Арам Гарибян

Крик неравнодушного о возрождении жизни. Рецензия на книгу Рубена Григоряна «Мой сын идет на войну»

Арам Гарибян
Крик неравнодушного о возрождении жизни. Рецензия на книгу Рубена Григоряна «Мой сын идет на войну»

Совсем недавно состоялась презентация книги Рубена Григоряна «Мой сын идет на войну» – истории о простом гражданине своей страны и его размышлениях о долге, родине и вере в справедливость. Рассказ, не способный оставить читателя равнодушным, тут же нашел отклик. Редакция Армянского музея Москвы публикует рецензию Арама Гарибяна на это произведение.

Рассказ Рубена Григоряна «Мой сын идет на войну» пробудил желание поделиться личным взглядом и ассоциациями, вызванными этим произведением. Некоторые читатели могут сказать, мол, когда гремят пушки, музы молчат. Но в этой книге автор поднимает конкретные вопросы, с лирическими пассажами и вкусом жизни, благодаря чему произведение читается легко, с теплотой, а доминанты его – не подсказки и не муза, а фанфары, что трубят громко, возможно, трубят сами Ангелы из «Откровения» Нового Завета. Учитывая столь драматическое, даже трагическое прошлое нации, с титаническими потерями людей, иметь еще и прелюдию, квинтэссенцию продолжения – это приближение к краю бездны в самом широком смысле.

Можно провести аналогию между описанной в рассказе семьей с целым народом. Ведь только наше время – это промежуток, в который дана возможность проявить себя своими деяниями, мыслями, словами в полной мере. И императив рассказа – чего стоит народ, не сумевший защитить свое поколение, – уже первое мажорное обобщение с целым спектром различных оттенков восприятия. Здесь – не осуждение народа в прямом смысле, а направление вектора на истинные причины слома конъюнктуры времени и виновных. Рождаясь, мы не выбираем родителей, народ, национальность – это дано Богом раз и навсегда, как исток, благодать, бремя или печать!

В обыденной жизни сам я избегаю широкого комментирования крамольных и эсхатологических тем: считаю, что вопросы существования и выживания должны исходить из вопросов жизни истинной, чтобы иметь стабильное решение, иначе возможен возврат к исходному. Нужно всегда культивировать процветающую и осмысленную жизнь, во всем своем разнообразном проявлении, но не оторванной от своего наследия. В ответ на крамольные темы обычно пишу кратко и лаконично. Но здесь, думаю, автор создал нечто важное, касающееся не сколько фривольного, поверхностного восприятия недавней войны, сколько оценке народа и своего архиважного статуса в жизни, меря свою сущность, силу, возможности и стяжение наследия. Косвенно ставится и вопрос о существовании, и о полной жизни. Сын и отец из рассказа – словно нынешнее лицо Армении. Поступок сына, самовольно, тайком убегающего на войну, нельзя объяснить просто желанием стать мужчиной, скорее это – бич времени, зов внести свою лепту в защиту чести и достоинства народа, нации, быть в единстве со всеми!

Рубен Григорян. Презентация книги. Фото: armmuseum.ru

Отражения войны в культуре за прошедший год практически не было заметно, за исключением рассказа Рубена Григоряна. Книгу «Мой сын идет на войну» можно сравнить с немым фильмом 1919 года американского режиссера Оскара Апфеля, в котором рассказывается о спасении от Геноцида армян в Дейр-эз-Зоре героини Аршалуйс Мартиканян, роль которой Аврора Мардиганян не только сыграла, но и написала сценарий картины. Спустя время, правда, фильм «Растерзанная Армения» был утерян, однако в 2004 году его нашли и восстановили 20-минутный отрывок, а также множество фотографий. Эта лента стала первым отражением Геноцида 1915 года в культуре, через четыре года после ужасных событий.

По моему мнению, стоит написать продолжение рассказа – «Мой сын вернулся с войны», в котором весть о гибели героя оказалась бы ложной. Ведь мы – народ-феникс, способный возрождаться из пепла. Рубен Григорян излагает истории в своих книгах с удивительным шармом, живучим настроем своего «камертона». Это говорит и о том, что в нем еще живет та вспышка яркого и теплого понимания жизни, которую подарил его народ еще в детские, юные годы!

Интересуясь сегодняшними политическими событиями, я не нахожу пока пути к стабильному будущему в ближайшее время. Необходимо использовать весь арсенал средств для предотвращения фатального сценария. Вопрос на 44 странице книги (символично совпавший с количеством дней прошедшей войны) звучит так: «Откуда родом война? Родом она от невежества и бескультурья. Разве трудно понять, что война – это зло, она просто дика». Откуда же это невежество? В невежестве не раз упрекал своих современников еще Сократ, считая его причиной непонимания мудрых модусов. Невежество и бескультурье – есть отсутствие своего этнического наследия или непринятие мудрости от имеющих ее, или преобладание силовых методов решения проблем горе-политиками. Политика и культура – две полярные крайности бытия! Источник культуры – древний культ предков. Он – благородного происхождения, его нельзя сотворить, исходя из политической или демократической конъюнктуры, он имеет душу и обращен к душе человека. Методы политики – орудия власти. Она обращена не к культуре, а к сухому, рациональному разуму человека, а иногда и демоническому, хищному его проявлению.

Иисус сказал: когда умалитесь, тогда и возвыситесь. Грубому миру это не близко: он желает забрать все, что лежит беззащитно. «Начало мудрости – страх Господень», но нашему безбожному миру до этого далеко! Война это не только грубый порядок, она намного страшнее: это – путь в небытие, врата в антимир из бытия человека!

Фото: armmuseum.ru

В начале 2000-х годов на меня произвел впечатление 40-минутный монолог боевика прошлой Арцахской войны Саркиса Ацпаняна. Его речь поражала своей откровенностью, искренностью и непосредственностью изложения. Впоследствии у нас появилась возможность встретиться и побеседовать лично. Саркис Ацпанян трепетно выражал свое сочувствие и сострадание находящимся в блиндажах совсем юным ребятам, еще не вкусивших плоды жизни, не осмысливших ее и оказавшихся на острие, в любой момент способные эту жизнь потерять. Сам он родился в Турции, а в Армению приехал в 1990-е годы из Франции. Военный говорил, что в той войне зарубежных армян участвовало мало. И находясь там, за границей, он отмечал отсутствие у многих молодых ребят армянского эгрегора – харизмы. Большинство не были заняты поисками себя и своего национального предназначения.

В основе любого явления всегда лежит либо определенная степень разрушения – зла, либо степень созидания – добра. Злой не может понять, что он несет зло: у него своя одержимость лжесправедливостью, демоническо-бесовскими оправданиями. Такой человек не может влиться в созидательную стезю жизни, иметь широкое светлое сознание! Вникнуть в это дано не всем, это явление редкое, тонкое и практически отсутствует в сфере конфронтационной геополитики.

Не аллегорически, а опираясь на всевозможные источники и духовно осмысленное наследие, можно с уверенностью сказать, что человечество разделено на нации и разные языки, дабы каждый обладал своей национальной семьей, и чтобы в этой семье сохранялось взаимопонимание, стремление к поиску более высоких начал и осмысления жизни. Иначе может произойти новое вавилонское столпотворение, хаос, нивелировка накопленных ценностей. Глобальные сценарии и различные проекты может и положительно скажутся на экономике, но на народах – гибельно, особенно народах с высокой национальной идентичностью.

Современным миром правит девиз – разделяй и властвуй, он погрузился в тину нечистых сил. Ибо целостный, осмысленный мир всегда созидательный, жизнетворящий. Мы же, армяне, всегда опирались на свое прошлое, творческие истоки и вершины. Мы творили жизнь и жизнестойкие начала во всем и везде! И многие пророки прошлого и нынешнего предрекали нам не только прекращение трудных времен, но и истинное процветание, мирную созидательную жизнь!

Да будет так во веки веков!

Арам Гарибян, специально для Армянского музея Москвы

Крик неравнодушного о возрождении жизни. Рецензия на книгу Рубена Григоряна «Мой сын идет на войну»