Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Мнение историка: что древнеармянский Навасард может дать национальной идентичности

Август в Армении — особое время. Самый жаркий летний месяц, период сбора урожая целого ряда фруктов и, прежде всего, винограда. А до принятия армянским народом христианства, с августа по сентябрь, праздновался Новый год — Навасард. 

© Антон Евстратов

Согласно преданию, в августе (11 числа), в 2492 году до н.э., патриарх армянского народа Айк в сражении Дюцазнамарт [юго-восточнее озера Ван, среднее течение реки Айоц-дзор. — Прим. авт.] разбил войска ассирийского тирана Бэла.

Примечательно, что уже в христианский период точная дата наступления армянского языческого Нового года, к тому времени забытого, была установлена практически «научно». Её вычислил средневековый богослов, философ и астроном Ованес Имастасер в 1082 году н.э., по-видимому, знакомый с древними текстами.

Между тем, об историческом соответствии указанной даты в среде ученых до сих пор ведутся споры, потому что некоторые из них не исключают возможность празднования Навасарда 21 марта, в день весеннего равноденствия, что свойственно многим древним календарям. Впрочем, целый ряд праздничных традиций, связанных с языческим новым годом, к примеру, благословение урожая винограда, указывает на правоту средневекового астронома. 


Доподлинно известно, что Навасард был посвящен семи богам армянского языческого пантеона. Перечислим их. 

Арамазд. Источник: google.com

Арамазд — верховный бог (соответствует в древнегреческой мифологии Зевсу, а в древнеперсидской зороастрийской традиции Ахурамазде).

Анаит — верховная богиня (в древнегреческой мифологии культ Анаит соответствовал Гере, иногда — Артемиде, а в древнеперсидской — Анахите Ардвисуре).

Анаит. Источник: wikipedia.org

Астхик — богиня воды и любви (соответствует древнегреческой Афродите или аккадской Иштар).

Нане — богиня войны и мудрости (Нане — дочь Арамазда, в древнегреческой культуре ей соответствует Афина — дочь Зевса).

Нане. Источник: Facebook

Ваагн — бог войны, охоты, огня и молнии (у древних греков — Геракл). [Геракл в Греции не почитался наряду с другими олимпийскими богами, что не помешало почитанию в образе бога этого героя в некоторых других античных традициях. Как видим, у культ был двольно-таки распространенным. — Прим. ред.].

Михр — бог солнца, небесного света и справедливости (сын Арамазда, соответствующий иранскому Митре, культ которого до христианства доминировал в религиозном сознании всей средиземноморской Ойкумены).

Тир — бог письменности, мудрости, знаний, радетель наук и искусств (в античной мифологии — Гермес, иногда — Аполлон).

Слева направо: Астхик, Ваагн, Михр, Тир. Источники: wikipedia.org, iatp.am


Античные соответствия этих армянских богов мы привели не просто так — статуи многих из указанных божеств можно до сих пор, пусть и в разрушенном виде, увидеть на горе Немрут в Западной Армении [ныне Турция. — Прим. ред.], однако имеющиеся там для туристов указатели содержат лишь греческие имена армянских небожителей. Очевидно, что это — очередной признак стремления турецких властей всячески затушевать любые свидетельства армянского прошлого большей части территории их государства.

© Антон Евстратов

По древнеармянским преданиям, в Навасард боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и наблюдали с заснеженных гор за тем, как празднуют смертные. Люди, стремясь умилостивить небожителей, приносили им в жертву пшеницу, кровь домашних животных, сопровождая это многими другими обрядами, среди которых было и упомянутое выше благословение винограда, которое, как считают некоторые исследователи, впоследствии перекочевало в христианскую традицию для праздника Успения Богородицы.  

© Антон Евстратов

Навасард праздновался 7 дней, и он не исчерпывался пирами и торжествами. В это время проходили разного рода спортивные состязания — по борьбе, верховой езде, организовывались поэтические и музыкальные фестивали. Во многом данный праздник был аналогом античных Олимпийских, Пифийских, Панафинейских или Панэлинских игр, только ежегодным, и, однозначно, являлся самым значимым религиозным, культурным и социально-политическим событием для армян. В Навасард народ объединялся: в празднованиях участвовали все — от самых бедных слоев населения до царской семьи. Для царей на берегу реки Арацани специально разбивались великолепные палатки. Здесь же собирался весь государственный аппарат, чиновники и армия во главе со своими командующими. 

© Антон Евстратов

Выскажу собственное мнение, что древнеармянский Новый год — это утерянный пример единения нации, которого, возможно, так не хватает современной Армении и армянам всего мира. Неудивительно, что в 2009 году Навасард был объявлен Национальным собранием Республики Армения Днем национальной идентичности. Его празднования организовывались в последующие годы регулярно, пусть и встречая противодействие Армянской апостольской церкви, по понятным причинам недовольной возрождением языческого празднества. Днем Национальной идентичности является Навасард и до сих пор, напоминая всему армянству о его корнях и великой древней культуре. 

Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы

Обложка © Антон Евстратов