Современные классики армянской музыки: Мансурян, Бабаян и Ерканян

Современные классики армянской музыки: Мансурян, Бабаян и Ерканян

В современном мире живут и работают удивительные люди, которые посвятили свою жизнь классическому искусству — музыке. Среди них есть и наши соотечественники — армянские композиторы, ставшие классиками при жизни. Судьбы их сложились причудливо, неординарно. Служа своей музе, они преодолели целый ряд исторических и личностных кризисов, однако остались верны любимой профессии.

В данном обзоре речь пойдет о трех известных классиках, имена которых выбраны не случайно — они олицетворяют три основных направления армянской музыки, берущих свое начало от творчества двух титанов — Комитаса и Хачатуряна, и вобравших в себя черты как западноевропейского музыкального классического искусства, так и восточнохристианских музыкальных традиций — это Тигран Мансурян, Ваграм Бабаян и Ерванд Ерканян.

Тигран Мансурян

Имя Тиграна Мансуряна знакомо многим любителям армянской классики, кроме того — оно широко известно за рубежом. Мансурян живет насыщенной, интересной и творчески активной жизнью в своей квартирке на улице Терьяна. Много раз его приглашали в другие страны, но он, как настоящий патриот, не мыслит своей жизни без ставшего родным Еревана.

Тигран Мансурян | panorama.am

Тигран Мансурян | panorama.am

Тигран Егиаевич прошел большой жизненный путь, в этом году в музыкальном мире широко отмечается его 80-летний юбилей.

Музыка этого композитора отличается редким сплавом мелодичности и философии. Произведения Мансуряна прочно вошли в музыкальный мир армянского кинематографа. Кроме того, он обращался к различным жанрам классической музыки — симфоническим, вокальным, фортепианным, а также духовным жанрам, занимающим особое место в его творчестве.

Самобытный стиль Тиграна Мансуряна обусловлен рядом фактов из его биографии. Он родился столице Ливана — Бейруте, в 1939 году, затем его семья репатриировалась в Армению, сначала осела в Артике, а потом перебралась в столицу. В Ереване Мансурян жил в крайне стесненных условиях, что не помешало талантливому юноше поступить в музыкальное училище имени Романоса Меликяна, а затем и в Ереванскую государственную консерваторию в класс композиции.

В годы учебы в Консерватории Мансурян занимался самообразованием, очень много читал и слушал произведения современников. Любовь ко всему новому и необычному привил ему учитель — талантливый сын своего отца, Лазарь (Газарос) Мартиросович Сарьян. Тигран Егиаевич не раз с благодарностью отзывался о своем учителе в беседах и интервью. В классе композиции у Сарьяна студенты разбирали свои сочинения, слушали замечания и творческие предложения учителя, знакомились с новыми произведениями зарубежных композиторов.

По окончании консерватории в 1965 году Мансурян всецело погружается в мир сочинительства. Параллельно начинает преподавательскую деятельность в Консерватории (1967). В годы экономической блокады Армении занял пост ректора, который занимал до середины 1990-х. После ухода из Консерватории всецело посвятил себя сочинению музыки.

Львиную долю своих произведений Мансурян написал в период с 1965 по 1999 год. Музыкальный язык композитора обрастал новыми ритмо-интонационными элементами, усложнялись гармонии, музыка приобрела характерную политональность. Произведения Мансуряна во многом перекликаются с творчеством Лазаря Сарьяна и Дмитрия Шостаковича (учителя Сарьяна). Присутствие рафинированного интеллектуально-гармонического пласта и мелодичной прозрачности было обусловлено также выбором литературных источников произведений: это поэзия Федерико Гарсиа Лорки («Три романса», 1966), Егише Чаренца («Art Poetika», 1996) и Нарекаци («Мотет для двух смешанных хоров», 2000). Данью памяти Шостаковичу стал «Виолончельный концерт» 1976 года. Мансурян не обошел вниманием и сферу духовной музыки: он создал «Lakrimae» (для саксофона и альта, 1999), «Mizerere» (для сопрано и струнного оркестра, 1989, на слова Месропа Маштоца), «Agnus dei» (2006).

Особое место в творчестве Мансуряна занимала киномузыка — довольно специфический жанр, который пришелся ему по душе из-за свободы фантазии и возможность свободно выражать идеи, мысли, переживания. В ней тесно переплелись национальные истоки с яркими и сочными гармоническими пластами. Среди самых известных его работ нужно отметить музыку к фильмам «Цвет граната» (1969), «Мы и наши горы» (1969), «Осеннее солнце» (1977), «Гикор» (1982), «Пощечина» (1980), а также музыку к мультфильмам «Лилит» (1972), «Волшебный лаваш» (1973). В документальном кино стоит отметить работу над серией фильмов про Матенадеран (6 фильмов, 1983) и над фильмом «Параджанов. Последний коллаж» (1995).

Композитор два раза был номинантом премии «Грэмми». В честь 80-летия Тиграна Мансуряна запланирован целый ряд мероприятий, среди которых два авторских концерта, концерт в Госфилармонии и в Доме камерной музыки в Ереване.


Ваграм Бабаян

Ваграм Бабаян родился и вырос в Ереване. С детства его интересовала музыка. В Ереванскую государственную консерваторию он поступил сразу на два факультета: фортепианному искусству учился в классе В. Агароняна, композиции — у Г. Егиазаряна. Сейчас Бабаян больше известен за рубежом, особенно ценят его творчество в Германии, Англии, Австрии, Японии и в ряде других стран, где исполнялась его музыка.

Ваграм Бабаян | avproduction.am

Ваграм Бабаян — чрезвычайно деятельный, активный и плодовитый композитор, который также выступает как концертирующий пианист. Произведения Бабаяна отличаются философской глубиной и лирическим психологизмом. Стиль композитора можно охарактеризовать как неоромантический. Большое влияние на его творчество оказали три композитора — Бетховен, Малер и Тертерян. В сфере композиции Бабаян пробует себя в очень многих жанрах классической музыки: в симфонии, балете, вокально-инструментальных циклах.

В 1992 году благодаря спонсорам композитор основал фонд, а затем отправился на творческие гастроли в Германию. Соприкосновение с немецкой музыкальной культурой оставило ощутимый след в искусстве Бабаяна. В его симфонических произведениях чувствуется погружение в мир глубоких эмоциональных переживаний. Музыкальные миры его симфоний очень близки бетховенским и малеровским, национальные мотивы в музыке преломляются сквозь призму индивидуального мироощущения. Бабаян — автор девяти симфоний и четырех хоровых симфоний, где музыкальная мысль композитора пронизывается мелодическими и оркестровыми пластами, сложными современными гармониями.

Симфонические партитуры Бабаяна монументальны и архаичны. В оперном жанре следует отметить «Письма Бетховена» (1977), «Гамлет» (1990), «Сорок дней Муса-Дага» (2004). Все его оперы разнохарактерны: от мрачно-философской саги до патриотической национальной оперы. Все оперы связывает современное изложение музыкального материала, абстрактность музыкального языка, и стремление максимально правдиво отобразить образы главных героев. Помимо опер и симфоний, Ваграм Бабаян является автором пяти фортепианных концертов, четырех балетов, среди которых особенно выделяются «Пигмалион» (1975) и «Маленький принц» (1998), две оратории на библейские сюжеты, камерные симфонии и симфония для ударных инструментов.

Его произведения и статьи о фортепианном исполнительском искусстве выходят публикуются в Англии, Франции, Армении и России. С 1998 года композитор способствует организации музыкальных фестивалей в Армении. Его неординарная личность, космополитичность взглядов и философская глубина очень созвучны веяниям современной мировой музыкальной классики.


Ерванд Ерканян

Одним из композиторов, продолжающих развитие армянской духовной музыки, является Ерванд Ерканян. Он обладает глубокими познаниями во многих областях: история, архитектура, старинная музыка. Композитор прошел большой творческий путь и по сей день занимается сочинительством и музыкально-общественной деятельностью.

Ерванд Ерканян | facebook.com

Ерканян родился в Гюмри в 1951 году, с пяти лет занимался скрипкой. В 1970 году переехал в Ереван ради учебы в Консерватории, где выбрал направление армянского песнетворчества, берущего свое начало от произведений Месропа Маштоца, Анании Ширакаци, Григора Нарекаци и других авторов Золотого века армянской музыки. Большое влияние на формирование его музыкального стиля оказало творчество Комитаса. В 1987 году Ерканян стал художественным руководителем ансамбля старинной армянской музыки «Тагаран», для которого были написаны многочисленные произведения, многоголосные обработки армянских духовных тагов и шараканов.

С 1994 года и по сей день Ерканян работает в Ливане, занимается популяризацией армянской музыки, руководит хором «Гусан», камерным оркестром «Айастан», ансамблем старинной музыки «Мадригал».

Музыка Ерванда Ерканяна представляет из себя сложный сплав, состоящий из элементов армянского духовного песнетворчества — с одной стороны, и современных средств музыкальной выразительности — с другой.

Ерканяна можно назвать композитором-ученым, глубоко и всесторонне изучившим наследие своего народа, пытающимся выразить свое мироощущение с помощью музыки. Творчество Ерванда Ерканяна высоко ценится зарубежными ценителями армянской новейшей классики. В круг его музыкальных предпочтений входят разнообразные образы: начиная от исконно армянских — опера «Шушаник» (1981), фольк-опера-балет «Мокац Мирза» (1978), до древнегреческих, исторических — балеты «Орест» (1974), «Царь Эдип» (1976), и современных — «Шестая симфония» (2014).

Завершая обзор, хочется добавить, что армянская школа композиции не ограничивается этими именами, а имеет немало достойных представителей, которые, к сожалению, на данный момент не слишком востребованы в Армении. Однако будем надеяться, что перемены, происходящие в нашем обществе, создадут благоприятную почву для жизни и творчества наших замечательных композиторов на родной земле.


Гаянэ Мелконян,
музыковед, педагог, музыкальный критик

Современные классики армянской музыки: Мансурян, Бабаян и Ерканян