Редакция

Поэт Наири Зарьян – страстный певец армянского социализма

Редакция
Поэт Наири Зарьян – страстный певец армянского социализма

Творчество Наири Зарьяна можно охарактеризовать как своеобразную художественную летопись героической истории армянского народа, его жизни и борьбе в советские годы. Поэт и драматург, он пришел в литературу со своей главной темой – судьба социалистической Армении. Раздумьями о народе, его прошлом и настоящем проникнуто все творчество писателя.

Наири Зарьян (настоящее имя – Айастан Егиазарьян) родился 13 января 1901 года (31 декабря 1900 года) в селе Хараконис Ванского вилайета (сейчас – территория Турции). Сын безземельного крестьянина, он познал всю тяжесть жизни в бедности.

Не знал я детства беззаботных дней
И молодости легкой без печали.
Над буйным вязом юности моей
Шумели бури, ствол его качали

(Н. Зарьян. Перевод В. Звягинцевой)

Фото: avproduction.am

В юности будущий прозаик и драматург батрачил у более состоятельных односельчан. «В убогом Хараконисе, где я родился, – писал он впоследствии, – пришлось бы мне пахать каменистую почву, пахать с вечным страхом в душе, что вот придут турецкие башибузуки, отберут у меня единственную пару волов; я обругал бы их, меня бы поволокли в суд, обвинили в “антиправительственной деятельности” и сгноили в тюрьме – ведь я осмелился защищать свои права! Так было бы со мной. И так было действительно с отцом моим, дедом и прадедом».

В годы Геноцида армян вся семья будущего поэта погибла от турецкого ятагана. Оставшись сиротой, Зарьян вместе с другими беженцами перебрался в Восточную Армению и некоторое время жил в сиротских домах Дилижана и Еревана.

Уже в эти годы обнаружился поэтический дар Зарьяна, в печати появились его первые стихотворения. В них преобладали темы грусти, тоски: жизнь казалась писателю мрачной и безысходной. Но с приходом советской власти настроения в его творчестве стали меняться. В 1923 году Зарьян поступил на историко-филологический факультет Ереванского университета, продолжив оттачивать свое мастерство.

В 1926-м писатель выступил со своим первым поэтическим сборником «Голубая страна каналов». Настроения смутной тоски сменились песнями борьбы и труда. Поэт писал о каналах и гидроэлектростанциях, сельскохозяйственных машинах, новых отношениях между людьми и возрождении жизни. Этому сборнику характерны «космическая» отвлеченность и техницизм.

Хачатур Есаян. Портрет Наири Зарьяна. Из коллекции Национальной галереи Армении

Шагом вперед в творчестве Зарьяна был сборник «Удары» (1932), куда вошли стихотворения и поэмы 1926-1930 годов. Его основное содержание связано с темами социалистического преобразования страны и гражданской войны. Неоконченная поэма «Чугун», стихотворения «Гул», «У горна», «Рождается новая жизнь» посвящены явлениям советской действительности и новой человеческой психологии. В этот период своего творчества Зарьян еще считал предметом поэзии мир вещей, а не человека. Тем не менее, поэзия 20-х годов стала той основой, благодаря которой он впоследствии напишет свои главные шедевры.

С начала 30-х годов в произведениях Наири Зарьяна значительное место стали занимать проблемы искусства, его идейности, гражданской миссии поэта и использования классической литературы. В годы становления новой действительности писатель пытался определить место художника в жизни народа. Об этом – «Шагай, моя песня», «Долг», «Фирдоуси».

Узнай и выведай о нем
Все, как ты знаешь о себе.
Исполненный его огнем,
Ты явишься в людской толпе, –
И песнь твоя наверняка
Отыщет отклик и привет,
И ты переживешь века,
Наш современник и поэт!

(Н. Зарьян. Перевод П. Антокольского)

В 1930 году Зарьян по поручению партийной организации принимал участие в создании колхозов – глубокая связь поэта с народной жизнью обусловила его отрицательное отношение к формалистическим течениям в искусстве и уважение к классической литературе и фольклору. Значительным явлением в истории армянской литературы советского периода стала его эпическая поэма «Рушанская скала» (1930), в основе которой лежала история организации колхоза в одном из уголков Армении. Это произведение, удостоившееся высокой оценки Егише Чаренца, отразило важнейшие события эпохи коллективизации.

Фото: avproduction.am

Выступая, с одной стороны, против «нейтральной» поэзии, с другой – против идеализации прошлого, Зарьян утверждает искусство, тесно связанное с современностью. Дальнейший путь развития поэзии он видел не в бесконечном повторении «вечных» тем, а в художественном осмыслении новых исторических явлений. В его творчестве 1930-1940-х часто встречаются строки, утверждающие понимание единство творца и народа: «я – твой поэт», «я – твой певец», «народ дал мне священное звание поэта».

Центральное место в произведениях этого периода занимает эпический образ Советской Армении. «Ереван», «Зеленая песня», «Севан», «Возрождение» – в этих стихотворениях Зарьян утверждает, что возрождение страны является результатом невиданного расцвета творческих сил народа при социализме. Эта точка зрения, несомненно, повлияла на развитие социалистической армянской поэзии.

В 30-е годы окончательно определился творческий облик Наири Зарьяна – поэта-трибуны, убежденного и страстного певца социалистического строя. Именно эти качества с новой силой проявились в годы Великой Отечественной войны. С первых дней писатель работал с неукротимой творческой энергией. Лирический и философские, публицистические и сатирические произведения, напутствия бойцам, корреспонденция, стихотворные тексты в карикатуре, очерки и путевые заметки, детские и исторические пьесы – Зарьян обращался к самым разным формам.

Идея патриотизма стала лейтмотивом творчества писателя военных лет. Начав свою «летопись» стихотворением «Родная земля» 1941 года, он завершил ее произведением «9 мая 1945 года». Зарьян дважды побывал в действующей армии и в результате этих поездок написал «В блиндаже», «На фронте», «Гарник Хачатрян» и другие стихотворения в жанре документального повествования. Также в поэзии военных лет преобладала публицистическая лирика, в том числе и прославляющая единство советских народов: «Мы с тобой, Москва», «СССР», «Не отдадим Москвы». Вершиной творчества этого периода считается поэма «Голос родины» (1942), где автор осмысляет прошлое и настоящее армянского народа.

Возненавидьте своего врага
С такою силою, с какой
Стремится с гор косматая река,
Чтобы в долине обрести покой.

(Н. Зарьян. Перевод И. Сельвинского)

Гурген Кочарян, Ара Саргсян, Арпеник Налбандян, Вагарш Вагаршян, Андраник Багдасарян, Наири Зарьян, 1949. Фото: arpeniknalbandyan.com

Важную роль в творчестве военных лет играет историческая трагедия «Ара Прекрасный». Наири Зарьян, оставаясь верным духу легенды о Шамирам и Ара в трактовке Мовсеса Хоренаци, воссоздал ее, иначе раскрыв тему борьбы армянского народа за свободу и независимость. Писатель не стал делать акцент на истории трагической любви, как это делали многие другие авторы, а поставил на первое место исторический фон, противостояние Армении и Ассирии. У Зарьяна Ара – герой, в душе которого борются любовь к Шамирам и сознание долга перед государством.

Впрочем, наследие Зарьяна-драматурга куда богаче: «Ара Прекрасный» – не единственная его пьеса. Однако о других трагедиях и комедиях, а также прозе – Зарьян написал знаменитый роман «Ацаван» – все же стоит поговорить отдельно.

Источник: История армянской советской литературы. «Наука», Москва, 1966

Фото обложки: avproduction.am

Поэт Наири Зарьян – страстный певец армянского социализма