Нарине Поладян: «Для меня было важно научиться понимать туф»
Если вы любите гулять по Еревану, изучая маленькие улочки и заходить в старенькие дворы в поисках аутентичной архитектуры, то я ручаюсь, что вы хотя бы раз проходили по улице Арами от площади Республики к проспекту Маштоца. На углу улиц Арами и Кохбаци вы найдете маленькую мастерскую по изготовлению хачкаров Вараздата и Амбика Амбарцумянов. Мастерская была основана Вараздатом в начале 1990-х годов, в дальнейшем бок о бок с ним стал работать сын Амбик. Недавно, проходя мимо мастерской, я обратила внимание на милую девушку, которая склонилась над туфом. Отточенными и уверенными движениями она медленно выбивала молотком узор на камне. Мы разговорились, и она поделилась своей историей.
— Для начала расскажи нашему читателю, откуда ты?
Меня зовут Нарине Поладян, мне 24 года. Я родилась и выросла в Бейруте, мы всегда жили в армянской среде: школа, клуб, кружки, группы скаутов, мероприятия, которые я посещала. Все было армянское, и до определенного времени я мало общалась с арабами. Все изменилось в годы обучения в университете, когда я начала работать в офисе.
— Давно ли ты переехала в Армению?
Впервые я приехала в Армению в 2014 году благодаря лагерю Pan-Homenetmen. Все, что я увидела за те 12 дней, которые провела здесь, оставило неизгладимое впечатление. Вернувшись домой, я без конца твердила, что снова должна поехать в Армению. Прошло четыре года, и в 2018 году я наконец вернулась в Армению в качестве волонтера от организации «Депи Хайк». Три месяца я проработала в Гюмри, три месяца в Ереване в архитектурном бюро. Параллельно, по выходным, приходила в мастерскую по изготовлению хачкаров, чтобы изучать это тонкое искусство.
Работая в Ереване, я часто проходила по улице Арами, видела эту мастерскую, и каждый раз мое сердце словно начинало петь. Однажды я без стеснения подошла к мастеру, который там работал, и спросила, смогу ли я научиться делать хачкары. Он ответил, что как минимум можно попробовать. Так, на следующий день я пришла в мастерскую и после этого на протяжении года по выходным приходила сюда и обучалась искусству работы с камнем. Совсем недавно мне предложили постоянную работу в мастерской, и я осталась в Армении. Я очень люблю что-то творить руками, а не сидеть в офисе. Возможно, этому способствовала моя семья, где были представители творческих профессий и ремесленники.
— Есть мнение, что не мастер выбирает ремесло, а ремесло, в данном случае хачкар, выбирает мастера…
В моем случае все наоборот. (Смеется). Если бы хачкар выбрал меня, думаю, это случилось бы намного раньше, еще дома в Ливане, ведь у нас там тоже есть подобные мастерские. А тут я просто почувствовала, что это мое, хотя прежде я ничего не знала ни про туф, ни про молоток, ни про зубило.
— Что значит для тебя быть мастером по хачкарам?
(Хохочет). Это своего рода вызов. Мне было интересно, когда обо мне говорили, что я первая девушка-мастер по хачкарам, которая зарабатывает этим на жизнь. Я люблю это дело, я намерена многого добиться.
Лично для меня быть мастером по хачкарам – не проблема, я не шла против существующих гендерных стереотипов, но всегда делала то, что хотела. Да, это трудно, потому что моя работа требует определенной физической подготовки, а у меня ее нет, я не смогу, к примеру, поднять тяжелый камень, но в этом деле есть более творческая часть, которую я с легкостью выполняю, работая зубилом и молотком.
— С чего начался процесс обучения и как долго он длился?
Для меня все началось на улице Арами. Самое главное, что я очень спокойно себя чувствовала со своим учителем, мастером Амбиком. Благодаря ему я начала погружаться в ремесло, он научил меня любить туф. Если бы не он, я бы не приходила на работу с такой радостью. Одним словом, я начала и продолжила свое обучение благодаря мастеру Амбику.
В нашем деле учению есть начало, но нет конца. Первое время я очень боялась, что могу что-то испортить, но, слава богу, ничего не испортила, лишь чуточку повредила. (Смеется). Так, поначалу я могла «порушить» швы камня, но сейчас, когда я уже кое-что умею, стараюсь избегать ошибок.
— Что показалось тебе самым сложным?
Имея кое-какой опыт, я могу ответить так — сосредоточиться над работой, не рассеиваться. Если не будешь внимательным и отключишь мозг, можно испортить камень, над которым работаешь месяцами. А если хачкар создаешь не только ты один, то коту под хвост полетит работа всей группы. Так что нужна стопроцентная сосредоточенность.
— Чему ты научилась в первую очередь?
Как правильно использовать молоток и зубило, а также чувствовать туф, «общаться» с ним. С этого начинается работа над хачкаром.
— То есть тебе сразу дали в руки молоток и подпустили к камню?
Да, сразу, на следующий день после того, как я попросилась в мастерскую. Сперва мне было немного страшно, я боялась сломать камень, и явно пару раз что-то ломала, пока не научилась.
— Что было твоей первой работой в мастерской?
Когда я только пришла, Амбик дал мне маленький камень, туф, на котором надо было выполнить несколько элементов: прорезать щель, прорыть ямку с прямыми стенами, создавать узлы узоров. Я всему научилась методом проб и ошибок и снова проб. За прошедший год я сделала три авторские работы, и все они находятся в мастерской.
— Чем для тебя является хачкар?
Меня постоянно об этом спрашивают, но я пока не нашла четкого ответа, ведь я лишь год в этом деле. Согласитесь, срок очень маленький. Возможно, по прошествии нескольких лет я смогу дать четкий ответ на этот вопрос, но пока слишком рано.
— Как семья отреагировала на твой выбор?
Они очень удивились, ведь я в одночасье бросила все: свою специальность — архитектуру, семью, свой круг знакомых, и занялась созданием хачкаров.
— Какие у тебя планы на будущее?
Единственное, что у меня сейчас в планах — остаться жить в Армении. Я приехала сюда одна, все мои близкие, родные остались Ливане. Я постепенно уговариваю свою семью приехать в Армению. Если у меня получится пройти этот весь путь самой, уверена, им будет легче.
Я бы хотела кое-что добавить. Многие, видя меня за работой, очень удивляются, говорят, что я первая девушка-мастер по хачкарам. Но я уверена, что в Армении есть много женщин, которые владеют этим искусством, но не афишируют свои навыки. Мне очень хочется, чтобы все эти женщины вышли из своих «гнезд» и заявили о себе, о том, что они есть и что они занимаются созданием хачкаров. Хочу, чтобы мир знал о них. Женщины могут выполнять любую работу, и у них есть сила, которой нет у мужчин. Я в это верю.
Беседовала журналист Арминэ Агаронян (Ереван)