Нахичеван. Постпотопное пристанище человечества
Город Нахичеван (Нахиджеван) — одно из древнейших поселений Армянского нагорья, которое, по преданию, в 3669 году до н. э. основал праотец Ной, когда, спустившись с семьёй с Арарата после Всемирного потопа, нашёл здесь «первое пристанище» — «нах, или нахнакан, иджеван» (арм.). В I веке н. э. Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности» (кн. I, гл. III) делает интересное замечание: «Это место армяне называют „местом высадки“ и до сих пор туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега». Флавий называет Нахичеван Апобатерионом (грамматический буквальный перевод армянского «Нахиджеван»).
В Ветхом Завете описывается Всемирный потоп и произошедшие после него события, которые касаются также и Армении. У более чем ста народностей по всему миру имеются рассказы о катастрофическом наводнении. Одно из таких сведений — история о Ное — имеет непосредственное отношении к Армении.
Библейское сказание о Всемирном потопе
В бытность Ноя на земле «расплодился» грех, связанный с рождением великанов от «дочерей человеческих» и «сынов Божьих». И решил Господь стереть с лица земли греховное человечество.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своём.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Бытие 6:5–7).
Только над Ноем сжалился Господь, так как «…Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом» (Бытие 6:9).
Этот единственный избранник был потомком Адама в девятом колене, правнуком Еноха. Для спасения от надвигающегося потопа по велению Божьему построил Ной трёхэтажный корабль-ковчег для своей семьи (его самого, его жены, трёх сыновей с жёнами — всего восемь человек), а также для всех земных животных и птиц, которых берёт он в ковчег либо по семь особей, либо по паре — самца и самку. По велению Божьему Ной запасается также пищей, чтобы в дни потопа питаться самому и кормить всех, кого он взял на ковчег.
«В шестисотый год жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие 7:11–12).
Вода затапливала землю, уничтожая всё живое — и человека, и скотину. Но однажды дождь прекратился: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Бытие 8:4). Ной вышел из Ковчега и обосновался в Араратской долине.
Гора Ноя
Арарат известен также под названием «Ноян лер» (арм. «Ноева гора»), а на зендском языке (авестийском, одном из древних иранских языков) гору называли «Кух и Нух» (гора Ноя), или «гора Ноева ковчега». Наряду с армянскими летописцами и собирателями устного народного творчества, многие исследователи однозначно отмечают Армению как постпотопную землю. Примечателен комментарий Святого Иеронима о постпотопном месте: «…(Адрамелик и Сарасар), которые сбежали в страну Арарат, которую надо понимать как Армению, <…> Арарат, кроме того, равнинный и особенно плодородный регион Армении, по которому течёт река Аракс по подножию горы Таврос. Значит, что ковчег, на котором спаслись Ной и его сыновья, уносимый потопом, остановился на Армянских горах не у так называемого Арарата, а на самой высокой вершине Тавроса, который возвышается над Араратской долиной». В средневековой Армении поиски ковчега осуждались, потому что гора Арарат считалась святой, и искать там ковчег было равносильно святотатству.
Венецианский путешественник Марко Поло (1254–1324) проезжал мимо Арарата по пути в Китай. В его книге «О разнообразии мира…» упоминается и Армения: «Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».
Легенды связывают имя Ноя с рядом топонимов, соседствующих рядом с горным массивом Арарата — Ереван, Акори (Аргури), Арноетн (Арнойвотн), Нахичеван (Нахиджеван), Маранд. Фольклорист и этнограф Гарегин Срвандзтян (1840–1892) писал: «Просто и естественно сознавать, что люди, чья родина изначально была одной землёй, говорят на одном языке; нет нужды доказывать, что этой райской прародиной человечества была Армения. Наряду с неопровержимым свидетельством Священного Писания, сказатели истории тоже соглашаются с древним армянским преданием о том, что Ноев ковчег причалил к Масису, Ной спустился в Нихечеван, там нашёл пристанище, и сад его был разбит в Акори. Вот в этом месте заселилось, выросло, заговорило на одном языке новое семейство человеческое».
В армянской мифологии сохранились многочисленные предания о горах. Наиболее важное место в них занимают Арарат, Арагац, Сипан, Немрут, Оцасар — практически все армянские горы, с которыми связаны многочисленные сведения, относящиеся к истории Древней Армении и собранные в устном народном творчестве (мифах, легендах).
Многие легенды, возникшие вокруг гор, имеют трёхъярусную и взаимосвязанную структуру о культе почитания гор, которые дают обобщённое семантическое и мифологическое представление о жизни. Важен мотив трёх ярусов ковчега, отвечающий тройственному по вертикали членению мироздания, мирового древа и т. п. По постбиблейскому объяснению, нижний ярус занимали пресмыкающиеся и звери, средний — люди, верхний — птицы. В легендах разных народов горы часто уподобляются мировому древу — оно воплощает трёхъярусное строение космоса, ось которого — центр Вселенной («пуп мира»).
Источник: Сен Оганисян. «Армения. Нахичеван. Геноцид» / Сен Оганисян ; перевод Каринэ Казарян. — Москва : Ключ-С ; Ереван : Наапет, 2016.