Нерсесяновская семинария Тифлиса: определяя судьбу армянской культуры

Нерсесяновская семинария Тифлиса: определяя судьбу армянской культуры

Трудно представить, какими были бы армянские наука, культура в ХХ веке, если бы не тифлисское училище Нерсесян. Да что там искусство — возродилось бы само армянское государство, если бы не сто лет упорной работы лучшей национальной школы?

Здание Нерсесяновской семинарии ©Sputnik / Levan Avlabreli | sputnik-georgia.ru

Началось все в 1824 году, когда католикос Нерсес V открыл в Тифлисе небольшую армянскую школу. Если быть совсем точными, то школа при армянском соборе Ванк уже действовала, но была очень маленькой, рассчитанной на двадцать учеников. Католикос на ее основе развил крупное общеобразовательное заведение: построил новое здание, подготовил преподавателей, набрал учеников.

В начале XIX века, базовое образование получали как правило дети привилегированных и состоятельных слоев общества, обучение зачастую было домашним. В Российской империи указ «Об устройстве училищ» о том, что в каждом губернском центре необходимо открыть гимназию, был издан в 1803 году Александром I, но исполнялся медленно. Тифлис, на тот момент столица Грузинской губернии, был одним из значимых и быстро развивающихся городов. Этому способствовало географическое положение: город находился на перекрестке больших торговых путей, а также богатая история. Тифлис притягивал лучшие умы всех соседних государств: сюда ссылали передовое русское дворянство, здесь вели дела торговцы Азии и Европы, здесь подолгу гостили европейские путешественники и восточные мудрецы. А армяне открыли в Тифлисе первое в городе учреждение, где можно было получить среднее образование.

Нерсес V Аштаракеци | wikipedia.org

Католикос вложил в свое детище все силы. Он пригласил лучших ученых-армян, заботился, чтобы одаренные дети прошли обучение. В числе первых студентов был Хачатур Абовян, заложивший основы новой армянской литературы. Считается, что именно Нерсес V сформировал Абовяна, вдохнул в него гражданскую волю. Впоследствии, когда юный Абовян начал работу в сфере просвещения, его позиция часто принципиально отличалась от позиции учителя, им даже приписывали откровенную вражду, сильно приукрашенную в художественных произведениях, посвященных Абовяну. Но это, скорее всего, преувеличение: споря и не соглашаясь, на благо армянской педагогики они работали вместе. Абовян всю жизнь работал над развитием педагогической линии, заложенной Нерсесом V — он разъезжал по городам и селам, открывая новые классы и школы.

Еще при жизни своего создателя училище стало носить его имя и было названо Нерсесяновским. В 1837 году училище было отдано церкви: его преобразовали в духовную семинарию. Но сути это никак не меняло: подобно армянским университетам Средневековья, Нерсесяновская семинария давала прекрасное светское образование и делала все возможное, чтобы следовать прогрессу. Именно здесь, в семинарии, была открыта первая типография Тифлиса. Типография действовала с первых дней основания и до 1860 года. Здесь печатались издания, сыгравшие значимую роль в жизни общества: «Пчела Армении», «Кавказ» и др. Всего в типографии было издано около 170 газет и журналов. Уже после таинственного исчезновения самого знаменитого на тот момент выпускника, Хачатура Абовяна, здесь был опубликован его главный роман «Раны Армении, или Скорбь патриота». Со временем типография семинарии расширилась настолько, что печатала большую часть издававшихся в городе газет.

Выпускники семинарии | sputnik-georgia.ru

Здесь же родился и существующий до сих пор тбилисский Армянский театр, а по большому счету, именно из стен Нерсесяновской семинарии ведет свое историческое начало и ереванский театр имени Сундукяна. Началось все с того, что один из студентов, Геворк Чмшкян, предложил труппе бродячих актеров-армян поработать с ним. У молодого, исключительно образованного Чмшкяна была мечта воплотить на сцене актуальный в то время реализм, отойти от ставших вычурными и нелепыми приемов, которые главным образом и встречались в те времена. Первые же опыты молодого режиссера оказались столь удачными, что очень быстро привлекли как зрителя, так и интерес профессионалов. С театром стал работать сам Габриэл Сундукян. В те времена Сундукян был чуть ли не единственным автором, который писал о своем времени. Помимо классических произведений — драм Шекспира, произведений античных авторов, на сцене армянского Тифлиса ставились современные пьесы, посвященные актуальным проблемам. Приходя в театр, зритель узнавал самого себя и свое окружение. Многие пьесы переводились на грузинский язык и шли на сценах грузинских театров. Особенно широкое распространение получила пьеса «Пэпо», так как описанные в ней ситуации могли произойти не только с армянами, но и со всеми без исключения горожанами того времени.

Геворк Чмшкян | istoriya-teatra.ru

За время работы семинария дала образование примерно двум тысячам учеников. Лучшие умы армянского мира преподавали здесь: Церенц, Перч Прошян, Макар Екмалян, здесь учились Ованес Туманян и его учитель Газарос Агаян, Гайк Бжшкян и даже Анастас Микоян. Над развитием школы работали меценаты, самый известный из которых — легендарный миллионер Александр Манташев, построивший новое здание семинарии.

Но времена изменились, настала советская эпоха, а вместе с ней возникла необходимость создания учебных заведений, рассчитанных на воспитание человека нового типа, современников индустриальной эры. Все учебные заведения старого типа закрывались на территории всего СССР. Не избежала этой участи и семинария Нерсесян. Но доброе дерево очень долго дает плоды: именно ее выпускники заложили фундамент всего лучшего, что было в Советской Армении, определив судьбу армянского народа на многие годы вперед.

Нарине Эйрамджянц

Нерсесяновская семинария Тифлиса: определяя судьбу армянской культуры