Минас Саргсян. «Симферополь. Таврическая гимназия». Главы из биографии Айвазовского «Жизнь великого мариниста»
В этой главе рассказывается о гимназических годах будущего мариниста. Айвазовский жил в семье Казначеева — в отдельной комнате. Светский лоск, который был присущ Айвазовскому всю жизнь, сформировался здесь, в губернаторском доме. О судьбе юноши и о его поступлении в высшую школу живописи позаботилась в дальнейшем аристократка Наталья Фёдоровна Нарышкина. Благодаря её участию, Айвазовский был принят в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
В 1830 году городской голова Феодосии А.И. Казначеев был назначен Таврическим губернатором. С семьей он переехал в Симферополь, взяв с собой и Ивана Айвазовского.
Симферополь был центром Таврической губернии, самым крупным ее городом, ее сердцем. Он являлся одним из тех русских городов, которые имели самые тесные связи с Петербургом и Москвой. Многочисленные очаги культуры города и аристократическая прослойка благоприятствовали творческому росту молодого художника. Здесь он знакомился и общался с гостями семьи Казначеевых. Художественное творчество одаренного юноши в этой среде не осталось незамеченным. Особенно горячее участие в судьбе юного художника приняла Наталья Фёдоровна Нарышкина. Иван Айвазовский дружил с её сыном, как и с сыном Казначеева. Обнаружив в юноше талант не только художника, но и музыкальные способности, Нарышкина задумалась над дальнейшей судьбой мальчика и его образованием.
Спустя некоторое время при содействии А.И. Казначеева и его ближайшего окружения, четырнадцатилетний Иван 15 августа 1831 года в Симферополе поступил в первый класс Таврической гимназии. Здесь он начал изучать алгебру, геометрию, русский, латинский, французский, немецкий языки, логику. Но особенно любимым было рисование. Способный и трудолюбивый гимназист быстро усваивал сложные науки — всё то, чему его учили опытные преподаватели.
Он жил в отдельной, выделенной ему, комнате и находился в постоянном общении не только с членами семьи Казначеева, но и с воспитателями детей, друзьями семьи. В этом общении шлифовались способности провинциального мальчика. Он усваивал изящные манеры, городской этикет, что было очень важным для становления личности. Он читал книги и журналы, поступавшие из Петербурга и Москвы, а также из-за границы. В свободные часы рисовал. По просьбе гостей играл на скрипке народную и классическую музыку. Нотам его обучали дети Казначеевых и их учителя. Именно здесь он услышал музыку Моцарта, Бетховена и других великих композиторов.
Неизгладимый след в его памяти оставили разговоры о великих мастерах Древней Греции и Древнего Рима: их часто можно было слышать в доме Казначеева. Журнал «Русская старина» со слов художника пишет: «В одно из своих посещений Айвазовский предложил Ф.Д. Нарышкину нарисовать ему „жидов“ и тут же нарисовал пером группу евреев в синагоге. Молодой Нарышкин показал этот рисунок Наталье Фёдоровне». Рисунок произвел на неё столь сильное впечатление, что Наталья Фёдоровна решила не оставлять своих забот о таланте юного художника.
Источник: Минас Саргсян. «Жизнь великого мариниста». Феодосия, Москва : Издательский дом «Коктебель», 2010 год.
Обложка: pastvu.com