Георгиевская церковь в Армавире — утраченное наследие черкесских армян

Георгиевская церковь в Армавире — утраченное наследие черкесских армян

В Армавире, на улице Розы Люксембург, 170, на территории сквера стоит неприметный старый дом, разделенный на несколько жилых квартир. Отваливающаяся штукатурка фасада, облепившие стены ветхие пристройки, загромоздившие тесный двор деревянные сараи – все это создает ощущение заброшенности, несмотря на то что это почти самый центр города. Сегодня мало кто знает, что это здание на самом деле является одним из ценнейших памятников исторического прошлого коренных армавирцев – черкесских армян, или черкесогаев.

Армавир. Улица Розы Люксембург, 170. Здание бывшей Георгиевской церкви. Фото: arch-heritage.livejournal.com

К середине 1880-х годов первая в Армавире армянская Успенская церковь (ныне ул. Кирова, 7) обветшала и нуждалась в капитальном ремонте. Работы могли затянуться на несколько лет. В этих условиях коренные жители – черкесогаи – решили построить в селе армянский храм во имя Святителя Георгия. 7 февраля 1885 года на сельском сходе было принято решение об ассигновании на его устройство 5 тысяч рублей и начале сбора пожертвований.

Благодаря притоку средств вместо предполагавшегося сначала молитвенного дома армавирцам удалось возвести небольшую кирпичную церковь. В 1887 году астраханский архиепископ Геворг Суренянц (будущий католикос Геворг V) освятил ее под именем Сурб Геворк Зоравар (Святого Георгия Победоносца). Местные же черкесогаи, используя адыгские и армянские слова, называли этот храм «Пысырк Чорэчэ и жам цIыкIу», что означало «Святого Георгия маленькая церковь». Это культовое здание располагалось на краю площади, которая впоследствии получила название Георгиевской (ныне – сквер им. Ованесова между улицами Розы Люксембург, Урицкого, Комсомольской и Халтурина).

Габриель Твелянц, 1904. Фото: arch-heritage.livejournal.com

Из-за незначительных размеров и скромного внешнего вида многие современники называли Георгиевскую церковь молитвенным домом или часовней. На самом же деле это был настоящий храм, о чем свидетельствуют схематические планы Армавира, метрические выписки из книг Георгиевской церкви, справочники и газетные сообщения. В конце XIX – начале XX века в Георгиевском храме долго служил Габриель Твелянц, исполнявший обязанности благочинного всех местных армянских церквей.

Сегодня здание церкви является жилым домом. Его обитатели пристройками и переделками исказили первоначальный облик этого памятника, находящегося под угрозой полного уничтожения. Облик и конструктивные особенности сооружения свидетельствуют о его исконном культовом назначении. Георгиевский храм вместе с притворами в плане имеет форму четырехконечного креста и ориентирован на восток. Он покоится на фундаменте из ракушечных блоков. Стены сложены из кирпича, оштукатурены и побелены. В восточной части расположена трехгранная апсида. Сегодня церковное здание имеет два притвора – южный и северный. Существовавший ранее западный притвор разобран. Изначально над центральной частью храма на барабане возвышался купол с крестом, а с юго-западной стороны к зданию примыкала невысокая двухъярусная колокольня.

Схематический план здания бывшей Георгиевской церкви, 1951. Фото: arch-heritage.livejournal.com

Несмотря на свои скромные размеры, Георгиевская церковь была очень почитаема. В ее обширном дворе устраивался один из самых массовых и любимых среди черкесогаев обрядов – кормэн, во время которого приносили в жертву животных и просили святого Георгия о заступничестве. Иллюстрацией данному обычаю служит сообщение местной газеты от 30 сентября 1912 года: «Вчера, 29 сентября армянская церковь имени Георгия Победоносца праздновала свой престольный праздник. При громадном стечении публики был совершен традиционный “Кормэн” – жертвоприношение. Тут же, около храма в саду было убито несколько баранов, телят и быков. В 13 больших котлах варилось жертвоприношение, которое потом было подано к длинным столам, с сидящими за ними армавирскими стариками». По сведениям местного старожила Р.К. Аракелова, скот резали возле церкви, под большим деревом, и поэтому коренные жители называли этот участок «Утыжь къурмэншъыпIэ», что в переводе с адыгского означает «Место, где делают пасхальную жертву».

19 июня 1912 года во время своего визита в Армавир Католикос всех армян Геворг V посетил Георгиевскую церковь и вознес здесь молитву. 23 апреля 1915-го в обширном дворе храма была торжественно освящена новая большая Георгиевская церковь. После этого в ее прежнем здании была открыта школа для детей беженцев-армян.

Новая армянская Георгиевская церковь (сейчас разрушена), 1911. Красная стрелка указывает на здание старого храма (ул. Розы Люксембург, 170), построенного в конце XIX в. Фото: arch-heritage.livejournal.com

В советское время новая Георгиевская церковь была разрушена, а помещение старой церкви было передано под жилье. Сегодня этот памятник, лишенный в 2013 году официального статуса объекта культурного наследия, предан забвению. С его окончательным разрушением будет навсегда стерта одна из страниц исторического прошлого уникальной субэтнической группы черкесских армян.

Источник: Ктиторов С. Забытый духовный очаг черкесо-гаев (черкесских армян), 2018

Обложка: новая армянская Георгиевская церковь, 1911. Фото: arch-heritage.livejournal.com

Георгиевская церковь в Армавире — утраченное наследие черкесских армян