Не только вода: заметки о безалкогольных напитках в армянской культуре
О традиционных армянских алкогольных напитках, известных с древних времен, говорят многие. Однако существует большое количество и безалкогольных национальных напитков: в Армении много натуральных соков и компотов, изготовленных из местных фруктов и овощей, также распространены молочные напитки. В статье рассказываем о культе родниковой воды, о напитках с душистыми травами и о медовом напитке меграджур.
В Армении вода повсюду родниковая, так что в знойный летний день можно запросто подойти к одному из питьевых фонтанов на улицах армянских городов или сел и попробовать вкусной, ледяной, чистой воды. С давних времен к родникам относились бережно, участливо и всегда огораживали каменными плитами. Подобная архитектура родников, когда сооружение облицовано каменными плитами и каменными корытами для скота, повсеместна с Средневековья. Примеры родников можно увидеть, например, в селах Ахпат и Санаин (Лори), Цоватех и Цор (Арцах).
Там, где не было родников, но имелись богатые запасы подземных вод, рыли кахрез — специальный колодец горизонтального типа и выводили воду как у естественных ключей. Роль родников в экономической жизни известна: прежде чем переезжать на новое место, раньше всегда интересовались, есть ли поблизости родники, которые, как правило, были единственными источниками питьевой воды. О необходимости наличия источника питьевой воды свидетельствуют средневековые документы. Из них мы узнаем, что право водопользования (полное или частичное) всегда тщательно оговаривалось при сделках, вплоть до указания дней недели, когда владелец земли мог брать воду. В Армении она была таким же объектом купли-продажи как земля или скот. Даже размер налогов, которые платили крестьяне за землю, во многом зависел от того, имелось ли на этой территории искусственное орошение.
Однако родник имел еще и сакральное значение. Считалось, что некоторые родники обладали чудесной силой исцеления от разных недугов. С культом воды связан праздник Вардавар, сохранивший в своем названии имя древнего языческого бога воды Варда. Празднование проходило в воскресенье в середине июля, в разгар летней жары. В этот день все старались подняться в горы, посетить святые места. Там купали скот, обливались водой, в шутку сталкивали друг друга в реку, танцевали круговые народные танцы, веселились, совершали обряд жертвоприношения матах, а затем приступали к совместной праздничной трапезе.
Водную стихию олицетворяла древняя армянская богиня Нар. Варианты ее имени до сих пор употребляются, например, в антропонимии: Ехинар (нимфа дождя), Воксинар (златая нимфа), Цовинар (морская нимфа). С ее именем связан широко распространенный еще в начале XX века обряд вызывания дождя — Нурин-Нурин. Среди армян был также распространен древнейший местный культ вишапов (драконов) — гигантских каменных стел, в основном имевших зооморфную фигуру, чаще в виде рыб. Такое изображение связано с религиозными представлениями о рыбе как о символе воды — источника жизни. Обычно вишапы устанавливались высоко в горах, на летних кочевьях, у истоков рек, искусственных водоемов и каналов. Они рассматривались как покровители скота, стражи пастбищ и водных источников.
Позднее сакральное значение родников несколько утратилось, но за ними все равно сохранилась особая роль. Родники начали воздвигать вместо памятников в честь известных событий. Например, памятник-родник на Степанаванском перевале установлен на месте встречи Пушкина с телом убитого Грибоедова, а в Харберде — жертвам Геноцида 1915 года.
В Армении в большом количестве имеются источники с минеральной водой. Особенно известные — «Джермук», «Арзни», «Бджни». Они являются повседневными напитками и всегда подаются к столу.
Кроме того, популярны, особенно в горных скотоводческих районах, молочные напитки. Цельное молоко, как в сыром, так и в кипяченом виде пьют в большом количестве. В горячее молоко нередко добавляют сахар. Вторым излюбленным молочным напитком является широко распространенный сегодня мацун (от глагола мацупал — сгуститься) — кислое лактобациллиновое молоко. Раньше его готовили при помощи особой закваски. Для этого молоко кипятили, а затем остужали примерно до 40–50° и заквашивали. Затем сосуд ставили на несколько часов в теплое место или укрывали чем-нибудь теплым.
Лучше всего в жару утолял жажду тан — сыворотка, что оставалась в традиционной деревянной или глиняной маслобойке хноци после сбивания в ней из мацуна масла. Тан можно быстро приготовить из мацуна (его в этом случае называли мацнатан, в Шираке — чахлама), разбавив его водой и немного посолив. Тан использовали также и как основу для кисломолочного супа спас.
Остальные напитки, распространенные в Армении — это шербет, меграджур и чай на разных травах. Шербет – подслащенная вода с фруктовым соком. Меграджур — мед, разбавленный водой, который употребляли от головной боли и как успокаивающее средство. Чай как напиток появился позднее. Зачастую его заваривали в больших чайниках. Вместо сахара обычно употребляли сухофрукты — чир. В основном разные сушеные травы (дахц — напоминает мяту, хорн, урц — чабрец), а также плоды шиповника (масур).
«В 60-80-е годы XX века в селах иногда чаем называли и такие напитки, которыми меня угощали, например, холодным осенним вечером в Сюнике — это был кипяток с черным молотым перцем, в Нагорном Карабахе — с корицей, в Лори — только крутой кипяток», — А.Е. Тер-Саркисянц «Напитки в армянской культуре».
Хотя кофе был известен армянам, особенно зажиточным, еще в конце XIX века, все же распространился он позднее, а начиная с конца 40-х — начала 50-х годов XX века с массовым приездом в Армению репатриантов, стал популярен сначала в Ереване, а затем в других городах. В 70-80-е годы кофе пили везде, вплоть до высокогорных сел. Сейчас вместо традиционного угощения (хлеб, сыр, зелень, мацун, мед) в селах предлагают гостю (если он не был заранее приглашен) чашку черного кофе и шоколадные конфеты.
Подготовила Диана Карабанова
По материалам А.Е. Тер-Саркисянц «Напитки в армянской культуре»
Фото на обложке: peopleofar.com