Пантюркизм: идеология азербайджано-турецкой агрессии в Арцахе
В эти славные дни маленький Арцах встал на пути не только государственных образований Турции и Азербайджана, не только против вскормленных Анкарой сирийских террористов и афганских моджахедов Гульбеддина Хекматияра, но и против идеологии господства тюрков, объединенных под сенью Турции в «Великий Туран» на огромных евразийских пространствах. О том, что такое пантюркизм, рассказал читателям Армянского музея Москвы историк Антон Евстратов.
Пантюркизм начинался как культурно-образовательное движение, по примеру панславизма и пангерманизма, во второй половине XIX века. Именно таким его задумывали его основатели — Исмаил Гаспринский, Юсуф Акчурин и другие идеологи — в основном татарские писатели, философы и общественные деятели, стремившиеся унифицировать языки тюркских народов, их культуру, ставившие вопросы мировоззренческой земледельческо-кочевой дихотомии «Иран-Туран» и до поры до времени не поднимавшие политических вопросов. Отметим, вопрос противостояния оседлого Ирана и кочевых тюркских племен был поставлен еще классиком персидской литературы Фирдоуси в его знаменитой поэме «Шахнамэ». Однако пантюркизм и его предтеча паносманизм (создание единой, имперской нации османов при уничтожении местной национальной идентичности армян, греков, арабов и т.д.) еще раньше выступили именно как политическая конструкция, причем, исключительно жесткая и агрессивная.
Трещавшая по швам Османская империя еще с середины XIX столетия стремилась упрочить свое положение, расширяя влияние на тюркские народы. В основном это касалось территорий Центральной Азии — вплоть до северо-запада Китая, и Южного Кавказа. Именно под это в итоге подводилась паносманская и пантюркистская идеология. Еще в 1865 году османам удалось поучаствовать в создании на территории Китая тюркского теократического государства Йеттишар со столицей в Кашгаре, которое уже 1869 году было признано Стамбулом, получило от него военную помощь, а в 1874 году перешло под Османский протекторат. В итоге Китай восстановил контроль над данным регионом, и турецкие планы потерпели крах, но турки от них не отказались. С начала XX столетия идеи объединения тюрок вокруг Стамбула проникли в специально создаваемые школы от российского Крыма до Центральной Азии и того же Китая. Молодых людей открыто учили идеологии совместной борьбы тюрок против представителей других народов и строительства единого государства — от Балкан до Синьцзяна и даже Западной Монголии.
Идеологически это оформило новое поколение мыслителей-пантюркистов, среди которых агрессивностью и в некотором роде талантом выделялся турецкий журналист Зия Гёкальп. Он придумал включить в «Великий Туран» еще и фино-угорские народы, хотя «сверхчеловеком» неизменно считал и открыто называл непременно турка. Зия Гёкальп — не просто журналист, он — один из самых страшных преступников XX столетия, так как работая с 1913 года заместителем министра внутренних дел Османской империи Талаата-паши, принимал прямое участие в разработке планов проведения и идеологическом оформлении Геноцида армян. Впоследствии он не был наказан и стал вполне приличным и рукопожатным депутатом кемалистской Турции, занимаясь уже идеологическими вопросами модернизации Ататюрка.
На территории Российской империи и после ее развала стоит отметить деятельность Али-бека Гусейнзаде, ставшего одним из идеологов Азербайджанской демократической республики 1918–1920 годов и соратником ее основателя и в будущем пособника немецких нацистов Мамед Эмина Расулзаде. АДР можно назвать самым успешным пантюркистским проектом своего времени — это было реальное гособразование, подконтрольное туркам и реализовывавшее все имевшиеся на тот момент пантюркистские идеи — национальные чистки и погромы нетюркских нацменьшинств (армян, талышей, русских) и проводившее активную внешнюю экспансию и насаждение тюркской идентичности.
Кстати, в основном идеологи пантюркизма настаивали на светском характере будущего Турана, воспринимая ислам лишь как вспомогательный или даже вовсе ненужный конструкт.
С приходом к власти в Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, пантюркистские идеи были в целом оставлены, и новый лидер сосредоточился на внутренних проблемах и превращении страны в европейское государство. Несмотря на отдельные откаты в пантюркистское прошлое (как это было после смерти Ататюрка, когда Турция вновь «появилась» в уйгурских районах Китая и нацелилась на советские территории Южного Кавказа), эта парадигма сохранялась до крушения СССР, когда возникла благодатная почва для распространения пантюркистких идей на огромных территориях.
С начала 90-х годов прошлого столетия турецкие эмиссары устремились в Азербайджан, республики Центральной Азии и даже в российские регионы с тюркским населением — Татарстан, Башкортостан, области Урала, Повольжья и Северного Кавказа, распространяя там необходимую литературу, основывая турецкие школы и лицеи. Значительная часть молодежи Центральной Азии прошли в этих учебных заведениях, часто бесплатных и дающих, в общем, неплохое образование, а, значит, весьма привлекательных для широких масс населения, подготовку. Более того, молодежь из указанных государств нередко попадает и в высшие учебные заведения на территории самой Турции, для чего действует ряд льготных программ.
Вне сомнения, в Азербайджане турецкие усилия дали наилучшие плоды, и там растет уже второе поколение лояльных Анкаре, ее целям и видению миропорядка, и считающих себя турками граждан. В этом смысле известная нам концепция «два государства — одна нация» — тоже целиком и полностью пантюркистская. Однако на этом Турция не останавливается, усиленно продвигая общетюркскую повестку в Иране, туркоманонаселенных районах Ирака и Сирии.
Итог этой методичной и многолетней работы мы видим — Турция полностью контролирует современный Азербайджан, а также свободно распоряжается недорогими и в общем не очень ценными для нее людскими ресурсами северной Сирии. Текущая война Азербайджана и Турции против Арцаха — также идеологически служит интересам пантюркизма, ведь, уничтожив Арцах, а затем, пробив Мегринский коридор Армении, Азербайджан и Турция смогут соединиться территориально, по сути, сделав первый и очень значимый шаг к строительству «Великого Турана».
Несколько хуже обстоит дело у Турции с республиками Центральной Азии. Несмотря на огромные вложенные средства, эти государства имеют гораздо больше политической субъектности, чем Баку, с одной стороны, и видят в качестве партнеров резко отрицательно настроенных к пантюркистским планам Россию и Китай — с другой. В целом цели и задачи Турции не могут соответствовать оным для республик Центральной Азии — их не устраивают ни военные действия Турции по всему миру, ни разжигание ей террористической активности, в том числе и в данном регионе. Не может быть приемлемым для центральноазиатских республик и доминирование Анкары — ни по этническим или культурным, ни по экономическим или политическим причинам. Турция сейчас настолько дискредитировала себя как страна-агрессор, что вряд ли ей в ближайшее время «светит» что-либо в Центральной Азии. В большей степени на роль лидера современного тюркского мира мог бы претендовать Казахстан — богатая, экономически развитая, влиятельная и миролюбивая страна, нежели мировой раздражитель —Турция.
Вместе с тем последняя не оставляет своих попыток утвердиться во всех интересующих ее регионах — вплоть до российских республик с тюркоязычным населением. Несмотря на то, что идеи тюркской общности в России — в целом маргинальны, Анкара не против их углубить и расшатать социально-политическую ситуацию, особенно, в проблемных субъектах федерации. Возможно, именно этим обусловлена пресеченная российскими спецслужбами буквально на днях новая волна террористической активности от Чечни и Дагестана до Волгограда. Уже имеются сведения о том, что задержанные экстремисты попали на российскую территорию через Азербайджан, пользуясь безвизовым режимом между двумя странами.
В этом смысле сейчас у Арцаха, Армении, а также и у России, Ирана и других региональных государств есть общая задача — остановить пантюркистские стремления Турции и ее вассального княжества Азербайджана, воспрепятствовать созданию удобной им геополитической конструкции и построить свободную, мирную и безопасную Евразию — удобную для всех.
Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы
Обложка: Царьград ТВ