Пастушеская тема в урартской живописи Эребуни
Урартийским художникам не чуждо было чуткое видение красоты природы. Они изображали окружающий их мир с любовью и вниманием к деталям. Об этом свидетельствуют сохранившиеся росписи Эребуни. Виноградная лоза и гранатовое дерево — излюбленные элементы орнаментальных узоров и сюжетных композиций в живописи древних художников Эребуни. Первыми это заметили советские исследователи урартийского искусства — искусствовед Светлана Ходжаш и археолог Константин Оганесян.
В пользу того, что урартийских художников вдохновляла Араратская долина и окружающие её горы, говорит одна из наиболее хорошо сохранившихся росписей, на которой изображен пожилой и низкорослый пастух, несущий на руках ягненка с тонкими, бессильно вытянутыми ножками. Две сторожевые собаки с черной густой шерстью помогают пастуху следить за стадом овец. Композиция выстроена в двух регистрах. Стадо разбито на две сбившиеся внизу и вверху группы. Объединяет овец — фигура пастуха. На пастухе длинное голубое одеяние, отороченное каймой, голубая повязка на черных волосах. Лицо безбородое с крупным носом и маленьким подбородком. Большие чёрные глаза глядят прямо на зрителя.
Во второй аналогичной композиции мы видим уже высокого стройного юношу — он также держит ягненка на руках. На голове — царский убор. Это может быть отражением того, что урартийские цари называли себя «пастырями, достойными удивления». На привязи он держит тонкомордых охотничьих собак. Подобные изображения человека, несущего на руках ягненка, широко распространены в искусстве древнего Междуречья.
В Эребуни было найдено в советские годы еще множество фрагментов с изображением стада, пастухов, идущих среди животных или погоняющих их. Встречаются изображения ягнят, отдыхающих на лугу, коров, щиплющих траву, и других сельскохозяйственных мотивов.
В Лувре есть клинописная табличка, описывающая поход Саргона против Урарту в 714 году. В ней упоминается принесение в жертву богам быков и баранов. Ходжаш сообщает, что пишется о подобных жертвоприношениях и в урартийских текстах.
Из ряда фрагментов со сценами жертвоприношений в росписях Эребуни наиболее соответствует древним клинописным текстам торжественная группа величаво шествующих бычков в сопровождении нарядно одетого воина. Учёные отмечают, что аналогии этой сцены можно найти на рельефах Балаватских ворот из дворца Салманасара III и ранних росписях дворца в Мари.
Публикация подготовлена по книге С.И. Ходжаш, Н.С. Трухтановой, К.Л. Оганесяна «Эребуни». Москва, издательство «Искусство», 1979 год.
Обложка © armmuseum