божеств соответствует женскому. В связи с этим можно предположить, что супруги были не только у божеств первой группы (так как религиозное сознание урартов иерархично, то первая группа — наиболее значимые в жизни народа божества, расположение по принципу от высшего к низшему), но и у всех остальных. Кроме имен божеств в записи «Мхер-Капуси» зафиксированы так называемые «святыни» и тоже в группах. Группы «святынь» объединены под одними понятиями. Например: оружие бога Халди, ворота бога Тейшебы.

Женские божества в урартском пантеоне

Ранее отмечалось, что мужские и женские имена божеств параллельны друг другу. Это значит, что каждому божеству с мужским началом соответствует божество женское. Например, богу Халди соответствует Уарубаини (Арубаини) — верховная богиня урартского пантеона, покровительница плодородия, растительности, ремесел. Часто она изображалась сидящей на троне — с веткой в руке, или стоящей перед Халди со штандартом в руке и козленком у ног. Супруга бога ТейшебыХуба, соответствует хурритской богине Хебат — жене Тешуба «владычица небес». Тушпуеа — супруга Шивини, Борис Борисович Пиотровский рассматривает ее как богиню солнца. Образ Тушпуеа изображается в украшениях урартских котлов в виде птицы с торсом женщины и с диском между крыльями. Предположительно, Тушпуеа была богиней зари [5].

Урартская триада божеств

Обратимся к началу списка «Мхер-Капуси» и найдем имена Халди, Тейшебы и Шивини. Это известная триада урартского пантеона, ее верховные боги. Каждому из богов присущи свои атрибуты и города как центры поклонений. Халди — главное божество, по некоторым источникам, бог неба. Он упоминается первым на надписи «Мхер-Капуси» (с внушительным количеством жертвенных животных — 17 быков, 34 овцы). Сведения о военных победах урартов часто принимают форму обращения (реляции) царя к богу Халди. Божество также нередко встречается и на других урартских клинописных текстах в первых строках. Бог Халди изображается в человеческом облике, стоящим на льве, атрибуты и символы божества неизвестны. Город Мусасир, находившийся между реками Большой и Малый Заб, был центром почитания Халди. Вторым по значению верховным божеством был Тейшеба — бог грома, бури, природной стихии. Главными урартскими культовыми центрами Тейшебы были города Кумену и Эридия. Чаще всего он изображался стоящим на быке. Известно много изображений этого божества в виде бородатого мужчины, благословляющего левой рукой, в правой же держащего над собой крылатый круг. Третье божество — Шивини, бог солнца с индоевропейскими корнями. Религиозными центрами Шивини были города на побережье Ванского озера — Тушпа и Уишини. Это обстоятельство, а также хеттские представления о том, что «солнце восходит из восточного моря», то есть из озера Ван, имеют параллель в мифе о солнце, сохранившемся в армянской традиции, в котором рассказывается о восходе солнца (Арэв) из озера Ван, в водах которого находится опочивальня Арэва. Этим мифом объясняется и тот факт, что под понятием «бог города Тушпа» подразумевалось не главное божество Ванского царства — Халди, а Шивини. На кармирблурском поясе он изображен в облике коленопреклонного длинноволосого юноши, держащего над головой крылатый диск солнца. На некоторых поясах Шивини изображен стоящим на коне и стреляющим из лука. Символами Шивини были: крылатый диск солнца, конь и свастика. С культом бога солнца связываются те изображения священных деревьев, которые увенчаны крылатым диском солнца, что находит аналоги в армянских верованиях.

Изображения: Пиотровский Б.Б., Ванское царство (Урарту), М.,— 2013.

Для записи имен Тейшебы и Шивини в урартском письме использованы ассирийские идеограммы богов Адада и Шамаша, в то время как имя Халди всегда выписывается фонетически. Некоторые исследователи принимают во внимание этот факт как указание на то, что бог Халди изначально был местным, исконным урартским богом и, по всей вероятности, богом одного из завоеванных племен, вошедших в Урартское государство. Следует отметить, что бог Халди почитался также и в пограничных районах Ассирии. На это указывают такие ассирийские теофорные имена, как Халди-насир (Халди-хранитель), Халди-ибни (Халди создал), Халди-этир (Халди спас), Халди-илаи (Халди — мой бог), обнаруженные в документах и письмах.

Триада в некоторой мере отражает три культурно-этнических элемента в религии Ванского царства, их представление об устройстве вселенной как о вертикальной структуре. Под понятием «горы» подразумевались бог Халди и небо, под понятием «долины» — бог Тейшеба и земная твердь, под понятием «моря» — Шивини и подземное царство, что соответствует представлениям хеттов, у которых понятие «море» связывалось с культом солнца и подземным царством, «глубокие долины» — с земным миром. А «высокие горы» — с верхним миром (небо).

Изображения: Пиотровский Б.Б., Ванское царство (Урарту), М.,— 2013.

Подготовила Диана Карабанова

Источники:
1. Пиотровский Б.Б., Ванское царство (Урарту), М.,— 2013.
2. Меликишвили Г.А., Урартоведческие заметки, М., — 1951.
3. Меликишвили Г.А., К вопросу о древнейшем очаге урартских племен, М., — 1947.
4. Капанцян Г.А., Об урартском божестве Шебиту, Ереван, — 1947.
5. Амаякян С. Г., Государственная религия Ванского царства, Ереван,— 1990.

Урартский пантеон: иерархия древних божеств