«На горе Арарат растет красный виноград»: что мы знаем об армянском вине
«Выпить раз — хорошо, дважды — достаточно, трижды — беда», — гласит армянская пословица. А вот древние греки считали, что мера должна быть в каждом аспекте жизни и именно она является залогом хорошего вкуса, необходимым не только ценителям вина, но и искусства. Вряд ли можно назвать другой напиток, который будет настолько связан с творчеством и так же, как и искусство, вечен. Воскеат, Лалвари, Аревик и Гаран-дмак, Кангун, Арени-нуар и Кахет. Нет, это не слова армянской песни, это просто названия сортов винограда, растущих на склонах Армении. Однако их звучание — уже отдельный вид искусства.
Современные винодельческие районы
Армения наделена всем необходимым для успешного выращивания винограда: жаркий климат и почва вулканического происхождения. Такой грунт богат различными минералами, а гроздья, согретые солнцем, успевают налиться сладким соком: все это дарит плодам особый аромат и вкус.
Конечно же, почвенный состав в разных регионах Армении отличается, что влияет на характеристики изготавливаемого вина. Самые крупные винодельческие районы в наше время — это Арагацотн, Араратская долина и Вайоц-Дзор.
Первый располагается на западе страны, где виноградники занимают почти половину земель. Из-за частых перепадов температуры в этом районе выращивают древний автохтонный армянский сорт винограда Воскеат: он максимально устойчив в холодную погоду. В армянском языке это название читается в женском роде и переводится как «золотая ягода», а еще этот сорт именуют «царицей белых вин». В Арагацотнской области можно встретить лозы сортов Кангун, из которого производится белое вино, и известный многим любителям красного — автохтонный сорт Арени.
В Араратской долине, которая находится в кавказском регионе Армянского нагорья, существует возможность возделывать не один сорт винограда: ранее упоминаемые Воскеат и Арени, Гаран-Дмак, из которого делается белое вино, и сорт Хндохни для изготовления красного. Такое разнообразие выращиваемых сортов возможно благодаря большому количеству солнечных дней на территории долины.
Район Вайоц-Дзор находится на юго-востоке страны, где располагаются основные плантации сорта Арени-нуар, из которого на данный момент производится большое количество красных вин. Здесь вьются древнейшие лозы винограда, растущего уже несколько тысячелетий. Именно тут в 2011 году обнаружили и самую древнюю винодельню возрастом примерно 6100 лет. Археологи раскопали в пещере «Арени-1» пресс для производства вина, глиняный сосуд для ферментации и хранения вина — карас, виноградные лозы и даже виноградные семена. Все это подтверждает многим известную теорию о том, что основным центром производства вина с глубокой древности изначально была Армения.
Археологическое вино
Археологические открытия, сделанные на юге сегодняшней Грузии и юго-востоке современной Турции, дополняют общую картину: территория Древней Армении была гораздо обширнее существующей ныне, и в ее состав входили все ранее перечисленные области, а Армянское нагорье с горой Арарат, где согласно Священному Писанию появился первый виноградник, оказываются как раз в центре, между ними.
Наличие ранней традиции виноделия в Армении подтверждают и древние письменные источники. Античный историк Страбон упоминает плодородие армянских земель в своей работе «География», а писатель из Афин Ксенофонт в книге «Поход Кира». О вине писал и «отец истории» Геродот в своей работе «История»:
«В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи [остов] обтягивают плотными шкурами наподобие [круглого] днища корабля. Затем набивают все судно соломой [для обертки груза] и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином».
Геродот, трактат «История»
Первые «дегустаторы» армянского вина — Гильгамеш и Ной
На самом деле речь идет об армянском вине, которое Геродот называет финикийским не просто так. В древности оно считалось лучшим товаром для знати Вавилона, Египта и Греции, поэтому название финикийского вина на некоторое время стало именем нарицательным и обозначало самый качественный виноградный напиток.
Вино в Армении, как и в других христианских культурах, — это символ плодородия и евхаристической христовой крови, несущей в себе жизнь. Согласно Библии, когда Ноев ковчег очутился в горах Армении, Ной вытащил из-за пазухи небольшой росток. Этим ростком была виноградная лоза.
«На седьмой месяц, в семнадцатый день, ковчег причалил к горам Арарата».
(Бытие 9:4)
«Сойдя на землю, Ной первым делом посадил виноград. Он выпил немного вина и стал пьян…»
(Бытие 9:20-21)
Виноград обрел свой дом у подножия величественной горы Арарат, после чего на протяжении многих веков дарил людям возможность наслаждаться изготовленным из него вином.
Есть источники, которые утверждают, что эта история основана на гораздо более древнем мифе Месопотамии. Царь Гильгамеш узнает о тайне вечной жизни у своего предка — Утнапиштима, который стал бессмертным благодаря тому, что послушал богов и спас жизнь на земле, построив огромный корабль перед Всемирным потопом. Гильгамеш находит Утнапиштима в горах у устья рек в винограднике. [Речь идет о реках Тигр и Евфрат, верховья которых располагались в районе горы Арарат в Древней Армении. — Прим. авт.].
Из книги армянского поэта, философа и церковного деятеля Аракела Сюнеци (XIV–XV вв.)
«Куда ни глянь — пустеет сад,
Но дозревает виноград,
Чья сладость слаще всех услад
В раю Адама искушала.
Поднесший виноград к устам,
Из рая изгнан был Адам, —
Но сладость винограда нам
Блаженство рая даровала»
Винодельческие технологии Армении
Всем нам известно, что в Библии запретный плод не был назван, и, хотя принято считать, что это яблоко, в армянской средневековой литературе его иногда представляли в виде винограда.
Что касается вина, тот тут все наоборот: иногда виноград можно заменить другими фруктами. Самое известное фруктовое вино Армении — гранатовое. На рынке существуют и другие десертные вина, привлекающие внимание гостей Армении: айвовое, сливовое, ежевичное, абрикосовое, вишневое и даже малиновое. Однако масштабы их производства, несомненно, скромнее производства виноградных вин.
В целом, количество виноделен в Армении с 2000 года сильно увеличилось и достигло высокой отметки. С их развитием стали использоваться максимально современные технологии создания вина, но и древние традиции не были забыты. Раньше вино производилось примерно в таком порядке: каменную давильню устанавливали около дома, собирали урожай и мяли виноград босыми ногами, заливали полученный сок в большие глиняные кувшины и либо помещали на долгое время в погреб, либо закапывали прямо в землю, а для очищения вина бросали в него комок глины. Конечно, такая методика производства вина была забыта, но некоторые винодельни все еще используют карасы для выдержки вина.
«До сих пор существуют маленькие бутиковые винодельни, который используют методы виноделия максимально похожие на те, которые использовались 6000 лет назад».
Мария Сахинова, организатор авторских и винных туров по Армении
Отдельного внимания заслуживает упоминание вина в армянской культуре. Во все времена оно вдохновляло поэтов и художников Армении. Да и где еще можно найти самое искреннее прославление этого напитка, если не в искусстве. Ведь именно оно, как и вино, — является душой народа и его страны.
Один из самых ранних примеров использования мотивов виноделия в искусстве — это армянская мозаика VI века на полу погребальной часовни святого Полиевкта Мелитинского в Иерусалиме в Армянском квартале. На ней изображены узор в виде амфоры, из которой вьются виноградные лозы с сидящими на них птицами, и надпись на армянском: «Памяти всех армян, чьи имена известны только Богу».
Создатели барельефа на стенах древнего иранского города Персеполис тоже отдали дань вину: на восточной лестнице ападаны [большой зал с колоннами и крышей для торжественных царских приёмов. — Прим. авт.] изображена армянская делегация, которая преподносит царю свои лучшие подарки — лошадей и, конечно же, вино.
Очень часто упоминали об этом напитке в литературе. Тертер Ереванци — армянский поэт и переписчик XIV века сочинил поэму «Спор винограда, вина и мудреца», в которой вино убеждает мудреца в своих добрых намерениях по отношению к людям. В итоге оппонент признает поражение и благодарит Господа за напиток, который приносит радость, утешает скорбящих и украшает скромные столы.
Это не единственная поэма, посвященная вину. Армянского поэта XVI или XVII века (точная дата неизвестна) Аствацатура запомнили благодаря его сочинению о вине, винограде и виноградниках. Автор утверждает, что несмотря на божественное происхождение этого напитка и его оживляющую силу, он предназначен для смертных, как для принца, так и для крестьянина.
Ованес Шираз (армянский поэт XX века) из всех алкогольных напитков оказывал предпочтение именно вину, о чем и написал в своем стихотворении:
Вино — я друг веселой жизни,
Вино — спешу на торжество.
Один бокал весельем брызнет,
Но вредно больше одного!
…
Всему должна быть мера, люди!
Не обижайтесь за совет,
Но и веселье в тягость будет,
Когда веселью меры нет.
Виноделие в искусстве и культуре Армении
Конечно же, тема вина и винограда не обошла стороной такой вид искусства, как живопись: игру глубоких и завораживающих оттенков фиолетовых и зеленоватых ягод могут передать только краски. Мартирос Сарьян, Николай Котанджян, Ара Бекарян, Егише Татевосян, Бабкен Колозян, Баграт Григорян, Минас Аветисян и другие армянские художники с большим удовольствием посвящали свои работы виноградной тематике. В Национальной галерее Армении можно подробно рассмотреть многие из этих картин.
— Можно ли сказать, что цитата Бенджамина Франклина «Вино — это доказательство того, что Бог любит нас и хочет видеть нас счастливыми» передает отношение армянского народа к вину?
— Нет, для армян есть одно доказательство любви Бога — гора Арарат.
Из интервью с Марией Сахиновой, организатором авторских и винных туров по Армении
Что касается праздников, с V века в Армении отмечают Хахохорнек. Официально он называется праздником Успения Пресвятой Богородицы и посвящается ее уходу из жизни и освещению винограда. Проходит в ближайшее к 15 августа воскресенье. В этот день виноград освящают в церкви и лишь после этого предлагают отведать гостям. Наряду с Хахохорнеком в разных городах Армении проводят и тематические фестивали: двухдневный Yerevan Wine Days в Ереване, Voskehat Wine Fest в Аштараке, фестиваль сбора урожая Harvest Fest, Areni Wine Fest в Арени и другие.
История Армении как винодельческого региона не похожа на историю никакой другой страны: сейчас она является одновременно одной из самых древних наций, производящих вино, и одной из самых молодых. Пик производства пал на существование Древней Армении, в советский период вино ушло на второй план, уступая место популярному на застольях коньяку, а с 2000-х годов винодельческий бизнес пережил возрождение.
По словам Марии Сахиновой, организатора авторских и винных туров по Армении, вино «пока не основной алкогольный напиток на застольях и сильно уступает водке, фруктовым настойкам и коньяку, но буквально на глазах с каждым годом завоевывает все больше почитателей и любителей на застольях». Эксперт считает, что Армения отличается от других стран эндемичными сортами винограда, которые растут только в Армении. Причем ареал винограда исчисляется не масштабами страны, а буквально небольшим регионом. Отдельно выделяет Сахинова фруктовое, а точнее даже гранатовое вино — его стали делать в Армении относительно недавно и оно популярно больше среди туристов, чем местных. «По крайней мере я еще ни разу не слышала от армян фразу „Пойдем, выпьем гранатового вина“», — смеётся организатор винных туров. Однако гранат, как и виноград, и абрикос, всегда был среди символов Армении. Его изображения часто встречаются в национальном изобразительном искусстве, в архитектуре и литературе. И все же, на взгляд Сахиновой, главный символ Армении — это абрикос (Prunus armeniaca).
Итак, символов, которыми можно гордиться и передавать по наследству, у армян много. Но одно остается неизменным с давних веков: любовь к вину у армян — это любовь к своей земле, из которой с таким рвением произрастает выращенный с этой же любовью виноград.
Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована фотография барельефа из Ападаны с изображением армян, которые преподносят своё знаменитое вино царю. Источник © Nikopol