Капелла Карла Великого: творение армянского архитектора Одо из Меца
В небольшом городе Аахене, расположенном на западе Германии в нескольких километрах от границ Бельгии и Нидерландов, существует очень важный для истории искусства и архитектуры памятник. Речь об Ахенском соборе, сердцевина которого — Палатинская капелла — была заложена самим Карлом Великим. Эта капелла и является предметом интереса исследователей Армянского музея Москвы, так как зодчий, приложивший руку к её строительству, — армянин по имени Одо из Меца.
Капелла эта такая древняя и ценная, что ЮНЕСКО включил её в список Всемирного наследия одной из первых ещё в 1978 году.
Город Аахен упоминается как королевская резиденция ещё со времен зимовки Пипина Короткого в 765–766 годах [первый король франков из династии каролингов. — Прим. ред.]. Позже Аахен стал резиденцией Карла Великого в связи с удачным стратегическим расположением, выгодным для организации военных походов против саксов. В последние годы жизни императора город и вовсе стал постоянным местом пребывания царского двора и свиты. Здесь же Карл Великий скончался и был погребен.
Память о резиденции Карла Великого
Ахенская, или Палатинская, капелла — это ядро нынешнего Ахенского собора. Капелла сохранилась и считается искусствоведами уникальнейшим памятником — предвестником романского стиля в архитектуре. Некогда капелла была дворцовой церковью большой императорской резиденции Карла Великого, от которой, увы, на сегодняшний день остались лишь одни руины. Считается, что дворцовый комплекс был одним из самых значительных архитектурных ансамблей раннего Средневековья. Здесь впервые появляется стиль зодчества вестверк. Кроме того, здание капеллы — первая постройка [к северу от Альп. — Прим. ред.], перекрытая куполом.
Строительство и формирование ансамбля Ахенского собора заняло практически 1100 лет. Древнейшая часть комплекса и есть Палатинская капелла. Она неоднократно перестраивалась — добавлялись готические хоры, достраивались часовни. Лишь относительно недавно, в середине XIX века, комплекс был окончательно завершен.
Карл Великий, желая уподобить образ своего двора Константинополю и тем самым упрочить императорский титул наследника Римской империи, пригласил для создания дворцовой церкви прославленного в те годы архитектора — Одо из Меца. О зодчем остались крайне скудные сведения, однако известно, что Одо из Меца был армянином и служил при дворе Карла Великого. В капелле, как считают исследователи, отразилось увлечение франков архитектурой Равенны, что хорошо читается в многоугольном строении с тщательно продуманными фасадами. Строительство грандиозной капеллы также символизирует объединение Запада и его духовное и политическое возрождение под эгидой Карла Великого — первого императора франков.
Идея «небесного храма» Одо из Меца
Палатинская капелла построена в 786–798 годах, освящена в 805 году. Здание церкви центрическое в плане, имеет октогональную форму [восемь граней. — Прим. ред.]. Выбор формы неслучаен — идейно октагон транслирует программу соединения «материального» и «духовного». Как это понять? Существует интерпретация.
Абстрактно октагон вбирает в себя формы круга и квадрата. Квадрат — знак материального мира, соответствует числу 4. Круг — символ Троицы, ему соответствует число 3. Сумма этих чисел равна числу 7, что символизирует полноту материальной и духовной жизни. Произведение даёт число 12, что означает христианскую церковь, знание о которой несут 12 апостолов по четырем частям света. В свою очередь, и цифра 8, что соответствует количеству углов октагона, — знак бесконечности, символизирующий бесконечную жизнь и гармонию плоти и духа.
Октагональная капелла была расширена в 1355–1414 годах. К ней по бокам добавились готические хоры. Но и сегодня в ансамбле Ахенского собора хорошо заметна самая ранняя часть.
Также неслучайно и практически равнозначное соотношение высоты, длины и ширины — все эти параметры равны 31–32 метрам. Ключ к пониманию смысла кроется в Откровении Иоанна Богослова, где описывается видение Иерусалима Небесного, где «длина и высота и ширина его равны». Стремясь уподобить постройку «граду небесному», Одо из Мецца учитывал эти ключевые характеристики и воплотил их в проекте здания.
Архитектурные открытия Аахена
Именно в Ахенской капелле впервые появляется вестверк — западная башня, расположенная перпендикулярно центральному нефу. Она имела нерелигиозное назначение. Эта массивная пристройка стала большим вкладом Каролингов и архитектора Одо из Меца, в частности, в романскую архитектуру.
Перекрывает капеллу восьмигранный купол, поддерживаемый восемью мощными столбами. И это первое купольное сооружение в средневековый период севернее Альп: более ранние купола на такой территории «варварски» перекрывались монолитной плитой или создавался «ложный» купол — когда образ купола создается путем накладки кирпича один на другой с небольшим сдвигом.
История декора купола непростая и очень насыщенная. Изначально купол был украшен фресками, но они практически не сохранились, так как на рубеже IX–X веков фрески были заложены мозаиками. Тесеры, в свою очередь, тоже утеряны — их уничтожил случившийся в середине XVII века пожар. Чуть позже в XVIII веке оставшийся после пожара еле заметный рисунок мозаик был записан барочными фресками.
Мозаики внутри капеллы — этапы реставраций
На рубеже XIX–XX веков были инициированы работы по реконструкции капеллы. Бельгийский художник Жан-Батист Бетун создал купольный рисунок, который мы можем наблюдать сегодня. Все мозаики сделаны в раннехристианской традиции, сложившейся ещё в Равенне. В центре — Христос, сидящий на троне, его фланкируют символы евангелистов. Внизу под фигурами — святые, облачённые в белые одеяния, несущие в руках мученические венки. Практически всё свободное пространство плотно заполнено сияющими звездами.
Дальнейшие работы по реставрации в 1898 году перенял Герман Шапер. Он завершил мозаичные работы, инкрустировал стены и полы цветным мрамором, привел в порядок бронзу на решетках и дверях, сделанную в VIII веке в мастерских династии Каролингов. Также он занимался обновлением витражей хоров, однако последние во время Второй мировой войны были, к сожалению, утрачены. Сегодняшние витражи сделаны в 50-е годы XX века. В церкви присутствует ещё довольно много насыщенных цветом прекрасных ковровых мозаик, которые располагаются на барабане, сводах в галереях всех ярусов и возле окон.
Духовное оружие капеллы Карла Великого
Интерьер внутреннего пространства капеллы был выполнен из роскошных дорогих материалов. Для утверждения статуса преемника Римской империи некоторые декоративные элементы — мозаики, мрамор, сполии — были привезены из Рима и Равенны.
Ахенский собор хранит множество исторических и религиозных реликвий. Подобно тому, как византийцы из Софии Константинопольской сделали «духовную крепость христиан», собирая мистическое оружие — мощи и святыни, в Палатинскую капеллу также собирали всё самое ценное и дорогое сердцу франков. Так, в капелле, в искусно выполненном саркофаге, хранятся мощи Карла Великого. Саркофаг имеет длину 2 метра, обит листовым золотом и серебром, украшен барельефами, драгоценными камнями, эмалями и филигранью.
Какие ещё реликвии хранит древний Аахен?
Будете там, обратите внимание — под куполом над лавками для прихожан есть 4-метровое в диаметре бронзовое позолоченное паникадило, принесённое в дар Фридрихом Барбароссой в XII веке [король Германии с 1152 года. Барбаросса — это прозвище, которым короля наградили латиняне из-за его рыжей бороды — barba, «борода», и rossa, «рыжая». — Прим. ред.]. Люстра эта напоминает грандиозного масштаба корону.
В галерее капеллы находятся мраморный трон Карла Великого, созданный по образу и подобию трона библейского царя Соломона. Довольно простой на вид, не имеющий украшений, именно он использовался для коронации всех германских императоров.
Здесь в 813 году был крещен сын императора Людовик Благочестивый. Эта коронация положила начало традиции коронования германских императоров в Аахене вплоть до 1531 года. Обычай долго пребывал в таком статусе неофициально — документально традиция была зафиксирована лишь в середине XIV века. Но спустя столетие в 1562 году ритуал коронации был перенесен в Франкфурт-на-Майне. С этого момента Аахен стал терять своё ключевое значение для империи, а собор постепенно пришёл в упадок.
Сегодня Ахенский собор привлекает не только верующих, искусствоведов, архитекторов, но и простых туристов. Восхитительное внутреннее и внешнее убранство собора и ценнейшие реликвии не оставляют сомнения в необходимости посещения этого, актуального и по сей день, места паломничества всех любителей христианской истории.
Журналист Алина Шагиева специально для Армянского музея Москвы
Обложка: m-event.org