Рок, фолк и рэп: как современные исполнители адаптируют музыкальные традиции
Музыка всегда была действенным инструментом в сохранении культуры и истории. Со времен античности зафиксированы свидетельства о музыкантах, которые распевали стихи и создавали мелодичные конструкции. Из уст в уста передавались сказания и напевы, но сейчас такой необходимости уже нет. Функции музыкального произведения в корне поменялись, но все же современные исполнители разных культур продолжают обращаться к народным мотивам. В новом материале Армянского музея Москвы расскажем, как музыканты в XXI веке перерабатывают мотивы армянской музыки, поднимают серьезные вопросы, влияют на общество своим музыкальным сообщением и как это может влиять на благотворительность.
Ladaniva народная музыка и европейское звучание
Французская музыкальная группа «Ладанива», название которой знакомо жителю постсоветского пространства как марка машины в своих работах часто обращается к национальным мотивам. Солистка группы певица армянского происхождения Жаклин Багдасарян. Основа группы — это дуэт певицы и мультиинструменталиста Луи Томаса. Ladaniva — это сочетание традиционной балканской музыки в современной аранжировке и с элементами музыкального жанра maloya. В репертуаре Ladaniva композиции на армянском (преимущественно) и французском языках.
Группа начала набирать популярность в 2020 году благодаря необычному исполнению народной песни «Вай-Аман». Ladaniva удачный пример проявления национальной идентики в творчестве за пределами Армении. В интервью Спутнику Армении Жаклин неоднократно подчеркивает возрастающий интерес к армянской культуре во Франции. Важно отметить, что все остальные участники коллектива другого происхождения.
Музыка Ladaniva столь многозвучна, сколько многосоставна, что в ней можно найти все музыкальные направления и в неожиданных комбинациях. Динамичные биты, рэп в смеси с народными инструментами в песне о легендах «Oror» или романс в «Sareri hovin Mernem».
ARAM MP3 «Твердо держи нить прошлого»
Арам Саргсян многим запомнился своим выступлением на Евровидении в 2014 году с композицией «Not Alone». Певец представлял Армению и занял четвертое место. С этого времени Арам выпустил много композиций. В 2020 году вышла песня «Kochari» о традиционном армянском танце. «Нить прошедшего времени, в этом танце есть твой ген», — поет Арам. Мотив композиции строится вокруг традиции и современной адаптации танца, корнями уходящего в древность. В этом треке подчеркнуто значение сохранения культуры: «Наши деды и наши танцы создают фундамент для жизни; Твердо держи нить прошлого; Наши деды с Рейхстага до Муша и Вана».
В контексте современной культуры исполнитель раскрывает часть традиций армянского народа. Видеоклип дополняет это яркими сюжетами, в которых отображаются колоритные черты народных зарисовок.
SOAD прямой разговор о серьезных проблемах
System of A Down — группа, которая не нуждается в представлении, но без которой трудно представить тему этого материала. Серж Танкян и Дарон Малакян известны за пределами исторической родины не только музыкальной, но и общественной деятельностью. Музыканты используют свою известность, чтобы привлечь внимание к проблеме признания геноцида армян. Исполнители в своих музыкальных проектах затрагивают трагедию в Карабахе, откровенны в высказывании позиции касательно политики США и Армении. Это относится не только к отдельным высказываниям, но и темам композиций.
В своем сольном творчестве Серж Танкян использует армянские мотивы при написании текстов и создании музыки. Дарон Малакян посвящает свои композиции истории армянского народа посредством сюжета песен. Например «Lives» ярким, аутентичным визуальным сопровождением. Показательны строки: «All of our lives we put up a fight; Our heroes have died; All of our lives we've known wrong from right; Our people survived…».
В 2020 году музыканты воссоединились в работе над совместными проектами впервые за 15 лет. SOAD выпустили композиции в поддержку Карабаха: «Protect the Land» и «Genocidal Humanoids». Это прямое задействование контекста с соответствующим видеорядом. Это упоминание важно, чтобы подчеркнуть участие музыкантов в вопросах сохранения армянской культуры и истории посредством творчества.
Стоит отметить, что тенденция обращаться к истокам и традиционным формам не перестает набирать оборотов, что выражается в разных направлениях искусства. Эта особенность помогает актуализировать нерешенные проблемы, популяризирует культуру и художественно обогащает произведение. Музыканты, которые перечислены в материале, показывают своим примером, какими способами можно влиять на процесс сохранения культуры. Идейность и самобытность не зависит ни от точек на карте, ни от рода деятельности. Перерабатывая мотивы прошлого можно сделать вклад в развитие настоящего.
Текст подготовила Кристина Инякина специально для Армянского музея Москвы